Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа
Проблемы, интересующие экономическую науку, изучаются на различных уровнях: на уровне отдельных хозяйственных единиц, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием различных агрегированных величин. В центре внимания всегда находится разработка таких проблем как организация экономического регулирования, управление инфляцией, сохранение природных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг. Причем эти проблемы рассматриваются и решаются в пределах макро- и микроэкономики.
На непродовольственные товары темпы прироста цен в течение прогнозного периода сохранятся низкими. Рост цен будет сдерживаться не только конкуренцией со стороны импортных товаров, но и расширением производства товаров отечественным бизнесом и иностранными компаниями в России.
Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, первостепенное значение среди которых приобретают:
ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Совершенствование государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий, направленное на повышение качества их товаров и услуг, обеспечение эффективной деятельности естественных монополий, сдерживание роста издержек, сокращение перекрестного субсидирования;
сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора;
стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции;
меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег;
проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Устранение избыточного предложения валюты вследствие ожидаемого в 2008-2009_гг. резкого сокращения положительного сальдо баланса по текущим операциям позволит Банку России не прибегать к активным интервенциям на валютном рынке для предотвращения укрепления рубля, и облегчит контроль за денежным предложением.
Таким образом, одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения на фоне продолжающегося роста спроса на деньги и снижения скорости обращения. Прирост денежного агрегата М2 снизится с 38,6% в 2005 году до 28-33% в 2006 году и 14-19% в 2009 году. При этом темпы роста безналичных денежных средств, особенно депозитов населения, будут опережать рост наличных денег в обращении. Эти позитивные изменения в структуре денежной массы будут способствовать снижению
Главным событием уходящего 2007 года (по данным ВЦИОМ) 3% россиян считают инфляцию (процесс обесценивания денег). Чуть меньше - 2% опрошенных назвали таковым событием выдвижение кандидатуры Дмитрия Медведева на пост президента РФ от партии “Единая Россия”.
Инфляция в России
Инфляция в России в 2007 году
Инфляция в России в 2007 году составит 11,9-12%. Изначально правительство прогнозировало куда меньшую цифру - 8%.
На показатель инфляции повлияли:
рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжится),
высокие цены на нефть (с высокой долей вероятности в 2008 году цена барреля нефти марки “Брент” превысит 100 долларов США).
Россия по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находится США – 2,8 процентов, на третьем – Великобритания – 2,3%. Далее идут Германия и Канада – по 2,2%, Италия – 1,8%, Франция – 1,5%, Япония – нулевая инфляция.
Напомню, что инфляция в России по итогам 2006 года составила 9%.
Рост валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам 2007 года ставит около 7,6%. В 2006 году - 6,8%.
"Российская газета" - Центральный выпуск №4079 от 30 мая 2006 г.
Версия для печати
Правительственная комиссия по бюджету вчера после долгого заседания одобрила проект прогноза социально-экономического развития России на 2007-2009 годы. Принимая этот проект, правительство фактически признало, что в ближайшие три года нашей стране не удастся добиться такого уровня экономического роста, который необходим для удвоения ВВП.
Судя по цифрам, заложенным в проекте, темпы роста ВВП России в 2007 и 2008 годах составят 5,7 процента, в 2009 году - 5,9 процента. Таким образом, в принятом вчера документе правительство несколько понизило прогнозные показатели роста ВВП: ранее правительственная комиссия по бюджету прогнозировала рост ВВП на уровне 5,7 процента в 2007 году, 5,8 процента в 2008 году и 6 процентов - в 2009 году. Напомним, что для удвоения ВВП в течение ближайших десяти лет экономика России должна расти не менее чем на семь процентов каждый год. Кстати, вчера же правительство повысило прогноз роста ВВП по итогам 2006 года с 6 процентов до 6,1 процента.
Снижение темпов экономического роста правительственные эксперты объясняют высокой инфляцией, вызванной повышением тарифов на услуги естественных монополий. Тем не менее в целом кабинет министров положительно оценил динамику экономического развития страны в этом году. Премьер-министр Михаил Фрадков, который провел вчера заседание бюджетной комиссии, особо подчеркнул, что итоги социально-экономического развития страны за первые несколько месяцев года "свидетельствуют о росте основных макроэкономических показателей". "Так, в первом квартале ВВП вырос на 4,6 процента к соответствующему периоду 2005 года, промышленное производство выросло на 3 процента, реальные располагаемые доходы населения - на 8,3 процента, снизились по сравнению с уровнем 2005 года темпы инфляции", - сообщил Фрадков. Он заявил, что одобренные комиссией показатели прогноза социально-экономического развития лягут в основу федерального бюджета на 2007 год и должны "предусматривать решение важнейших социально-экономических задач, поставленных в Послании президента Федеральному Собранию".
Согласно правительственному прогнозу в 2007-2009 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения: в реальном выражении доходы населения вырастут к 2009 году по сравнению с 2005 годом на 38 процентов, что выше прогнозируемого уровня инфляции.
Чересчур быстрый рост инфляции и тарифов будет в ближайшие три года настоящей головной болью для кабинета министров. Согласно прогнозам правительства в 2006 году инфляция составит 9 процентов, что соответствует первоначальным планам кабинета. Однако в ходе вчерашнего заседания члены комиссии решили на 0,5 процента повысить верхнюю границу инфляции на 2007-2009 годы.
Как видно из одобренного вчера прогноза, правительство рассматривает укрепление курса рубля как едва ли не единственную меру по борьбе с инфляцией. В то же время сами чиновники прекрасно осознают вред, который наносит конкурентоспособности национальной экономики "крепкий" рубль: вчера заместитель главы минэкономразвития Андрей Белоусов честно признал, что укрепление рубля "губительно" для отечественной промышленности. Однако в целом члены кабинета министров признали, что заложенные в проекте показатели позволяют сохранить тенденции экономического роста, привлекать зарубежные инвестиции и уже после 2009 года увеличить темпы роста ВВП до желанных 7 процентов. По выражению Белоусова, нынешнее положение дел в экономике сыграет роль "мостика" к стабильному и быстрому развитию страны. Эти слова вызвали бурную реакцию премьер-министра. По мнению Фрадкова, правительству следует "не искать мостики, а тащить экономику из болота, вытягивая ее за все места".
Бюджет России-2007 по рецепту Минфина
16.08.2006 18:20
Минфин РФ внес в правительство проект федерального бюджета на 2007 год и финансовый план до 2009 года. Эти документы будут рассмотрены правительством уже завтра. Конечно же, председательствовать будет премьер-министр Михаил Фрадков, а документ представит глава Минфина Алексей Кудрин.
На какие именно цели государство в следующем году потратит немалые средства? В документе "Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 г.", подготовленном Минфином, прописаны все направления.
Доходы прогнозируются в объеме 6 трлн. 965 млрд. 300 млн. рублей. На расходы отведено 5 трлн. 463 млрд. 500 млн. рублей. Когда в июне Фрадков принимал основу бюджета на следующий год, приведенные цифры были на несколько десятков миллиардов ниже.
Что в этом году? Доходы федерального бюджета оцениваются в 6 трлн. 159 млрд. 100 млн. рублей. Согласно финансовому плану, в 2008 год будет получено 6 трлн. 905,6 млрд. 600 млн. рублей, а в 2009 - 7 трлн. 464 млрд. рублей.
Откуда же придут эти деньги на ближайшие годы? Важной графой дохода станет налог на добавленную стоимость. В следующем году с его помощью поступит 29,7%, затем 34%, и 40,5% в 2009 году. Вывозные таможенные пошлины тоже принесут бюджетам ощутимую прибавку - 28,7%, 24,4% и 20% соответственно.
Доход федерального бюджета по отношению к ВВП снизится. В текущем году прогнозируются в размере 22,6% ВВП, в 2007 году - 22,3% ВВП, в 2008 году - 19,8% ВВП, в 2009 году -19,2% ВВП. Главными факторами стали, во-первых, замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, во-вторых, прогнозы снижения цен на нефть (с $61 за баррель в 2007 году до $48 за баррель в 2009 году).
Курс рубля буде повышаться, хотя и не такими темпами, как раньше. Например, в следующем году номинальный курс рубля к доллару увеличится на 1,1%.
В проекте бюджета на 2007 год расходы на национальную экономику вырастут практически вдвое (49,8%) и составят 519,5 млрд. рублей.
Траты на оборону тоже увеличатся на 24,6%, до 821,2 млрд. рублей. Скорее всего, здесь заложены деньги и на мероприятия Национальной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы". В проектировках по Минобороны России, МВД России и ФСБ России учтены расходы по II направлению ФЦП "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004 – 2007 годы.
Расходы на образование увеличатся на 33,4% - до 277,7 млрд. рублей.
На 31,5% увеличится дотация на здравоохранение и спорт, составив 205,4 млрд. рублей. Вероятно, эти средства пойдут на выполнение поставленных президентом задач. Напомним, что в своем послании к Федеральному Собранию В.В. Путин обозначил задачи, которые смогут решить проблемы в области демографической политики, и вступить в силу некоторые постановления должны уже 1 января 2007 года.
Но не во всех областях наблюдается прибавка к бюджету: так, идет сокращение расходов на ЖКХ (на 7,7%, до 49,4 млрд. рублей) и на социальную политику (на 2,4%, до 212 млрд. рублей).
Какие меры будут применяться для снижения инфляции? Чтобы она держалась на низком уровне, в министерстве посчитали необходимым ограничить прирост непроцентных расходов бюджета. Таким ограничением может послужить закрепление уровня расходов как долю к ВВП и установление фиксированного размера использования нефтегазовых доходов к ВВП. В Министерстве финансов подчеркнули, что сейчас за ростом непроцентных расходов не следят особо жестко. Поэтому и выходят следующие показатели: в 2007-2009 гг. они будут увеличиваться приблизительно на 8,4% за год, в том числе в 2007 году - на 17,1%. А ведь перспективным финансовым планом предусматривался рост 7% в среднем за год, в том числе в 2007 году - 14,3%. Поэтому уменьшается роль, которую мог бы сыграть бюджет как регулятор экономики.
Так же сильным фактором, влияющим на рост инфляции, становится приток денег. То есть денежное предложение превышает потребности экономики. Обратимся к статистике: в 2002 году прирост денежной массы прогнозировался в размере 28%, фактически - 32,4%; в 2003 году - 26% (50,5%); в 2004 году - 25% (35,8%); в 2005 году - 32% (38,6%). В этих условиях Банк России просто вынужден повышать курс рубля.
Дорогая нефть – тоже дополнительное давление на рост непроцентных бюджетных расходов. Пересматривая прогнозы нефтяных цен, изменяются и параметры денежно-кредитной и курсовой политики. Пример: на прогнозе 2005 года - в 2007 году нефть будет стоить $35 за баррель, индекс потребительских цен 6-7,5%, курс рубля к доллару США - 28,6 руб./$1. А в августе 2006 года - прогнозируемая цена на нефть $61, индекс потребительских цен 6,5-8%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 26,5 руб./$1. Резюмируя, Минфин подсчитывает, что повышение прогнозируемых цен на нефть увеличивает величину дополнительных доходов экономики, которые не будут направлены в стабилизационный фонд.
Министерские данные по нефти: добыча к концу рассматриваемого периода снизятся до 1,4% в год. В текущем году она составит 482 млн. тонн, что на 2,6% выше показателя предыдущего года. В следующем году темп добычи вырастет только на 2,1% до 492 млн. тонн. В 2008 году - на 1,6% (500 млн. тонн). От налога на добычу полезных ископаемых доходов (НДПИ) придет уже меньше. Если в 2006 году он будет, возможно, составлять 49,5% от общей суммы, а это 1,127.7 млрд. руб., то к концу прогнозируемого периода снизится до 30,8%, составив 806.1 млрд. руб. Расчеты бюджетных проектировок на 2007 год осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть с $65 за баррель в текущем году до $61 за баррель в следующем году.
В Минфине рассчитывают, что будет создан фонд будущих поколений. Он смог бы поддерживать макроэкономическую стабильность, аккумулируя доходы бюджета, связанные с использованием невозобновляемых природных ресурсов и благоприятной внешней конъюнктурой.
По прогнозам финансистов, в страну будет поступать частный капитал, который обеспечит положительное сальдо в $9,1 млрд. Такая сумма придет к нам впервые за 8 лет. При этом темпы прироста экспорта товаров и услуг будут отставать от темпов роста импорта. Это значит, что положительное сальдо по счету текущих операций сократится примерно на четверть - со $111,2 млрд. в 2006 году до $83,3 млрд. в 2007 году.
Что предусмотрели по российским долгам? Уже в 2008 году объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств. В конце этого года долг составит 9% ВВП. В последующих пойдет на понижение: в конце 2007 составит 8,3% ВВП, и даже 7,5% ВВП на конец 2009 года. В документе отмечается, что внутренние заимствования должны будут сохранить и развить рынок государственных ценных бумаг. Поэтому основными задачами станут: повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг. Кроме того, программа внутренних заимствований на 2007 год разработана с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов. Она так же предусматривает положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок.