Объект и предмет экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

С определенным ограничением такой подход правомерен и в отношении к экономической или к социальной сфере общества. Производство товаров, без которых невозможна наша жизнь, столь же необходимо для нашего существования, как наличие воздуха, воды, солнца, света. И законы производства товаров, их обмена, продажи и купли столь же мало зависят от нас, как и законы движения и взаимодействия атомов и молекул, вещества и света. И те и другие существуют вне нас, т.е. являются объективными по самому своему существу. Скажем, закон стоимости действует с такой же непреложной необходимостью, как и закон гравитации.

Вложенные файлы: 1 файл

предмет экономической социологии.rtf

— 123.20 Кб (Скачать файл)

 

1.6 Что представляют собой социально-экономические процессы?

 

На стыке этих двух сфер, в ходе и результате развертывания взаимодействия между ними, возникают социально-экономические процессы. Ядром и субъектом этих процессов является человек, выступающий а) как личность, б) как социальная общность (профессиональная, демографическая, территориальная, этническая и др.), включенная в систему экономических и социальных отношений. Говоря конкретнее, ядром социально-экономических процессов являются социальные группы, включенные в деятельность по производству, распределению, обмену материальными ценностями, и их межгрупповые социальные взаимодействия. При таком подходе становится ясно, что в сфере экономики взаимодействуют не одномерные экономические индивиды (homo economicus), а многогранная в социальном и психологическом отношении личность (homo socius). Это одновременно и нераздельно экономический, политический, религиозный, этнический, художественный, частично рациональный и утилитарный, частично иррационально действующий индивид, при всем этом отличающийся непрестанным взаимодействием всех названных аспектов. Причем индивид, взятый не в его изолированности от других индивидов и групп, а в непрестанном взаимодействии с ними как в межиндивидуальном, так и в групповом и межгрупповом. Кроме того, рассматриваемые процессы становятся ядром экономической системы именно потому, что они функционируют не только в экономической сфере, но и во многих других подсистемах общества: в политической, социокультурной, социальной, семейно-бытовой, выполняя в этих сферах различные роли. Например, предприниматель, менеджер или рабочий выполняет не только строго определенную экономическую функцию, но одновременно он же является отцом семейства, чьим-то другом и соседом, придерживается определенных политических взглядов, руководствуется определенными культурными ориентациями и ценностями, этическими и религиозными установлениями, несет в себе черты определенного национального своеобразия и т.п. И все это не только существует рядом с экономической сферой его деятельности, но и оказывает влияние, порой весьма существенное, на нее. Сегодня мы видим, насколько сильное влияние на экономическую систему и ее развитие оказывают политические и социальные факторы, во многом предопределяя темпы, масштабы, характер приватизации и перехода общества к рыночным экономическим отношениям.

 

1.7 В чем заключается объект экономической социологии?

 

Принимая во внимание все сказанное, мы получаем возможность определить, что же представляет собой объект экономической социологии.

Объект экономической социологии -- это сложная, динамически развивающаяся система социально-экономических процессов, возникающих в пространстве взаимодействия экономики и социальной сферы, или, говоря иными словами, развитие экономики как социального процесса.

А совокупность социально-экономических процессов весьма многогранна. Она включает в себя и экономическую деятельность, и экономическое, в том числе потребительское, поведение, и экономические взаимодействия различных индивидов, социальных групп и общностей. В состав социально-экономических процессов входят и социальные отношения людей в экономической сфере, и социально-экономическая дифференциация этих людей, их включенность в различные социальные страты (слои) и классы. Сюда же относятся экономические и социальные коммуникации между ними, а также многообразие социально-экономических статусов и ролей, выполняемых различными личностями и группами в процессе производства, распределения, обмена и потребления всех видов товаров, необходимых для их жизнедеятельности.

 

1.8 Каков предмет экономической социологии?

 

Выяснив своеобразие объекта экономической социологии, мы приобретаем возможность выявить ее предметную область, т.е. определить, в чем заключается ее предмет. Если объект экономической социологии находится вне сознания человека, его изучающего, и не зависит от него, то с предметом ее дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не помимо человеческого сознания, а именно благодаря ему, когда исследователь стремится выделить из интересующего его объекта какие-то важные для себя его стороны, части или особенности. Отсюда следует, что предметом экономической социологии становится выделение из многообразной системы социально-экономических процессов таких явлений, действий, позиций определенных личностей и социальных групп, которые оказываются самыми важными в их отношениях к производству, распределению, обмену, продаже и покупке товаров, в их повседневном экономическом поведении. Если мы учтем все сказанное, то можно сделать следующий вывод: Предмет экономической социологии -- это экономическое поведение и социальные отношения различных индивидов, социальных групп и общностей в трудовой деятельности и в процессах производства, распределения, обмена и потребления, выражающих в себе их экономические потребности и интересы и воздействие на их образ жизни экономических законов и социальных институтов.

 

 

1.9. Каково содержание теоретической модели «экономического человека»?

 

Экономическая теория при исследовании экономических процессов в своих многообразных разновидностях оперирует обобщенной моделью homo economicus -- «человека экономического». В этой модели человек выступает в качестве «чисто экономического существа, руководимого экономическим интересом и утилитарной рациональностью, что приводит к полному исключению неэкономических религиозных верований и неутилитарных моральных убеждений, антиэгоистического альтруизма и не приносящих дохода художественных ценностей, нерациональных нравов и иррациональных страстей» [12; 162]. Человек, в соответствии с этой моделью, существо независимое, информированное, руководствующееся экономическими интересами, утилитарной рациональностью и осуществляющее рыночное поведение, ориентированное на получение выгоды. Все эти характеристики воплощаются в активном экономическом поведении, которое бывает производящим и потребительным, а чаще всего производящим в одной сфере деятельности (предприниматель, инженер, рабочий, фермер), но потребляющим в другой -- потребитель продуктов питания, одежды, услуг и т.п.

 

1.10 В чем состоят отличительные особенности модели «человека социального»?

 

В отличие от этого социологическая модель человека -- модель homo socius -- оказывается более многомерной. В ней человек предстает не только как «человек экономический» со всеми свойственными ему атрибутами, но одновременно и как человек политический, этический, религиозный (нерелигиозный), художественный (антихудожественный), рациональный (нерациональный, иррациональный), интровертный (замыкающийся в себе) или экстравертный (выплескивающий психическую энергию наружу), нормативный или девиантный (отклоняющийся от существующих в обществе моральных, правовых и иных норм, либо нарушающий их), реактивный или проактивный. Он характеризуется не только рыночным, но и нерыночным поведением, преследующим не столько выгоду, сколько интересы самоутверждения, саморазвития, взаимопонимания, завоевания авторитета в обществе и т.п.

 

1.11 Каково определение экономической социологии?

 

Покажем различия экономического и социологического подходов к исследованию социально-экономических процессов на примере истолкования ими такого системообразующего объекта современной экономической системы, каковым является рынок. Экономисты изучают рынок как сферу экономики, в которой совершается процесс товарного обращения, превращения товара в деньги и обратного превращения денег в товар; как систему экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение, цена товаров; наконец, как место, где осуществляется торговля. В отличие от этого экономическая социология исследует рынок как специфическую социальную конструкцию, обладающую сложными социальными взаимоотношениями между его участниками, в том числе и ценностными, а не только стоимостными отношениями, в рамках которых разнообразные оттенки отношений между одними людьми и социальными группами влияют на связи между другими, на более отдаленные во времени и пространстве взаимодействия. Если экономисты акцентируют внимание на стоимости, то предметом анализа социологов становятся ценности участников рыночных отношений.

Принимая во внимание все сказанное, мы можем констатировать, что в центре предметного поля экономической социологии находится экономическое поведение (и его ядро -- экономическая деятельность) индивидов и социальных групп, действующих в качестве активных социальных субъектов, связанных определенными социальными отношениями и взаимодействиями и включенных в конкретные социально-экономические процессы. В этих процессах вычленяются для исследования специфическими социологическими методами их социальные аспекты. Например, изучая динамику и тенденции потребительского спроса как регулятора экономической деятельности, ориентированной на производство товаров, экономическая социология акцентирует внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, среднего дохода потребителей), но и таких субъективных факторах, как интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей, оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействиях. Но последние регулируются действующими в обществе стандартами поведения, нормами и ценностями культуры, социальными институтами, системой управления, которые в своей совокупности составляют систему социальных механизмов развития экономики.

На основании всего изложенного можно сформулировать развернутое определение рассматриваемой отрасли социологического знания. Экономическая социология -- это система научных знаний об экономическом поведении и социальных отношениях людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.

 

Литература

 

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000. Гл. 3. Экономическая социология.

3. Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социологические исследования. 1998. №1.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 2000. Раздел 1. Два подхода к человеку в социальной теории.

6. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. Изд. 16-е. М., СПб.-Киев, 2000.

7. Силласте Г. Основы экономической социологии.. М., 2001. Гл. 3. Предмет, объект экономической социологии, их проявление в финансово-банковской сфере.

8. Смелсер Н. Социология экономической жизни //Американская социология. М., 1972.

9. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000. Разд. II, гл. 1. Предметная область экономической социологии.

10. Сорокин П. Структурная социология //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

11. Экономическая теория / Под ред. Л.Н. Давыденко. Мн., 2002. Гл. 1. § 1.3. Модели экономического поведения человека.

12. Экономическая социология: предмет, статус, структура, место в учебном процессе. Круглый стол // Социологические исследования. 1999. №6.


Информация о работе Объект и предмет экономической социологии