Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:21, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение точки безубыточности, как одного из инструментов позволяющего выявить взаимосвязь «объём производства – себестоимость – прибыль».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена концепция безубыточности для целей анализа объёма производства, себестоимости и прибыли в их взаимосвязи;
2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету точки безубыточности с использованием CVP-анализа;
3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии
Как видно из приведенного примера, безубыточность реализации достигается при объеме 3000 бутылок напитка «Байкал».
Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:
15х0 = 15 * 3000 = 45000 руб.
Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.
Пример 2. Производственное предприятие выпускает два вида безалкогольных напитков и имеет следующие показатели:
Таблица 2
«Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков»
Показатели |
Безалкогольные напитки |
Всего | |
Байкал |
Тархун | ||
Объём выпуска, бут. |
5000 |
4000 |
9000 |
Цена за 1 бут., руб. |
15 |
12 |
х |
Выручка от реализации, руб. |
75000 |
48000 |
123000 |
Переменные затраты, руб. |
|||
а) на весь объём |
50000 |
32000 |
82000 |
б) на единицу продукции |
10 |
8 |
- |
Маржинальный доход, руб. |
25000 |
16000 |
41000 |
Постоянные затраты, руб. |
х |
х |
15000 |
Прибыль, руб. |
х |
х |
26000 |
На реализацию 1 бутылки напитка «Байкал» приходится 0,8 бутылок напитка «Тархун». Поэтому для определения точки безубыточности (порога рентабельности) мы условно приравниваем «х» бутылок напитка «Байкал» к «0,8х» бутылке напитка «Тархун». Подставляя эти значения в уравнение получим:
(15 * 0,8х) + 12х – (10 * 0,8х) – 8х – 15000 = 0;
12х + 12х – 8х – 8х – 15000 = 0;
8х = 15000 бут.;
х = 15000 : 8 = 1875 бутылок напитка «Байкал»;
1875 х 0,8 = 1500 бутылок напитка «Тархун»;
Всего: 1875 + 1500 = 3375 бутылок.
Как видно из приведенных данных, точка безубыточности (порог рентабельности) объема реализации будет 3375 бутылок, из них напитка «Байкал» — 1875 бут. и напитка «Тархун» — 1500 бут.
А теперь предположим, что в структуре реализованной продукции произошли изменения (см. табл. 3).
Таблица 3
«Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков с учетом изменений структуры реализуемой продукции»
Показатели |
Безалкогольные напитки |
Всего | ||
Байкал |
Тархун |
|||
Объём выпуска, бут. |
3000 |
6000 |
9000 | |
Цена за 1 бут., руб. |
15 |
12 |
х | |
Выручка от реализации, руб. |
45000 |
72000 |
117000 | |
Переменные затраты, руб. |
||||
а) на весь объём |
30000 |
48000 |
78000 | |
б) на единицу продукции |
10 |
8 |
- | |
Маржинальный доход, руб. |
15000 |
24000 |
39000 | |
Постоянные затраты, руб. |
х |
х |
15000 | |
Прибыль, руб. |
х |
х |
24000 |
Сопоставляя структуру продукции, становится очевидным, что увеличилась доля продукции с низкой величиной маржинального дохода, в связи с чем у предприятия снизилась прибыль на 2000 руб. (24000 – 26000).
Точка безубыточности после изменений, произошедших в ассортименте, будет следующей:
(15 * 2х) + 12х – (10 * 2х) – 8х – 15000 = 0;
3,0х + 12х – 20х – 8х –15000 = 0;
14х = 15000 бутылок;
х = 15000 : 14 = 1071,4 бутылок напитка «Тархун»;
1071,4 * 2 = 2142,8 бутылок напитка «Байкал»;
Всего: 1071,4 + 2142,8 = 3214,2 бутылок.
Приведенные данные
свидетельствуют, что в целом
по предприятию точка безубыточнос
Метод маржинального дохода есть разновидность метода уравнений. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. Маржинальный доход — это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
Существует два способа определения величины маржинального дохода:
При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.
При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
Точка безубыточности =
Постоянные затраты / Норма маржинального
дохода.
Рассмотрим этот вопрос на примере.
Пример 3. Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность:
Выручка от реализации 75 000
Переменные затраты 50 000
Постоянные затраты 15 000
Прибыль 10 000
Объем произведенной продукции, бут. 5000
Цена единицы напитка 15
Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.
В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:
Находим величину маржинального дохода:
75000 руб. – 50000 руб. = 25000 руб.
Вычисляем норму маржинального дохода:
25000 руб. : 75000 руб. = 0,33
Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном выражении:
15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.
Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:
45445 руб : 15 руб. = 3030 бутылок.
Маржинальный
запас прочности — это
Маржинальный запас прочности =(Фактическая выручка – Пороговая выручка) / Фактическая выручка * 100 %
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75000 – 45455) : 75000 * 100%]. Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% — окажется в убытке.
Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:
Цена безубыточности
=Пороговая выручка/ Объем произведенной
продукции в натуральном
Для расчета
воспользуемся данными
Два рассмотренных ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:
Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:
Заметим, что на этом графике линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.
Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками выручки и общих затрат:
Заметим, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам.
Мы получили
достаточно удобный инструмент графического
анализа зависимости между
Производственный левередж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Необходимым условием применения
механизма производственного
Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:
Информация о работе Обоснование точки безубыточности предприятия