Неравенство доходов: сущность, причины, социально экономические последствия и пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение доходов населения и проблема их дифференциации на территории России.
Задачами данной работы являются изучение и анализ:
1. Понятия доходов населения и их классификации.
2. Доходов населения в России в условиях "Мирового финансового кризиса".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ НЕРАВЕНСТВО
1.1 ПОНЯТИЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.2 НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.3 ПРИЧИНЫ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
2.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
2.2 ОЦЕНКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА И КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ
2.3 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ "МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА"
III. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Неравенство доходов сущность, причины, социально экономические последствия и пути его сокращения.rtf

— 1.42 Мб (Скачать файл)

В реальности фактическое распределение дохода показано линией ABCDE. Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы ОЕ, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1.

Преимущества коэффициента Джини:

Позволяет сравнивать распределение признака в совокупностях с различным числом единиц (например, регионы с разной численностью населения).

Дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей.

Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.

Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) по разным группам населения (например, коэффициент Джини для сельского населения и коэффициент Джини для городского населения).

Позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.

Анонимность - одно из главных преимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет какие доходы персонально.

Недостатки коэффициента Джини:

Довольно часто коэффициент Джини приводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для нее значение коэффициента Джини.

Коэффициент Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т.п.) коэффициент Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая - за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.

Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини в деле исследования неравномерности распределения доходов среди населения имеет дело только с денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и т.п.; также широкое распространение получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.

Различия в методах сбора статистических данных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям (или даже невозможности) в сопоставлении полученных коэффициентов.

2.3 Доходы населения и влияние на них "Мирового финансового кризиса"

 

Экономический кризис, окутавший Россию на исходе 2008 года, набрал весомый размах и ударил по карманам миллионов жителей страны. Сейчас можно только догадываться о том, что ждёт Россию и её население, ведь мировой финансовый кризис оставил свой след не только на жителях, но и на многих компаниях, неуклонно продолжая набирать свои обороты. Аналитики считают, что именно мировой кризис "вскроет" неготовность современных компаний к действительной конкуренции. Другие склоняются к мнению, что экономический кризис способен даже создать целую волну перспективных проектов в сети Интернет, ведь для большинства компаний именно реклама в сети - надёжный и неугомонный источник поиска платёжеспособных клиентов, а, следовательно, и немаловажный способ заработка.

Современное население не совсем готово к борьбе, когда мировой финансовый кризис захватывает все новые отрасли экономики. По России не раз прокатывалась волна массовых увольнений рабочих как физического, так и умственного труда. Главная задача во время мирового финансового кризиса заключается именно в отстаивании своих позиций путём оценивания работоспособности компании в целом, либо оценки адекватности сотрудников. Таким образом, компания делает "естественный отбор" среди своих работников.

Предугадать окончание экономического кризиса, постигшего сегодня Россию, практически невозможно, но специалисты делают ставки на конец 2009 года, что мы в принципе можем уже ощутить на сегодняшний день, хоть и не так явно, но предпосылки к благоприятным изменениям уже существуют.

Кризисные явления, ставшие неотъемлемой частью жителей России, выглядят следующим образом: заработные платы снизились до 60%, сократилось не менее 40% рабочих, а количество рабочих дней существенно сократилось до 30%.

Особенно неблагоприятно обстоятельства складываются в металлургической промышленности, строительстве, финансовом и банковском секторах, а также на градообразующих предприятиях. По данным Роструда, с начала октября 2008 г. по январь 2009 г.14,1 тыс. предприятий заявили о сокращении 365500 человек, еще 900 предприятий - о неполной занятости 548875 своих сотрудников. Прогнозы масштабов сокращения персонала в 2009 г. колеблются от 200 - 250 тыс. человек (ФНПР) до 3 - 4 млн. (независимые эксперты).

Согласно исследованию, недавно проведенному кадровым холдингом "Анкор", 75% компаний намереваются отменить программы корпоративного обучения и развития сотрудников, 33% - ссуды для сотрудников, 17% - расходы на добровольное медицинское страхование; расходы на оплату питания и мобильной связи сократятся на 50%. Ожидается также рост задолженности по заработной плате.

Такое развитие событий, очевидно, приведет к снижению покупательской способности и реальных доходов населения, повышению уровня бедности - как общей, так и трудоспособных граждан. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008г. увеличились всего на 2,7% по сравнению с 2007г., а в декабре 2008г. снизились на 11,6% по сравнению с декабрем 2007г.

В сложившихся экономических условиях возрастает значимость государственного регулирования в сфере занятости и доходов населения. Имеется в виду:

проведение оптимальной промышленной политики, способствующей продуктивной занятости;

соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров;

осуществление мер, направленных на защиту доходов населения, поддержание их покупательской способности.

Для повышения эффективности государственного антикризисного управления создана правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, утвердившая перечень 295 системообразующих организаций, которым оказывается господдержка (субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, таможенно-тарифная политика и т.д.)

Экономическая нестабильность, настоятельная необходимость структурной перестройки экономики и перехода на инновационные технологии резко повышает требования к качеству рабочей силы. Это касается уровня образования и квалификации работников, их способность работать в конкурентной среде, гибко реагировать на технологические изменения, переобучаться в соответствии со складывающейся конъюнктурой и др.

Серьезной антикризисной мерой, реализуемой в настоящее время Правительством РФ, являются программы и планы по поддержке занятости. В январе 2009г. на рассмотрении Минздравсоцразвития России находились соответствующие программы из 66 регионов (на 95% они финансируются из федерального бюджета, на 5% - из региональных), по которым предполагается создать не менее 800 тыс. временных рабочих мест для потерявших работу6.

Перспективными направлениями в содействии занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу предпринимательства (малый бизнес), самозанятость.

 

III. Политика государства в области доходов

 

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с "дырявым ведром", т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы "утечки" из "ведра Окуня" определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2009 года МРОТ равен 4330 рублей. Иногда МРОТ бывает ниже прожиточного минимума, т.е. заработной палаты попросту не хватит на обеспечение нормального существования человека, прожиточный минимум по Кировской области определяется и утверждается ежеквартально Правительством Кировской области (см.таблицу № 3).

 

Таблица №3.

Величина прожиточного минимума по Кировской области за III квартал 2009 года (рублей).

Наименование

На душу

населения

в том числе по социально-демографическим группам населения

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного минимума

4828

5195

3868

4767

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

стоимость потребительской корзины

4513

4676

3868

4767

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

продукты питания

1904

1954

1674

2019

непродовольственные товары

828

794

755

1046

услуги

1781

1928

1439

1702

расходы по обязательным платежам и сборам

315

519

-

 

 

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Также важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

Информация о работе Неравенство доходов: сущность, причины, социально экономические последствия и пути его сокращения