Национальные модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучение данной темы связана с тем, что в мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран (исторические особенности, уровень развития национальной экономики, выбор приоритетов общественного развития, традиции и т.д.) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.
Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений не приносит желаемых результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Национальные модели рыночной экономики, особенности социально- ориентированной рыночной экономики
1.1 национальные модели ………………………………………………....4
1.2 социально-ориентированная рыночная экономика ………………….9
2. Анализ особенностей построения белорусской модели экономического развития и этапы ее построения
2.1 анализ особенностей построения белоруской модели экономического развития ………………………………………………………………………..13
2.2 этапы построения белорусской модели экономического развития..16
3. Перспективы построения социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь…………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 62.94 Кб (Скачать файл)

К этому следует добавить психологическую  и социальную неподготовленность населения  к крутым реформам, обрушившимся на людей в начале 90-х гг. (т.е. особый социальный стресс), о чем говорят  социологические опросы того периода, причем во всех странах СНГ. Таким  образом, объективные условия, в  которых оказалось население  страны, потребовали учета этого  обстоятельства и проведения реформ в особом, социально-щадящем варианте. В противном случае трансформация  могла завершиться  провалом с  социальными противостояниями.

В-третьих, особенностью белорусской  модели следует признать ее интеллектуально-инновационную  основу, которая вписывается  в  общемировую направленность развития экономики в ХХI в. Фундаментальной базой этого развития является новая экономика, основанная на интеллектуальном капитале.

Основной признак новой экономики  – знания становятся главным ресурсом и главным источником богатства  как на микро -, так и на макроуровне  экономики. Знания и их использование  создают превалирующую часть  ВВП (до 80-90 % в современных, прогрессивных  отраслях).

 

                                                   14

 

У республики есть возможность и  необходимость «вписаться»  в  этот контекст мирового прогресса. Данное направление обусловлено и  особенностями  ресурсной базы экономики страны. Ее относительная бедность природными ископаемыми, особенно энергетическими  ресурсами, и рисковая зона сельскохозяйственного  производства вызывают необходимость  обратиться к ресурсам интеллекта и  сделать именно их основой экономического и социального развития.

Белорусская экономика к началу переходного периода сложилась  как зрелая индустриальная экономика. Наша республика специализировалась на производстве продукции индустриальных отраслей: машиностроение, нефтехимическая  и химическая, деревообрабатывающая, легкая. Производство, означающее взаимодействие с машинами, и есть база индустриальной экономики. Таковой и была Беларусь на пороге трансформационных событий.

Направленность на постиндустриальное развитие требует превращения научно-технической  политики как комплекса мер по регулированию отдельной сферы  в стержень всей системы государственного регулирования. Разработанная в  Республике Беларусь концепция национальной инновационной системы предусматривает  тесную интеграцию науки, образования  и производства страны на основе использования  новых знаний, создаваемых интеллектом.

В-четвертых, еще одной особенностью модели преобразований экономики в  Беларуси  является их последовательность и постепенность. Дело в том, что  шоковый вариант на фоне чернобыльской  катастрофы, а также в условиях монополизированного характера  исходной для реформирования постсоветской  экономики в принципе не мог дать позитивных результатов. Это обусловило другой – градуалистский путь. Постепенность, эволюционность  у нас проявляется  в особенностях процессов приватизации государственной собственности.

Во всех исходных документах о приватизации в Республике Беларусь подчеркивается ее главный принцип: приватизировать  государственную, созданную  всем народом  собственность следует в интересах  всего общества. Постепенность состоит  в том, что на предыдущем этапе  развития необходимо создавать условия  для каждого последующего.

В-пятых, особенностью белорусской  модели перехода и развития можно  считать учет менталитета и ценностных приверженностей населения. Эта  особенность означает сохранение исторических и социально-культурных основ, на которых  сформировалось и держится социально-экономическое  ядро нашего общества. Такими основными  принципами признаны:

-общинные, коллективные начала;

-развитое чувство социальной  справедливости;

-толерантность и неспешность;

-трудовые ценностные ориентиры;

         -многонациональность и своеобразие культур многих народов;

-ориентация на сочетание материальных  и духовных начал и благ;

-развитое чувство ответственности  за судьбу Отечества.

В-шестых, смешанность экономической  системы – еще одна черта нашей  модели. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность  сочетания, совмещения в экономике  страны двух разных форм хозяйства  – рыночной

 

                                                  15

 

(прибыльной) и нерыночной (не сориентированной  на прибыльность), а также двух  механизмов регулирования – рыночного  и государственного. Кстати, в российской  экономике смешанность как многоукладность  возникла и существовала исторически  раньше, чем на Западе, изучалась  и поддерживалась целым рядом  русских ученых.  

Смешанный тип экономики при  ее социальной ориентации опирается  на сочетание разных форм собственности, на многоукладность. Как показывают факты, государственная и прочая (негосударственная) формы собственности  сочетаются в соотношении 1:1. К концу  ХХ в. в странах Западной Европы оно  характеризовалось такими данными: Германия: 46 и 54% - доля государственного и негосударственного сектора соответственно; Франция: 47 и 53%; Бельгия: 50,2 и 49,8%; Австрия: 47 и 53%; Швеция: 60 и 40%.

В-седьмых, еще одной исторически  обусловленной особенностью белорусской  модели развития следует назвать  приверженность социальной справедливости, особенно в социально-трудовых отношениях. Здесь социальная справедливость ассоциируется  с адекватностью трудового вклада и вознаграждения за него.

Нарушение такой справедливости чревато  потерей мотивации, трудовой активности. А это означает потерю одной из главных движущих сил экономического развития – интереса. В таких  условиях без интереса, без заинтересованности работников даже лучшие реформы не реализуются.

В-восьмых, особенностью белорусской  модели приходится назвать опору  на собственные силы. В формирующейся  открытой экономике это означает преимущественную ориентацию на собственные  ресурсы и факторы, в том числе  на свои конкурентные преимущества. В  качестве предпосылок конкурентных преимуществ Беларуси могут служить:

-ее трудовые ресурсы с высоким  образовательным уровнем и хорошей  профессиональной подготовкой;

-значительный, сохраненный и развивающийся  научный потенциал;

-выгодное географическое положение  в виде «моста» между европейскими  и азиатскими странами и экономиками;

-развитый производственный потенциал  как основа для умножения кооперационных  связей с другими странами, особенно  со странами СНГ;

-наличие в ряде отраслей новых  и высоких технологий.

Все эти и другие особенности  белорусской модели связывает ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа.

Таким образом, социально ориентированная  модель развития Республики Беларусь обусловлена и историей страны, и  менталитетом ее народа, и социально-гуманистическими предпочтениями, исходными особенностями  экономики,  объективной основой  новой, постиндустриальной экономики, современным уровнем жизни населения, резко упавшим в перестроечные 90-е гг. во всех странах СНГ, в том числе и в Беларуси, а также общей приверженностью мирового сообщества идее устойчивого развития, обязывающей к ответственности за упрочение взаимосвязи основ общей устойчивости: экономики, социальной сферы и окружающей среды.

 

 

                                                             16

 

2.2 Этапы построения белорусской модели экономического развитии

 

Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной (смешанной) экономике устраняет опасность шокового навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать наиболее конструктивное, отсечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом и мировой опыт без его механического копирования.

Если подходить к определению  фаз вызревания политических, социальных, экономических, психологических и других институтов с философско-теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе.

Первая — стадия преобладания черт старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данной стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности. Отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций.

Указанная стадия перехода к социально  ориентированной рыночной экономике  в нашей стране исторически совпала  с необходимостью выхода из системного кризиса, вызванного развалом СССР и усугубленного грубыми ошибками радикал-реформаторов, особенно в институционально-правовом обеспечении реформ. Была проигнорирована переходная природа трансформационных процессов, использовались преимущественно методы шоковой терапии и переноса на белорусскую почву чисто рыночных правовых актов, что нарушило ход реформ и создало дополнительные трудности на пути становления социально-ориентированной рыночной экономики. Ситуация резко изменилась с принятием и реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, предусматривающих новую стратегию и тактику реформ и их правовое обеспечение.

В результате реализации основных направлений  произошли определенные изменения в экономической системе страны. В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема проведены практические шаги по институциональным, структурным и другим преобразованиям. Однако годы реформ не создали еще прочных рыночных основ и механизмов, конкурентной институциональной среды и конкурентных рынков, эффективного сочетания административных и рыночных начал в управлении экономикой.

  Вторая — стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов — характеризуется в концептуальном плане

 

                                                               17

как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация в отличие от первой стадии не является уже всеобъемлющей, все пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор.

Третья — стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя — характеризуется в концептуальном плане достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь полностью соблюдаются ее основные принципы: свобода личности, социальная сбалансированность, развитые конкурентные условия, сильное государство. Социальная ориентация будет основываться на принципе субсидиарности: помощь оказывается с целью самопомощи и не вредит движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства.

С точки зрения практической разработки и реализации этой стратегии, социально-экономической  политики государства при определении  ступеней приближения к перспективной  социально-ориентированной модели важно соблюдать принципы и логику программно-целевого подхода: анализ стартовых условий, определение проблемных полей, ресурсная основа деятельности, выработка стратегических и тактических целей, направления и средства, а также механизмы их достижения.

Разработанные по данному алгоритму (логической цепи) Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и Основные направления социально-экономического развития Республики

Беларусь до 2010 года формируют стратегические цели: оздоровление народа, повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

Учитывая длительный характер преобразований, для достижения этих конечных целей выделяются следующие (практические) этапы социально-

                                                   18

экономического развития в направлении белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

Первый этап (2001—2005 гг.) — созданы необходимые условия для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе решены следующие задачи:

-завершено создание необходимой  законодательно-нормативной базы  реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования;

-начато широкомасштабное реформирование и реструктуризация крупных и средних предприятий;

-осуществлена санация, перепрофилирование  и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы;

-улучшено финансирование оздоровления  предприятий и организаций на  основе мер государственного  макроэкономического регулирования  и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования.

Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями должны стать — технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности.

Информация о работе Национальные модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели развития