Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:09, контрольная работа
Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в первой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» и т. д. Наверное все слышали про печально известную фирму АО «МММ», которая являлась акционерным обществом. Цель данной курсовой работы – это попытка разобраться, что означают эти термины, как они применимы к действительности. В работе, в основном, делается упор на российскую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затрагиваются
1. Организационно-правовые основы деятельности предприятий в РФ
1.1. Хозяйственные товарищества и общества хозяйств
1.2. Производственные кооперативы
1.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
2. Практический раздел
Заключение
Список используемой литературы
Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).
Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Если дочернему обществу причиняются убытки по вине основной (контролирующей) компании, акционеры (или вкладчики) дочернего общества могут потребовать их возмещения от основной (контролирующей) компании, если докажут ее вину в появлении таких убытков (п. 3 ст. 105 ГК). Ясно, что это касается интересов тех участников дочернего общества, которые оказались в меньшинстве и не контролируют его деятельность.
Законы об АО и об ООО должны предусматривать и иные способы защиты прав участников дочерних компаний и их кредиторов, более подробно урегулировав статус таких коммерческих организаций. Кроме того, наличие взаимоотношений основной («материнской») и дочерней компаний может представить интерес и для антимонопольного законодательства, что выходит за рамки ГК.
Кооперативное движение получило широкое развитие более 150 лет назад в государствах с различными экономическими, политическими и социальными системами, религиозными взглядами и идеологией. Тем не менее основу кооперативов во всем мире составляли и составляют, как правило, идентичные принципы и кооперативные ценности: взаимопомощь, демократия, равенство (в особенности принцип: один человек - один голос при принятии решений общим собранием), социальная ответственность и др.
Родоначальником кооперативной философии в Европе был Роберт Оуэн. Единичные кооперативы как альтернатива частным капиталистическим предприятиям начали возникать еще в конце XVIII в. С середины XIX в. начинается рост кооперативов в странах Европы и других континентов. В 1895 г. национальные объединения кооперативов из разных стран мира объединились в Международный кооперативный альянс (МКА). В настоящее время МКА объединяет 200 международных и национальных кооперативных организаций с общей численностью, превышающей 750 млн. кооператоров более, чем в 210 странах всех континентов.
В России первые кооперативы возникли также более 150 лет назад. Начало сравнительно широкого развития кооперации в дореволюционной России (в частности, в сферах сельского хозяйства, торговле, промысловой деятельности) положила отмена крепостного права. В Своде законов Российской империи содержались соответствующие разделы, посвященные кооперативам. Производственные кооперативы, именуемые трудовыми артелями, участвовали в экономической жизни царской России наряду с другими коммерческими структурами. К 1917 г. в России насчитывалось 35000 потребительских обществ, 16417 кредитных кооперативов, 6100 сельскохозяйственных товариществ, 3000 маслодельных артелей, 1200 кустарно-промысловых и других кооперативов . В стране проводилась большая работа по унификации кооперативного законодательства. О кооперативах много писали, спорили такие известные ученые, как Туган-Барановский, Чаянов, Тотомианц и многие другие. На основе бурных дискуссий к 1917 г. был подготовлен проект единого закона о кооперации в России. Такой закон был принят Временным правительством России, но на практике по известным причинам применен не был.
Продолжая историю развития производственных кооперативов в России, постепенно перейдем к рассмотрению их современного понятия и особенностям. Самая удивительная метаморфоза произошла с кооперативами в начале 1990-х годов в новой России. В конце 1990 г. кооперативам в сферах производства и услуг был нанесен сильный удар. В Законе России "О предприятиях и предпринимательской деятельности" кооперативы как самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц не были предусмотрены, а потому новым кооперативам отказывали в регистрации, а старые принуждали к преобразованию в акционерные общества или товарищества с ограниченной ответственностью, которые по целям, задачам, принципам деятельности существенно отличаются от кооперативов. Даже старательские артели - типичные кооперативы – принуждали преобразовываться в акционерные общества или товарищества.
Гражданский кодекс РФ определил производственный кооператив (артель) как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Другое определение дает Закон "О производственных кооперативах": Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения . Однако к нему мы перейдем несколько позже, обратив сначала внимание на содержание соответствующих статей ГР РФ.
ГК РФ допустил участие в деятельности производственного кооператива юридических лиц, если таковое предусмотрено его учредительным документом. Содержащиеся в данном определении основные признаки производственного кооператива (членство, обязательное участие в деятельности кооператива, как правило, личным трудом, внесение имущественных паевых взносов для формирования имущества кооператива) соответствуют сущности производственного кооператива.
Ошибка ГК состоит в отнесении производственных кооперативов к коммерческим организациям, для которых главной, основной целью деятельности является извлечение прибыли. Между тем у кооператива как сообщества прежде всего людей, а не капиталов (независимо от их вида: производственные, потребительские) основная цель совсем другая. Она состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей его членов . Достигается данная цель безусловно посредством прибыли, без которой невозможно развитие не только производственного кооператива, но и потребительского общества, отнесенного ГК к некоммерческим организациям, хотя деятельность потребительского общества, не менее чем производственного кооператива, связана с прибылью, позволяющей удовлетворять потребности пайщиков в товарах и услугах (в сфере торговли, заготовок, переработки и т.п.). Прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на его развитие, вознаграждение членов соответственно их участию в делах, на жилищное строительство, повышение образовательного, культурного уровня членов, их социальное обеспечение и другие, предусмотренные уставом кооператива цели. Таким образом, для кооператива основная цель - удовлетворение материальных и иных потребностей членов, а прибыль - средство ее достижения.
Независимо от вида и формы кооператив - однохарактерное социальное явление, а потому его понятие едино для всех разновидностей. Эта идея четко выражена в заявлении о кооперативной идентичности, принятом в 1995 г. в Манчестере на Международном конгрессе, посвященном столетию Международного кооперативного альянса. В заявлении говорится, что кооперативы (любые) - это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. При этом под ассоциацией людей (объединением) имеются в виду не только отдельные люди, но и их группы - юридические лица, наделяемые теми же правами, что и индивидуальные члены. Такое понимание кооперативов дает возможность выделить их из всей массы юридических лиц (хозяйственных обществ, товариществ), организованных на иных началах и с иными экономическими и социальными ориентирами. В заявлении МКА через определение основной цели кооператива (удовлетворение потребностей его членов) подчеркнуто, что в кооперативе социально значим прежде всего человек, а не капитал.
Гражданский кодекс РФ такому пониманию кооперативной идентичности не соответствует, что не позволило надлежаще определить место кооперативов в самом ГК РФ. А отсюда - и в экономике и социальной жизни страны. Резкую границу следовало проводить не между производственными и потребительскими кооперативами, путем отнесения первых к коммерческим, а вторых - к некоммерческим организациям, а между кооперативами (независимо от их разновидности) и хозяйственными обществами и товариществами, для которых основная цель - извлечение прибыли.
В зарубежной теории кооперативного движения кооперативы характеризуются как структурный элемент социальной экономики. Кооперативы, члены которых управляют ими и владеют собственностью, а в производственных кооперативах еще и трудятся в них, - наиболее характерная часть социальной экономики. Кооперативы тесно связаны с территорией, на которой они базируются. Не преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели, они не заинтересованы в вывозе капитала за границу. Их деятельность ориентирована на использование местных кадровых, сырьевых, производственных ресурсов, расширение отечественного производства, обеспечение товарами и услугами не только своих членов, но и населения территории, на которой действует кооператив .
Необходимо внести изменения в Гражданский кодекс РФ и соответственно в Федеральный закон "О производственных кооперативах", выделив кооперативы из разделов о коммерческих и некоммерческих организациях и объединив их в самостоятельную группу юридических лиц - кооперативы, дать единое понятие кооператива, закрепить общие начала и принципы их деятельности, а затем указать на специфические особенности соответствующей разновидности, которых, кстати сказать, должно быть значительно больше, чем в ГК РФ. В законодательстве зарубежных стран нет такого жесткого деления кооперативов, как у нас, только на два вида
производственные и потребительские. В Германии. например, кооперативы подразделяются на кредитные (Volksbanken и Raiffeisenbanken), закупочные, торговые, кооперативы по сбыту, производственные, жилищные и др. В Законе о кооперативах штата Виктория (Австралия) 1981 г. предусмотрены производственные кооперативы, торговые общества (кооперативы), кредитные, сельскохозяйственные и пр. В других странах имеются кооперативы сельскохозяйственные, потребительские, производственные, кредитные, страховые, кооперативы, объединяющие рыбаков, жилищные и др. Соответственно данным разновидностям в Международном кооперативном альянсе созданы специализированные комитеты, в которые входят национальные организации, объединяющие кооперативы соответствующего вида. Было бы очень желательно, чтобы наше законодательство отражало принятое в мировом сообществе понимание кооператива. Говоря о понятии кооператива как самостоятельной организационно-правовой форме, нельзя не сказать о содержащемся в ГК запрете производственным кооперативам выпускать акции. Зарубежная практика говорит об обратном. Во многих странах такого запрета не только нет, но кооперативы во вне часто действуют как товарищества (компании) с ограниченной ответственностью, сохраняя кооперативную внутреннюю организацию и специфику управления.
Далее посмотрим, как регулируется правовое положение производственных кооперативов Федеральными законами, принятие которых было предусмотрено ГК РФ, а также сферу действия каждого из них.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о производственных кооперативах. В настоящее время в России действуют два таких закона: Федеральный закон "О производственных кооперативах" и Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Последний согласно ст. 14 Федерального закона о введении в действие ГК РФ должен был отразить особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Законом о производственных кооперативах предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие, не запрещенные законом виды услуг.
Таким образом, понятием "производственный" в данном случае охвачен широкий спектр видов деятельности, а не только промышленное и ремесленное производство, что, кстати сказать, было характерно для понимания производственного кооператива в законодательстве многих зарубежных стран. В ряде стран и в международных кооперативных организациях сейчас также признают, что сфера деятельности производственной кооперации значительно шире ее традиционного понимания. Например, в ряде стран кооперативы создаются в социальной сфере (детские сады, уход за престарелыми и т.п.).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, ненаделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Учреждение, регистрация и ликвидация унитарного предприятия
Вопросы учреждения унитарного предприятия рассматриваются в ст. 8 Г.2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская
Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности предприятий в РФ