Национальные экономические интересы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Учение об интересах отдельных государств было обосновано Макиавелли, обстоятельно развито в XVI—XVII веках Джованни Ботеро и Жаном Боденом и к XVIII в. хорошо знакомо каждому действующему политику. Квинтэссенцией этого учения была найденная герцогом де Роганом формула «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы». На протяжении столетий это чисто практическое учение вело духовно изолированное существование, не будучи связанным с господствующим в философии и историографии естественно-правовым учением.

Содержание

1. Толкование понятия «национальные интересы»………………………………3
1.1 История происхождения термина «национальные интересы»……………………...3
1.2. Что понимать под национальными интересами……………………………………...3
1.3 Понятие «национальные интересы»…………………………………………….4
2. Национальные экономические интересы и экономическая безопасность…..5
2.1. Экономическая безопасность страны…………………………………………..5
2.2. Национальные интересы Украины……………………………………………..6
2.3. Национально-экономические интересы Украины……………………………6
Список использованной литературы………………………………………………..7
Интернет ресурсы...........................................................................................................7

Вложенные файлы: 1 файл

национальные экономические интересы.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки, молодежи и спорта Украины

Крымский Экономический Институт ГВУЗ

«Киевский  национальный экономический  университет им. В. Гетмана»

 

 

 

 

Реферат на тему:  «Национальные экономические интересы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка Группы Ф-КР 12_12

Мустафаева Эльвира

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2013

 Содержание

1. Толкование понятия «национальные интересы»………………………………3

1.1 История происхождения  термина «национальные интересы»……………………...3

1.2. Что понимать под национальными интересами……………………………………...3

1.3 Понятие «национальные интересы»…………………………………………….4

2. Национальные экономические интересы и экономическая безопасность…..5

2.1. Экономическая безопасность страны…………………………………………..5

2.2. Национальные  интересы Украины……………………………………………..6

2.3. Национально-экономические интересы Украины……………………………6

Список использованной литературы………………………………………………..7

Интернет ресурсы...........................................................................................................7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Толкование термина «национальные интересы»

 

1.1. История происхождения  термина «национальные интересы»

Учение об интересах отдельных  государств было обосновано Макиавелли, обстоятельно развито в XVI—XVII веках Джованни Ботеро и Жаном Боденом и к XVIII в. хорошо знакомо каждому действующему политику. Квинтэссенцией этого учения была найденная герцогом де Роганом формула «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы». На протяжении столетий это чисто практическое учение вело духовно изолированное существование, не будучи связанным с господствующим в философии и историографии естественно-правовым учением. Пуфендорф в конце XVII века смог с помощью жесткого и одностороннего величия превратить учение о государственных интересах в принцип понимания политических действий в своих великих трудах по истории современности, материал для которых черпался из актов действующих лиц. Лучшим в несколько поверхностных «Письмах об изучении и пользе истории» (1735) Генри Болингброка были обзоры новой политической истории, выдержанные в духе учения об интересах. Последней большой обобщающей работой, посвященной учению об интересах, стал справочник Руссе «Насущные интересы и притязания властителей Европы» (Les intérêts présents et les prétentions des puissances de l’Europe, первое издание — 1733, 3-е — 1741). В середине XVIII века оно было механически встроено в философию Просвещения: «Государственный интерес — вот суверенная мудрость королей» (Вольтер).

Категорию национального интереса в ее историческом аспекте глубоко  и основательно исследовал Фридрих Мейнеке.

 

1.2.Что понимать под национальными интересами

 Можно выделить два подхода  к интерпретации понятия «национальные  интересы» – консервативный и  либеральный.

 «Консерваторы» пытаются отыскать  в истории развития государства  некоторую закономерность (общность, национальную идею, путь развития  нации – то, что могло бы  объединить всех людей). Они придерживаются идеи, согласно которой общество должно представлять собой единое органическое целое, и только тогда оно может достиг­нуть успехов в культуре, экономике, политике и других сферах общественной жизни. Данная доктрина основана на том, что якобы существуют законы исторического развития наций и государств. Следовательно, наука, согласно представлениям «консерваторов», может предсказывать будущее, так как оно предопределено, «свернуто» в прошлом. Углубленное изучение истории народа и государства, как считают представители консервативного подхода, приводит к пониманию закономерностей исторического развития. Вера в существование естественного закона исторического развития была характерна для многих ученых XIX века, самыми выдающимися из которых были К. Маркс, В. Вернадский. Современный философ Б. Капустин считает на этот счет, что: «Философско-историческая посылка базируется на том, что романтическая мысль XIX века создала решающие условия для консервативного «прочтения» национального интереса. Она противостояла универсализму просвещения, оправдывая историческое особенное».

 «Либералы» же считают, что  не существует «национальных  интересов» в виде некой общности, которую поддерживают и в которой  нуждаются все члены общества. Они полагают, что если и можно  использовать понятие «национальные  интересы», то только подразумевая  под ними совокупность частных  интересов. Данная категория не  подходит для использования ее  в качестве базисного элемента  в системе обеспечения экономической  безопасности, поскольку если нет  угрозы, то и нет необходимости  в ее нейтрализации. Как правило,  именно сторонники либерального  подхода полагают, что категория  «национальный интерес» малопродуктивна  и концептуально слаба, является  псевдопонятием, которое удобно в силу своей неопределенности и эмоциональной «заряженности» для политической полемики, но непригодно для научного обсуждения и анализа. Тот же философ Б. Капустин отмечает: «Идея национального интереса – любопытный предмет исследования и изучения того, как и почему она сложилась, какую идеологическую и политическую роль она играет в функционировании механизма власти. Но это крайне несовершенный инструмент познания, если он вообще является таковым»

 

 

1.3. Понятие «национальные интересы»

Национальные интересы - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Сам термин "национальный интерес" пришел в политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение "государственного интереса". Национальные интересы понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. В осмыслении национального интереса теоретический приоритет имеет школа "политического реализма", в которой интерес определяется, прежде всего, внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов "реалистами" объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого "общественного интереса", т.е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.

По отношению к окружающему  внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности.

Различается фиксированное (неизменное постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д.

Реальные материальные и политические потребности в развитии государства  могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.

Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства  в сфере международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Национальные экономические интересы и экономическая безопасность

2.1.Экономическая безопасность страны

Экономическая безопасность - это  совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономике, ее стабильность и устойчивость.

Экономическая безопасность является одной из основных составляющих национальной безопасности, наряду с обороноспособностью  страны, защитой от экологических  бедствий и т.д.

Основными элементами экономической  безопасности является:

-экономическая независимость.  Следует отметить, что международное  разделение труда делает национальные  экономики взаимозависимыми. Таким  образом, экономическая независимость  означает возможность контроля  государства за национальными  ресурсами, обеспечение конкурентоспособности  отечественному производству и  др.;

- стабильность и устойчивость  национальной экономики - защита  всех форм собственности, надежность  и гарантии для предпринимательской деятельности, контроля над распределением доходов и т.п.;

- способность к саморазвитию  и прогрессу - создание благоприятного  климата для инвестиций и инноваций,  совершенствование и модернизация  производства и т.д. 

В переходный период государственная  стратегия экономической безопасности и должна быть ориентирована на поддержание  достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, формирование устойчивой системы национальных ценностей  и интересов.

Можно выделить следующие показатели (индикаторы) экономической безопасности:

-уровень и качество жизни; 

-темп инфляции;

-уровень безработицы; 

- экономический рост;

- дефицит бюджета; 

- государственный долг;

- внешний долг;

- встроенность в мировую экономику;

- деятельность "теневой экономики";

- структура собственности; 

- налоговая система; 

- развитие рыночных структур.

Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными.

В качестве объектов экономической  безопасности выступают экономические  отношения следующих уровней:

-макроэкономического - национальная  экономика в целом; 

- региональный и отраслевой;

- микроэкономический - субъекты рынка; 

- семьи и отдельные граждане  страны.

Экономическая политика государства  в области обеспечения экономической  безопасности строится на вариантах  прогнозов экономического социального  развития страны и регионов и должна корректироваться в зависимости  от развития событий по тому или  иному варианту.

Экономическая политика Украины в  области обеспечения национальной безопасности должна предусмотреть  следующие меры:

- выработать и принять общие  принципы экономического и социального  поведения для всех субъектов  хозяйствования, сокращение льгот  и обеспечение контроля за соблюдением этих правил;

- создать механизм разрешения  споров и конфликтных ситуаций, возникающих в экономической  сфере между органами управления  и исполнительной властью; 

- организовать - обучение кадров  современным методам анализа  хозяйственной деятельности предприятий  и оценки инвестиционных проектов;

- повышение социальной стабильности  в обществе;

- гармоническое развитие экономических  и политических отношении со  странами ближнего и дальнего  зарубежья с учетом экономических  интересов Украины. 

В среднесрочном периоде должны решаться следующие задачи:

-поддержка эффективных и конкурентных  производств при последовательном  свертывании бесперспективных и  устаревших производств; 

- обеспечение эффективного использования  ресурсов;

- сохранение научно-технического  потенциала;

- согласование структуры производства  и платежеспособного спроса:

-адаптация предприятия к рыночным  условиям;

- обеспечение повышения экологической  безопасности.

 

2.2. Национальные интересы  Украины

Национальными интересами Украины  являются: развитие государственности, экономической демократии, достижения экономической безопасности, реструктуризация экономики, системная рыночная трансформация, институциализация (создание рыночной инфраструктуры и новой системы управления) с целью стабилизации и развития экономики, роста национального богатства и повышения жизненного уровня. Широкий диапазон своих интересов Украина реализует на различных уровнях мирохозяйственных связей. Так, на уровне ООН и ц специализированных подразделений решаются интересы, связанные с определением и применением опыта социально-экономических преобразований, рыночной трансформации экономики и всего общества, получением кредитных и финансовых ресурсов для решения проблем торгового и платежного балансов, осуществлением необходимых институциональных и структурных изменений, приватизации собственности, получением инвестиций и технологий, технической помощи и т.д.. Различные интересы, связанные с экспортом и импортом товаров, капитала, технологий, реализуемых на уровне региональных интеграционных объединений и экономических группировок, а также в системе межгосударственных экономических отношений.

Информация о работе Национальные экономические интересы