Олигополия. Поведение олигополистов на мировой арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики олигополии
- изучить поведение олигополистов
- выявить ценообразование в условиях олигополии
- рассмотреть олигополия и эффективность

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 344.23 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 6. Ценообразование за лидером на рынке гомогенного  блага предельной выручки и предельных затрат лидера определяет цену p l , которая  установится на данном рынке.

Аутсайдеры определяют объем  своего предложения из равенства                                              Р = МСa, т.е. Р = 0.5QA(1.6)

Следовательно, их функция  предложения имеет вид

Q A S = 2Р(1.7)

Тогда функция спроса на продукцию лидера представляется формулой

QL^D = q^ d -Q A ^ S = a - bP - 2Р = a - P(b + 2)(1.8)

Соответственно функция  цены спроса на продукцию лидера имеет  вид

Р = (a - Q L )/(b + 2)(1.9)

Следовательно, общая выручка  лидера определяется по формуле

TR L = (аQL - QL^2)/(b+2),(2.0)

а предельная выручка —

MR L = (a - 2QL)/(b + 2)(2.1)

Из равенства

mr l = МС L(2.2)

определяется объем выпуска  лидера:

(a - 2Q L ) / (b + 2) = l ⇒ Q L = (a - (b + 2)l) / 2.(2.3)

Подставив этот объем выпуска  в уравнение цены спроса на продукцию  лидера, автор нашел равновесную цену:

P* = (a + (b + 2) l) / (2(b + 2)) = a / (4 + 2b) + l / 2.(2.4)

Иной характер приобретает  лидерство на олигопольном рынке гетерогенного блага. Дифференциация продукта ослабляет взаимозависимость олигополистов. Специфическое положение олигополиста на рынке гетерогенного блага связано, в частности, с двумя обстоятельствами. Во-первых, спрос на его продукцию представляется ломаной линией, показанной на рис.4. При изменении цены в интервале {Р’, Р’’} монополистический конкурент находится в положении монополиста. Но если он поднимет цену на свою продукцию выше Р’’, то часть его покупателей уйдет к конкурентам, т. е. будет покупать другую разновидность данного блага. Поэтому по цене P 2 у него купят не Q 2 , a Q 1 . Соответственно, если цена будет ниже Р’, например P 1 , то за счет привлечения части покупателей своих конкурентов рассматриваемая фирма сможет продать не Q 3 , а Q 4 .                                             Во-вторых, конкуренция между олигополистами, производящими дифференцированные блага, сопровождается вертикальным смещением кривой спроса на их продукцию.

Рис. 7. Кривая спроса олигополии на рынке гетерогенных благ в коротком периоде

Обнаружив уменьшение спроса на свою продукцию, олигополисты в отличие от монополистических конкурентов снижают не объем выпуска, а цену. Когда одна из фирм опускает цену ниже Р, тогда ее конкуренты, обнаружив отток покупателей, тоже снизят цену и вернут потерянных покупателей. В результате инициатор снижения цены по цене Р 1 (рис.4) сможет продать только Q 3 . Это означает, что кривая спроса на его продукцию сместилась вниз. Поэтому олигополист на рынке гетерогенного блага видит перед собой постоянно смещающуюся ломаную кривую спроса (рис. 5).                                   Таким образом, если на рынке монополистической конкуренции воздействие конкурентов на рыночную позицию отдельной фирмы проявляется в виде горизонтального смещения кривой спроса на ее продукцию, то на олигопольном рынке гетерогенного блага влияние конкурентов на рыночную позицию отдельного производителя выражается в виде вертикального сдвига кривой спроса на его выпуск. Автор остановливается на этом подробней.                                                                                               В алгебраическом виде функция спроса на продукцию олигополиста, производящего гетерогенное благо, записывается так:

a - bP + c (P’’ - P), если P > P’’,(2.4)

Q^D = a – bP(2.5), если P’’ >= P >= P’(2.6), a - bP + c(P’’ - P)(2.7), если P’ > P(2.8)

Рис. 8 Кривая спроса олигополии на рынке гетерогенных благ в длинном  периоде

На олигопольном рынке гетерогенного блага зависимость спроса на продукцию одной фирмы от цен на продукцию ее конкурентов проистекает из взаимозависимости границ монопольных участков кривых спроса, т. е. от взаимозависимости значений Pi’, Pi’’.  Автор рассмотривает это на примере двух фирм: А и В.                                                             На рис. 8 изображены кривые спроса на их продукцию. До тех пор пока фирма меняет цену в своем интервале {Р’,Р’’}, объем выручки ее конкурента не изменяется. Но если, например, фирма В снизит цену до Р B,1 < р в '(2.9), то увеличение спроса на ее продукцию в размере, представленном отрезком h, произойдет за счет части бывших клиентов фирмы А. Поэтому при системе цен p a,o , p b,i объем продаж фирмы А сократится на величину h. На рис. 6 это отображается тем, что фирма А “соскочила” со своего монопольного участка кривой спроса. Чтобы возвратить покинувших ее покупателей (возвратиться на монопольный участок кривой спроса), фирме А нужно снизить цену на свою продукцию. Так объясняется смещение кривой спроса на продукцию фирмы вниз (d a,o —>^ d a,1 ).                                                                           Поскольку приращение объема спроса за счет “чужих” покупателей у одной фирмы равно сокращению объема спроса у другой, то выход за пределы монополистического участка кривой спроса одной.[8, с. 89]

Таким образом автор сделал вывод, что если один изменит цену, то и другой последует также, то есть, равновесия, как такового на рынке цен нет. Не все фирмы действуют по законодательству и вступают в сговор. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она поднимет свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос будет неэластичным, т.к. конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены. На рынке олигополии все фирмы взаимосвязаны и прибыль зависит от них самих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Олигополия  и эффективность

Для конкурентной фирмы сигналами  служат изменения цен готовой  продукции и цен ресурсов. Повышение  цен готовой продукции свидетельствует  о том, что спрос возрос и следует  увеличивать количество выпускаемой  продукции. Понижение цен действует  в обратном направлении. Повышение  цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства и в конечном счете к снижению предложения товара.                   Фирма-олигополист также реагирует ни колебания цен на экономические ресурсы. Однако об изменении спроса на готовую продукцию она судит по изменениям продаж при временно фиксированной — «администрируемой» цене. Это означает, что фирмы-олигополисты, назначив цены, не меняют их каждый раз, когда происходит изменение спроса. Изменения спроса проявляются прежде всего в колебании объема продаж этих фирм. Разумеется, фирмы-олигополисты время от времени меняют цены, но это происходит через большие промежутки времени и на достаточно большую величину.                    Различие сигналов не мешает фирмам-участникам олигополии гибко реагировать на потребности рынка. Так, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства (сдвигу вправо кривой издержек) и вынуждает олигополиста поднять цены и уменьшить объем производства. Повышение спроса на готовую продукцию приводит к росту продаж. Это заставляет фирму расширить производство и, соответственно, увеличить объем экономических ресурсов, необходимых для производства данного товара.                                                                                                        По мнению экономистов, при перераспределении экономических ресурсов рыночная система в условиях олигополии действует практически столь же гибко, как и при совершенной конкуренции. Однако может ли олигополия в конечном счете обеспечить наилучший набор товаров и услуг в экономике, т. е произвести необходимое потребителям количество шляп, пиджаков, чайников и т д .                                                            Автор знает, что максимальная эффективность распределения ресурсов (аллокационная эффективность) достигается тогда, когда для каждого товара в экономике Р равняется МС. Следовательно, чем ближе Р товара, произведенного в условиях олигополии, к МС, тем выше эффективность распределения ресурсов, и, наоборот, чем больше Р отрывается от Л/С, тем менее эффективно используются экономические ресурсы.                                                                                                                  Анализ отраслей с олигополистической структурой выявляет значительные различия между ними в аллокационной эффективности. В некоторых олигополистических отраслях фирмам удается приблизиться к такому уровню координации своих действий, который позволяет совместно максимизировать прибыль. В этом случае устанавливаемая на рынке цена близка к монопольной и, следовательно, Р существенно выше МС.                                                                                                                                            В других отраслях соперничество и независимость поведения ведущих фирм могут быть столь велики, что цена и прибыль значительно отличаются от монопольных. В ряде случаев экономическая прибыль, как и при совершенной конкуренции, может приближаться к нулю. Цены и объемы производства также приближаются к уровням, характерным для совершенной конкуренции: Р = МС.(3.0)                                                    Практика экономической жизни показывает, что чаще всего фирмы в условиях олигополии устанавливают цены выше предельных издержек производства, а это означает, что они функционируют при объемах производства меньше тех, которые желательны для потребителя. Следовательно, олигополия не достигает той эффективности в распределении экономических ресурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция. И в этом отношении она сходна с монополией.                     Однако олигополия все же лучше, чем монополия. Суть олигополии — в сплаве координации и конкуренции. Так, даже в случае совместной максимизации прибыли всегда встает вопрос о долях рынка: как будет распределен между конкурентами объем продаж, обеспечивающий максимальную прибыль? Конкуренция заставляет отдельных участников олигополии явно или скрытно нарушать соглашения, практиковать тайные скидки, позволяющие увеличить объем продаж. В результате монопольный уровень прибыли не достигается.                                                                        Существует и другая причина, по которой фирмы-участники олигополии не получают монопольной прибыли. Это связано с теми издержками, которые они несут, вступая в неценовую конкуренцию со своими соперниками за долю рынка.                                      Например, издержки на рекламу будут заметно снижать отраслевую прибыль, хотя, конечно, данное соображение является слабым утешением для потребителей.                                  Главным оправданием олигополистической структуры отрасли является то, что она, возможно, наилучшим образом приспособлена для тех видов деятельности, где минимальный эффективный размер производства достаточно велик. Гигантская экономия на масштабах производства, достигаемая крупными фирмами, делает их практически неуязвимыми для конкуренции со стороны мелких фирм. Хотя олигополия не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктов и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.

Таким образом автор автор сделал вывод, что повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек производства (сдвигу вправо кривой издержек) и вынуждает олигополиста поднять цены и уменьшить объем производства. Повышение спроса на готовую продукцию приводит к росту продаж. Это заставляет фирму расширить производство и, соответственно, увеличить объем экономических ресурсов, необходимых для производства данного товара.                                                                                                       

 

Глава 3

Олигополия в  России.

Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти  все отрасли, которым удалось  выстоять в нынешнем кризисе и  на которые пока опирается отечественная  экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.) Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (вспомним хотя бы многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей - кондитерская промышленность).                                                                                                     Конечно, установление количественной границы между олигополией и монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.         

ОАО «Газпром» - по объемам  запасов, добыче газа и рыночной капитализации  «Газпром» является одной из крупнейших газовых и нефтяных компаний в  мире. Основная часть его выручки  приходится на продажу газа, нефти  и прочих углеводородов в страны Западной и Центральной Европы, Россию, а также другие страны бывшего Советского Союза.                                                                                   Финансово-хозяйственная деятельность подразделяется на следующие основные направления:                                                                                                                                  Добыча газа – разведка и добыча                                                                                   Транспортировка – транспортировка газа;                                                                              Поставка – продажа газа на внутренний рынок и на экспорт;                                        Хранение газа – хранение газа в подземных газохранилищах;                                                                Добыча нефти и газового конденсата – разведка и добыча нефти и газового конденсата, продажа нефти и газового конденсата;                                                                    Переработка – переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки;

На долю Газпрома с 2009-2011 года приходится 70 % российской добычи газа. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе.

Рис. 9 Еженедельный технический анализ производства ОАО "Газпром"

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом  приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания  активно использовать технический  прогресс для улучшения собственного положения на рынке. К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.                                                                                      Автор достиг поставленной цели и решил поставленные задачи, т.е. изучил особенности рыночной модели – олигополи и сделал следующие выводы:

1. Несовершенная конкуренция  на рынках содержит элементы как чистой монополии, так и совершенной конкуренции. На таких рынках у фирм есть определенный контроль над ценой. Они, однако, в действительности сталкиваются с конкуренцией со стороны существующих либо потенциальных продавцов.                                                           2. На рынках с монополистической конкуренцией множество фирм продают товар, который дифференцируется каждым продавцом; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы наклонены вниз. Фирмы могут контролировать цену. Однако экономические прибыли все-таки выполняют функцию привлечения новых фирм. Долгосрочное равновесие на таких рынках выражается в исчезновении экономических прибылей. Хотя каждая фирма в долгосрочном плане может всего лишь покрывать свои затраты, цены превышают предельные издержки. Цены превышают также минимально возможные в долгосрочном плане средние издержки. Избыточные производственные мощности и более высокие цены являются социальными издержками разнообразия товаров. Если бы товар был стандартизирован и производился бы на конкурентных рынках, то цены равнялись бы МС и LRACmin.            3. Реклама и прочая деятельность по продвижению товара на рынок являются попытками фирм увеличить спрос на их товар. Воздействие рекламы на прибыли зависит от того, рекламируют ли свой товар другие конкурирующие фирмы. При монополистической конкуренции реклама может привести только к временному увеличению прибыли.                                                                                                                          4. На олигополистических рынках есть только несколько продавцов, а вход на рынок для новых затруднен или невозможен. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован и дифференцирован. Отдельные фирмы осознают свою взаимозависимость с другими фирмами-конкурентами.                                                                    5. Равновесие на олигополистических рынках зависит от предположений, которые делают фирмы насчет того, каким образом будут реагировать конкуренты на изменения цен и объемов выпуска. Ценовые войны на олигополистических рынках могут понуждать к тому, чтобы опустить цены до их уровня при конкурентном равновесии (Р = LRACmin).                                                                                                                      6. При анализе олигополистической конкуренции полезна теория игр. Матрица результатов показывает исходы любой стратегии, например, снижения цены, при любом возможном ответе конкурента. Стратегией максимина является стратегия, которая стремится избежать наихудшего исхода.                                                                           7. У олигопольных фирм есть стимулы к сговору, чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на прибыли. Картель является группой фирм, действующих совместно, чтобы скоординировать выпуск или контролировать цену, как если бы они были единой монопольной фирмой. Картели обычно оказываются нестабильными из-за того, что максимизация групповых прибылей при монопольной цене несовместима с максимизацией индивидуальных прибылей при этой цене. Фирмы могут обманывать картель, продавая товаров больше, чем уровень предназначенных им квот. Если так поступает много фирм, то невозможно поддержать монопольную цену.                                                                                                        8. Конкурентные модели олигополии могут объяснить твердость (неизменность) цен и лидерство в ценах, а также и побудительные мотивы отказаться от текущих прибылей путем сохранения цен, достаточно низких, чтобы удержать новых продавцов от входа на рынок.                                                                                                                                                         9. При олигополии фирмы считаются с реакцией конкурентов перед тем, как рекламировать свои товары.                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Артёмова Л, Назарова А. Тенденции валового накопления//Экономист №11, 1999г.

2. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. Общая ред. В.А. Исаева. - М.: Инфра-М, 2001.

3. Носова С.С. Экономическая  теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Козырев В.М. Основы  современной экономики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. - М.: Журнал "Эксперт", 2000.

6. Курс экономической  теории. Учебное пособие. / Руководитель  авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 2001.

7. Курс переходной экономики.  Учебник. Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2002.

8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. (Принципы, проблемы и политика) (2 т.) - С.-Пб.: Менеджер, 2004.

9. Мау В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вопросы экономики, 2002, № 7.

10. Обзор мировой экономики  // Фонд "Бюро экономического анализа"  №3, март 2004 года.

11. Переходный период: анализ  и уроки первого десятилетия  для стран Восточной Европы  и бывшего Советского Союза.  Пер. с англ. – М.: «Весь Мир»; 2002.

12. Пороховский А.А. Эпоха смешанной экономики // Политэкономия № 11 (70) 26 июня 2001.

13.Семёнов В.А., Бункина М.Н. Макроэкономика Москва, 2000 г.

14. Теория переходной экономики. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

15. Фишер С. и др. Экономика.- М .:Дело, 2003.

16. Экономика. Учебник. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2003.

17. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000.

18. Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей. Макроэкономика.- С.-Пб.: Литера плюс, 2004.

19.   Краснова В., Матвеева А. Бизнес от бизнеса недалеко падает. //Эксперт. - 2006. - № 1-2. - 42-46

20.   Меркулова Ю. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования //Общество и экономика. - 2003. - № 9-10

21.  Введение в рыночную экономику/ Под ред. А. Лившица и И. Никулиной. - М., 2007, гл. 14.

22.  Генкин Б.М. Экономика. - М.; Изд-во Норма «НФРА»-2010-373 с.

23.  Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю “Экономикс”. Таллинн 1993. Том первый.

24.  Кочеврин Ю. Крупная корпорация как объект исследования //Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 11

25.  Курс экономической теории: учебное пособие/ под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., - М.: изд-во «АСА», 2005 г.

Информация о работе Олигополия. Поведение олигополистов на мировой арене