Определение сущности государственного бюджета как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

Содержание

1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции….........3
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории…………………………………………………………………………5
1.2 Структура государственного бюджета………………………………….10
1.3 Функции государственного бюджета……………………………………13
2. Источники формирования государственного бюджета…………………..16
2.1 Налоговые поступления и государственные займы…………………….17
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондо в…….22
3. Пути использования государственного бюджета…………………………25
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовиккккк.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)
  • подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);
  • налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;
  • налоги на имущество и наследство;
  • налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

     К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на игорный бизнес;
  • налог на покупку иностранных денежных знаков;
  • лицензионных и регистрационных сборов;
  • налога на операции с ценными бумагами;
  • платежей за использование недрами и земельного налога;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

     Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а  около 34% от них составляет налог  на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных  налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

     - налога на прибыль (доход) предприятий  и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;

     - НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

     - акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, водку  и ликероводочные изделия, спиртосодержащие  растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

     - акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на  нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;

     - автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

     - лицензионных и регистрационных  сборов - в соответствии с действующим  законодательством;

     - подоходного налога с физических  лиц - в размере 100 процентов  доходов;

     - налога на покупку иностранных  денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

     - платежей за пользование природными  ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

     - платы за пользование объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

     - лесного налога - в размере 100 процентов  доходов;

     - платы за пользование водными  объектами - в размере 60 процентов доходов;

     - налога с розничных продаж - в  размере 100 процентов доходов;

     - прочих налогов, сборов, пошлин  и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

     Доходы  местных бюджетов, также как и  доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

     К ним относятся:

     1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;

     2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;

     3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

     4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

     Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

     К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

     Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

     С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки  регионов. Финансовая помощь из этого  Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

     Статус  «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых  душевой бюджетный доход в  планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

     Статус  «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у  которых объем бюджетных доходов  меньше объема прогнозируемых в планируемом  году бюджетных расходов.

     С учетом этих двух статусов Фонд делится  на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода

     Преимущества  этого способа регулирования  заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

     Благодаря этому выделение средств субъектам  федерации осуществляется на объективной  основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств  из общего фонда финансовой поддержки.

     Следующим по своему финансовому значению доходом  бюджета являются государственные  займы. К этому методу государство  прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при  составлении бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Государственные займы классифицируются:

     - по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

     - в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

     - в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

     - в зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

     - по характеру выплачиваемого  долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном.  С нулевым купоном обычно выпускаются  ценные краткосрочные бумаги  государства, они реализуются  с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

     Существуют  два пути получения государственных  займов:

     - государственные займы, полученные  у физических и юридических  лиц путем выпуска ценных бумаг  от имени государства; 

     - кредиты, полученные у центрального  банка и других кредитных учреждений.

     Увеличение  объема кредитных операций государства  ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно  связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

     При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение государственных займов оказывается затруднительным, государство  обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так  как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия. 

     2.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  И ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ  БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 

     К неналоговым доходам относятся доходы:

     - от использования, продажи и  иного возмездного отчуждение  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

     - от платных услуг, оказанных  государственными или муниципальными  органами власти и учреждениями;

     - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

     - финансовая помощь и бюджетные  ссуды от бюджетов других уровней;

     - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

     - перечисление прибыли Центрального  банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

     - доходы от сдачи в аренду  имущества, находящегося в государственной  собственности;

     - консульский сбор;

     - доходы от проведения всероссийских  государственных лотерей.

     Понятие “целевые бюджетные фонды” появилось  в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.

     Анализ  существования некоторых фондов выявил ряд существенных недостатков, и прежде всего таких, как межведомственное распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием.

     Для преодоления указанных недостатков отдельные внебюджетные фонды начиная с 1995 г. стали учитываться в составе бюджетной системы страны. Это мероприятие несомненно способствует консолидации всех государственных средств под контролем фискальных органов государства, что имеет немаловажное значение в условиях современной бюджетной напряженности.

     В 1998 г. в состав бюджетной системы РФ были включены следующие целевые бюджетные фонды:

     - дорожные фонды;

     - Фонд развития таможенной системы РФ;

     - Федеральный фонд государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

     - Государственный фонд борьбы с преступностью;

     - экологические фонды;

     - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Информация о работе Определение сущности государственного бюджета как экономической категории