Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:01, курсовая работа
Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики олигополии
- изучить поведение олигополистов
- выявить ценообразование в условиях олигополии
- рассмотреть олигополия и эффективность
Рис. 6. Ценообразование за лидером на рынке гомогенного блага предельной выручки и предельных затрат лидера определяет цену p l , которая установится на данном рынке.
Аутсайдеры определяют объем
своего предложения из равенства
Следовательно, их функция предложения имеет вид
Q A S = 2Р(1.7)
Тогда функция спроса на продукцию лидера представляется формулой
QL^D = q^ d -Q A ^ S = a - bP - 2Р = a - P(b + 2)(1.8)
Соответственно функция цены спроса на продукцию лидера имеет вид
Р = (a - Q L )/(b + 2)(1.9)
Следовательно, общая выручка лидера определяется по формуле
TR L = (аQL - QL^2)/(b+2),(2.0)
а предельная выручка —
MR L = (a - 2QL)/(b + 2)(2.1)
Из равенства
mr l = МС L(2.2)
определяется объем выпуска лидера:
(a - 2Q L ) / (b + 2) = l ⇒ Q L = (a - (b + 2)l) / 2.(2.3)
Подставив этот объем выпуска в уравнение цены спроса на продукцию лидера, автор нашел равновесную цену:
P* = (a + (b + 2) l) / (2(b + 2)) = a / (4 + 2b) + l / 2.(2.4)
Иной характер приобретает
лидерство на олигопольном рынке гетерогенного
блага. Дифференциация продукта ослабляет
взаимозависимость олигополистов. Специфическое
положение олигополиста на рынке гетерогенного
блага связано, в частности, с двумя обстоятельствами.
Во-первых, спрос на его продукцию представляется
ломаной линией, показанной на рис.4. При
изменении цены в интервале {Р’, Р’’}
монополистический конкурент находится
в положении монополиста. Но если он поднимет
цену на свою продукцию выше Р’’, то часть
его покупателей уйдет к конкурентам,
т. е. будет покупать другую разновидность
данного блага. Поэтому по цене P 2 у него
купят не Q 2 , a Q 1 . Соответственно, если
цена будет ниже Р’, например P 1 , то за
счет привлечения части покупателей своих
конкурентов рассматриваемая фирма сможет
продать не Q 3 , а Q 4 .
Рис. 7. Кривая спроса олигополии на рынке гетерогенных благ в коротком периоде
Обнаружив уменьшение спроса
на свою продукцию, олигополисты в отличие
от монополистических конкурентов снижают
не объем выпуска, а цену. Когда одна из
фирм опускает цену ниже Р, тогда ее конкуренты,
обнаружив отток покупателей, тоже снизят
цену и вернут потерянных покупателей.
В результате инициатор снижения цены
по цене Р 1 (рис.4) сможет продать только
Q 3 . Это означает, что кривая спроса на
его продукцию сместилась вниз. Поэтому
олигополист на рынке гетерогенного блага
видит перед собой постоянно смещающуюся
ломаную кривую спроса (рис. 5).
a - bP + c (P’’ - P), если P > P’’,(2.4)
Q^D = a – bP(2.5), если P’’ >= P >= P’(2.6), a - bP + c(P’’ - P)(2.7), если P’ > P(2.8)
Рис. 8 Кривая спроса олигополии на рынке гетерогенных благ в длинном периоде
На олигопольном рынке гетерогенного
блага зависимость спроса на продукцию
одной фирмы от цен на продукцию ее конкурентов
проистекает из взаимозависимости границ
монопольных участков кривых спроса, т.
е. от взаимозависимости значений Pi’,
Pi’’. Автор рассмотривает это на примере
двух фирм: А и В.
Таким образом автор сделал вывод, что если один изменит цену, то и другой последует также, то есть, равновесия, как такового на рынке цен нет. Не все фирмы действуют по законодательству и вступают в сговор. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она поднимет свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос будет неэластичным, т.к. конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены. На рынке олигополии все фирмы взаимосвязаны и прибыль зависит от них самих.
2.2 Олигополия и эффективность
Для конкурентной фирмы сигналами
служат изменения цен готовой
продукции и цен ресурсов. Повышение
цен готовой продукции
Таким образом автор автор
сделал вывод, что повышение цен на ресурсы
приводит к увеличению издержек производства
(сдвигу вправо кривой издержек) и вынуждает
олигополиста поднять цены и уменьшить
объем производства. Повышение спроса
на готовую продукцию приводит к росту
продаж. Это заставляет фирму расширить
производство и, соответственно, увеличить
объем экономических ресурсов, необходимых
для производства данного товара.
Глава 3
Олигополия в России.
Если обратиться к статистике,
то в России отчетливо олигополистический
характер носят сырьевые отрасли, черная
и цветная металлургия, т.е. почти
все отрасли, которым удалось
выстоять в нынешнем кризисе и
на которые пока опирается отечественная
экономика. Концентрация производства
в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется
от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы
и основные подотрасли химии и машиностроения
(производство удобрений, автомобилестроение,
аэрокосмическая промышленность и др.)
Резким контрастом к ним выступают легкая
и пищевая промышленность. В этих отраслях
на долю крупнейших 8 фирм приходится не
более 10%. Состояние рынка в этой сфере
можно уверенно характеризовать как монополистическую
конкуренцию, тем более что дифференциация
продукта в обеих отраслях исключительно
велика (вспомним хотя бы многообразие
сортов конфет, которые производит даже
не вся пищевая отрасль, а только одна
из ее подотраслей - кондитерская промышленность).
ОАО «Газпром» - по объемам
запасов, добыче газа и рыночной капитализации
«Газпром» является одной из крупнейших
газовых и нефтяных компаний в
мире. Основная часть его выручки
приходится на продажу газа, нефти
и прочих углеводородов в страны
Западной и Центральной Европы, Россию,
а также другие страны бывшего Советского
Союза.
На долю Газпрома с 2009-2011 года приходится 70 % российской добычи газа. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе.
Рис. 9 Еженедельный технический анализ производства ОАО "Газпром"
Заключение
Многие западные экономисты
утверждают, что олигополистическая
структура наилучшим образом
приспособлена для проведения длительных,
дорогостоящих, фундаментальных исследований
и разработок и внедрения полученных
результатов в производство. Утверждается,
что, поскольку участники олигополии
постоянно сталкиваются с ярко выраженной
конкуренцией со стороны своих основных
соперников, у них, в отличие от
монополиста, имеются явные основания
активно использовать технический
прогресс для улучшения собственного
положения на рынке. К тому же участники
олигополии обладают значительным объемом
прибыли, которая является результатом
существования барьеров для вхождения
в отрасль и их способности избегать ценовой
конкуренции.
1. Несовершенная конкуренция
на рынках содержит элементы как
чистой монополии, так и совершенной конкуренции.
На таких рынках у фирм есть определенный
контроль над ценой. Они, однако, в действительности
сталкиваются с конкуренцией со стороны
существующих либо потенциальных продавцов.
Список литературы
1. Артёмова Л, Назарова А. Тенденции валового накопления//Экономист №11, 1999г.
2. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. Общая ред. В.А. Исаева. - М.: Инфра-М, 2001.
3. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Козырев В.М. Основы
современной экономики.
5. Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. - М.: Журнал "Эксперт", 2000.
6. Курс экономической теории. Учебное пособие. / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 2001.
7. Курс переходной экономики.
Учебник. Под ред. Л.И.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. (Принципы, проблемы и политика) (2 т.) - С.-Пб.: Менеджер, 2004.
9. Мау В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вопросы экономики, 2002, № 7.
10. Обзор мировой экономики // Фонд "Бюро экономического анализа" №3, март 2004 года.
11. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Пер. с англ. – М.: «Весь Мир»; 2002.
12. Пороховский А.А. Эпоха смешанной экономики // Политэкономия № 11 (70) 26 июня 2001.
13.Семёнов В.А., Бункина М.Н. Макроэкономика Москва, 2000 г.
14. Теория переходной экономики. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
15. Фишер С. и др. Экономика.- М .:Дело, 2003.
16. Экономика. Учебник. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2003.
17. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000.
18. Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей. Макроэкономика.- С.-Пб.: Литера плюс, 2004.
19. Краснова В., Матвеева А. Бизнес от бизнеса недалеко падает. //Эксперт. - 2006. - № 1-2. - 42-46
20. Меркулова Ю. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования //Общество и экономика. - 2003. - № 9-10
21. Введение в рыночную экономику/ Под ред. А. Лившица и И. Никулиной. - М., 2007, гл. 14.
22. Генкин Б.М. Экономика. - М.; Изд-во Норма «НФРА»-2010-373 с.
23. Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю “Экономикс”. Таллинн 1993. Том первый.
24. Кочеврин Ю. Крупная корпорация как объект исследования //Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 11
25. Курс экономической теории: учебное пособие/ под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., - М.: изд-во «АСА», 2005 г.
Информация о работе Олигополия. Поведение олигополистов на мировой арене