Неравенство доходов и политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой приходится заботиться государству. Поэтому регулирование доходов и их перераспределение является частью политики любого государства. Цель курсовой работы – изучить неравенство доходов и его причины, а также рассмотреть политику перераспределения доходов в России.

Содержание

Введение……………………………..………………………………………3
ГЛАВАI. Понятие и сущность дохода………………………………………….5
1. Понятие дохода и его виды………………………………………………5
2. Распределение доходов в обществе……………………………………..9
3. Способы измерения неравенства доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………………………………12
ГЛАВА II Неравенство доходов и политика их перерапределения………16
1. Причины неравенства доходов…………………………………………16
2. Политика перераспределения доходов……………………...…………19
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

"Плюсы" и "минусы" перераспределения связаны с  объективно существующим в этой  области экономических отношений противоречием между справедливостью и эффективностью. Если государство в качестве первоочередной задачи ставит борьбу с бедностью и снижение степени неравенства в обществе, то оно должно мириться с нарастанием отрицательно влияющих на эффективность экономических издержек. Если же главной целью государства является экономический рост, то неизбежным становится углубление неравенства в доходах и рост социальных издержек. Таким образом, большинство решений государства в области социальной политики являются взаимоисключающими, когда для достижения большей эффективности необходимо поступиться некоторой долей справедливости, и наоборот [10].

В целом можно сказать, что необходимо найти вариант, который  позволит сочетать социальное спокойствие  с устойчивым экономическим ростом.

В переходный к рыночной экономике период, в связи с  быстрым ростом цен, необходимо обеспечить соответствие между относительно фиксированными доходами и повышением стоимости  жизни. Способами достижения такого соответствия являются компенсации, адаптация и индексация доходов.

Компенсация - это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных  цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления. Компенсация носит дифференцированный характер и направлена на социально уязвимые слои населения.

Адаптация - это повышение  фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной зарплаты) по мере роста стоимости жизни.

    Понятие «социальный»  означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.

    Поэтому сущность  социальной политики государства  заключается в обеспечении благоприятных  условий жизни людей.

    Рынок не  может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.

    Существует  два направления социальной политики:

    1) обеспечение  всех трудоспособных слоев населения  благоприятными условиями для  труда и развития бизнеса:

    а) поощрение  малого бизнеса;

    б) регулирование  трудовых отношений;

    в) поддержание  высокой занятости населения;

    2) обеспечение  определенного стандарта благосостояния  для всех членов общества:

    а) перераспределение  доходов в обществе;

    б) начисление  пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных  семей, начисление пенсий;

    в) предоставление  общего образования и необходимой  медицинской помощи.

    Показателем  эффективности социальной политики  выступают качество и уровень жизни населения.

    Качество жизни  – это показатель материального,  социального, физического и культурного  благополучия населения.

    Уровень жизни  – обеспеченность населения необходимыми  для жизни материальными и  духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.

    Система показателей  уровня и качества жизни, которая  рекомендуется ООН, включает в  себя 12 групп параметров:

    1) рождаемость,  смертность и другие демографические  характеристики населения;

    2) санитарно-гигиенические условия жизни;

    3) потребление  продовольственных товаров;

    4) жилищные  условия;

    5) образование  и культура;

    6) условия труда  и занятость;

    7) доходы и  расходы населения;

    8) стоимость  жизни и потребительские цены;

    9) транспортные  средства;

    10) организация  отдыха;

    11) социальное  обеспечение;

    12) свобода  человека.

    Уровень жизни  можно рассматривать как для  отдельных групп населения (дифференцированный  уровень), так и для населения  в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.

    В экономической  теории известно два подхода  к государственной политике доходов:

    1) социальный  – общество должно гарантировать  каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства – оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.;

    2) рыночный  – задачей государства является  создание условий для повышения  человеком своих доходов за  счет собственной экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов.

    В качестве  инструмента социальной политики  государство использует систему  социальной защиты населения.

    Социальная  защита – это система мер  по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

    Существуют  различные модели в области  социальной защищенности. Наиболее  распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при  которой осуществляется поддержка  граждан по 3 направлениям:

    1) государственное  социальное страхование – основная  часть выплат приходится на  пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую  помощь;

    2) государственное  вспомоществование осуществляется  в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;

    3) частная система  социального страхования предусматривает  возможность добровольных отчислений  граждан (например, работодателей)  для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.).

    В период  перехода к рыночной экономике  в связи с быстрым ростом  цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:

    1) индексация  доходов – метод компенсирования  доходов граждан в случае повышения  цен на товары и услуги, которое  приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов:

    а) ретроспективной  (компенсируются прошлые потери);

    б) ожидаемой  (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;

    2) адаптация  – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.

    Государство  должно проводить социальную  политику, направленную на выравнивание  доходов населения и достижение  социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться  через следующие меры:

    1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;

    2) осуществление  трансфертных платежей социально  незащищенным слоям населения;

    3) установление  предельных цен на товары первой  необходимости, а также ставок  минимальной заработной платы;

    4) субсидирование  некоторых жизненно важных отраслей  экономики, что позволяет поддерживать  определенный уровень жизни населения.

Индексация доходов - это автоматическая корректировка  номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В республике индексация доходов производится согласно закону об индексации доходов с учетом инфляции. Индексация денежных доходов осуществляется в случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5 %.

В качестве индексируемых  величин могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты  и пособия, шкала подоходного  налога. В условиях инфляции индексация может быть лишь частичной. В Республике Беларусь сумма в размере двух минимальных зарплат, входящих в состав фактической заработной платы, индексируется полностью, превышение этой величины в пределах до четырех минимальных зарплат индексируется на 50 %, доходы сверх этой суммы не индексируются.

Важнейшим направлением в социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев имеет развитая система  общественного вспомоществования, финансируемая из государственного бюджета. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения в число  имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень бедности. Общий уровень бедности по каждой стране определяется соответствующим показателем, представляющим долю числа бедных людей в численности населения от 15 лет и старше. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума (Таблица 2) [15]

Таблица 3 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума  в РФ

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

               

млн. человек

29,3

25,2

25,2

21,5

18,7

18,8

18,2

17,9

в процентах от общей  численности 
   населения

20,3

17,6

17,7

15,2

13,3

13,4

13,0

12,6


      Прожиточный минимум выражается в двух видах: социальный и физиологический. Социальный включает, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей  и оплату основных услуг, причем течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.

        В зависимости от соответствия  доходов прожиточному минимуму  нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, неденежные формы помощи (например, продовольственные талоны) и т.п.  (Таблица 4) [15].

Таблица 4 Расходы на выплату пособий и социальную помощь (по данным баланса денежных доходов и расходов населения)  РФ

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

Миллионов рублей

Расходы на выплату  пособий и социальную помощь - всего

314912

467523

639498

829995

1167913

1498318

в том числе:

           

пособия по временной  нетрудоспособности

66329

81296

106391

134413

151430

185001

семейные и материнские  пособия

46736

57811

120828

178786

225475

256297

субсидии и льготы гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг

...

30820

60464

74363

131427

235146

социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий

5312

5749

14680

7641

16458

6605

пособия и материальная помощь безработным

16452

19530

15733

15954

49124

52810

возмещение стоимости  гарантированного    перечня услуг и социальных пособий на    погребение

1828

1608

1423

1435

6585

6641

другие виды пособий  и социальной помощи

7370

31504

32423

29168

107140

165934


 

В странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный  поход к определению лиц, действительно  нуждающихся в подобного рода субсидиях. В основе этого подхода  лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых –  уровень дохода, размер личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

Информация о работе Неравенство доходов и политика перераспределения доходов