Оптимизация объема производства и резервы повышения эффективности использования экономических ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Отрасль экономики –группа качественных однородных хозяйственных единиц(предприятий, учереждений) характеризующих единство, экономического назначения производственной продукции, однородностью потребляемых ресурсов, общностью технической базы и технических процессов особым профессиональным составом.

Содержание

Введение. 3
1. Предприятие – главный субъект экономики. 5
1.1 Основы организации производства и реализации продукции. 7
1.2 Инновационная и инвестиционная политика предприятия. 10
1.3 Издержки производства и ценообразование на предприятии. 13
1.4 Доход, прибыль и рентабельность предприятия. 14
2. Программа текущего планирования на предприятии. 16
2.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции. 16
2.2 Составление калькуляции себестоимости изделия. 18
2.3 Ценообразование на предприятии. 22
2.4 Формирование прибыли. 22
2.5 Распределение прибыли. 23
2.6 Капиталовложения в развитие производства. 24
3. Заключение. 25
Список используемой литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике .docx

— 225.45 Кб (Скачать файл)

На предприятиях с простым  производственным процессом применяется безцеховая производственная структура, основой построения которой является производственный участок – совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция

Тип производства – это категорийность производства продукта или услуги по видам организации структуры производственных факторов в отношении количества самого продукта или услуги. В машиностроении определяется в зависимости от коэффициента закрепления операций.

Типы производства:

1.Единичное производство ;

2.Серийное производство ;

3.Крупносерийное производство;

4.Массовое производство .

          Организационная структура –  документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Функциональная  структура управления-это такая структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.  
Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).

Линейно-функциональная (штабная) структура управления.

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий  определенный коллектив. Ему при  разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

Матричная структура  управления - структура, построенная по функциональному принципу; управление "по функциям", устроенное таким образом, что система управления разделена на функциональные службы, за каждой из которых закреплен определенный круг работ или проект. Матричным структурам свойственно сочетание управления по двум линиям, например по функциям и по проектам, объединение, сочетание которых образуют матрицу.

Трудовые ресурсы как  экономическая категория - обозначают трудоспособную часть всего населения страны, способную в силу интеллектуальных и психофизиологических характеристик заниматься производством материальных благ или услуг. К этому виду ресурсов относятся все занятые в экономике люди, а также те, кто не занят в ней, но способен трудиться.

Трудовые ресурсы  предприятия (персонал) это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим  лицом в регулируемых договором найма отношениях.

Все сотрудники предприятия  промышленно-производственной сферы  подразделяются на ряд категорий:

  1. Руководители осуществляют управление предприятием.
  2. Специалисты заняты в цехах и службах заводоуправления, они

занимаются инженерной подготовкой, разработкой технологий, организацией производства и т.д.

  1. Рабочие непосредственно заняты в производстве.
  2. Служащие занимаются техническим обслуживанием производства

(чертежники, счетоводы, делопроизводители).

Производственные  ресурсы предприятия – это те ресурсы предприятия, которые используются в процессе производства.

К ним относятся:

  1. Капитал – это средства производства, производственная

инфраструктура, денежные средства, используемые для приобретения средств  производства.

  1. Материальные активы – это активы фирмы, предприятия в

материально-вещественной форме, обладающие денежной оценкой (материалы, полуфабрикаты, оборудование).

  1. Нематериальные активы – это неденежные активы, не имеющие

физической формы (объекты  интеллектуальной собственности и  деловая репутация фирмы).

  1. Труд – это физические и умственные способности людей, применяемые

при производстве товаров  и услуг.

  1. Информация – это упорядоченная система знаний.

1.2 Инновационная и инвестиционная политика предприятия.

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование  результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования  технологии их изготовления и организации  их производства.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации выделяют:

  • продуктовые инновации, которые включают применение новых

материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства.

  • процессные инновации, которые могут быть связаны с созданием

новых организационных структур в составе предприятия.

В зависимости от места инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья,

материалов, машин и оборудования, информации и др.);

  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии,

информация и др.);

  • инновации системной структуры предприятия (управленческой,

производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

Инвестиционная политика предприятия- определяется как совокупность стратегических управленческих решений, касающихся способов привлечение и расходования ресурсов на инвестиционные цели. Характеристика основных типов и направлений инвестиционной стратегии базируется на классификациях источников инвестиций и направлений инвестиционной активности.

Каждый из возможных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет особенности, обусловливающие  его привлекательность или непривлекательность  для предприятия. Критерием привлекательности, как правило, выступают реальность использования источника (его доступность); потенциальная емкость источника; экономическая эффективность использования и уровень риска пользования источником (с точки зрения требований возврата используемых средств или возможной утраты контроля над предприятием).

Максимальной доступностью характеризуются  собственные средства предприятия (амортизационные отчисления, часть  чистой прибыли, направляемая на накопление), которые ориентирует предприятие  на максимальную экономическую эффективность  их использования. Уровень риска утраты контроля над активами не велик. Этот источник, как наиболее естественный, должен стоять на первом месте в ряду вариантов стратегии привлечения средств.

Использование кредитных ресурсов также ориентирует предприятие  на осуществление эффективных проектов, однако невысокое значение критерия доступности перечеркивает весьма привлекательные значения других критериев: фактически неограниченную потенциальную  емкость источника и низкий риск утери контроля над правами и  активами предприятия.

Если предприятие является акционером обществом, то может привлекаться такой  источник инвестиций, как эмиссия  ценных бумаг. Он акцентирует предприятие  на высокую эффективность финансируемых  проектов, так как для инвестора  одним из основных мотивов приобретения ценных бумаг служит их доходность. Источник обладает значительной потенциальной  емкостью, однако для ее реализации акционеров необходимо убедить в  целесообразности вложений в намечаемые проекты, обосновать надежность и осуществимость планируемых инвестиций.

Риск утраты контроля может быть минимизирован путем обеспечения такой структуры акционерного капитала, в которой будут отсутствовать крупные держатели пакетов акций. Потенциальном источником инвестиций для предприятия выступают государственные инвестиции. Возможная емкость этого источника весьма велика, однако его доступность регулируется обычно внеэкономическими факторами. Второй составной частью инвестиционной политики предприятия является собственно инвестирование, т. е. расходование средств на осуществление инвестиционных проектов. Основными параметрами, определяющими целесообразность и эффективность инвестиционного проекта, принято считать степень соответствия проекта товарно-рыночной стратегии; масштаб проекта, т. е. его цена; длительность осуществления проекта; срок окупаемости инвестиций, включая подготовительный период-разработку необходимой документации, организационные усилия и т. п.

Для того чтобы выжить в условиях конкуренции на рынке, предприятие  должно постоянно вводить новшества  во все сферы своей деятельности. Поэтому научные исследования и разработки и их внедрение в производство становятся в настоящее время важным элементом предпринимательской деятельности, а инновационная деятельность является неотъемлемым условием эффективного развития предприятия.

Самофинансирование – возможность и необходимость самостоятельно принимать решение относительно источников обеспечения денежными средствами для простого и расширенного воспроизводства предприятия. Часто под самофинансированием понимается финансирование деятельности предприятия с использованием только собственных средств предприятия (амортизации и прибыли).

Кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой нормой рентабельности инвестиций. Особенность заемного капитала заключается в том, что его необходимо вернуть на заранее определенных условиях, при этом кредитор не претендует на участие в доходах от реализации инвестиций.

Долевое финансирование представляет собой комбинацию нескольких источников финансирования. Это самая распространенная форма финансирования инвестиционной деятельности, она может применяться при реализации разнообразных инвестиционных проектов.

Аренда –форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату. Например, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях оплачивается временное пользование землей или недрами. Включает земельную ренту, амортизацию процента за пользование материальными активами. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Лизинг - вид финансовых услуг, связанных с кредитованием, приобретением основных фондов.

Франчайзинг -  это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.

1.3 Издержки производства и ценообразование на предприятии.

Издержки производства – это затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров (в бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости) и включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

Себестоимость – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию

Информация о работе Оптимизация объема производства и резервы повышения эффективности использования экономических ресурсов