Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить, что такое предпринимательство, его основные функции, обозначить организационно-правовые формы, учитывая Законодательство Российской Федерации, а так же рассмотреть динамику развития предпринимательства в России и на Смоленщине. Для раскрытия темы необходимо выполнить следующие задачи:
• определить сущность предпринимательства
• изучить функции, субъекты и объекты предпринимательства
• рассмотреть организационные формы предпринимательства
• исследовать развитие предпринимательства по регионам России и на Смоленщине
• выявить проблемы развития предпринимательства, проанализировать целевую программу «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и сделать соответствующие выводы
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. . . 5
1.1 Понятие и этапы развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Функции, субъекты и объекты предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Организационные формы предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. . . . . . . . . . . . 24
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России. . . . . . . 24
2.2 Оценка уровня развитие предпринимательства на Смоленщине. . . . . . . . . . . .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Как всегда наряду с преимуществами
существуют и недостатки, к которым
можно отнести невозможность
иметь штат сотрудников по трудовому
договору, однако договоры подряда
на выполнение работ заключать можно
и с гражданами. Как недостаток
можно отметить и то, что индивидуальный
предприниматель отвечает по своим
обязательствам всем своим имуществом,
однако тем, на которое может быть
наложено взыскание. Следует оговориться,
что любое изъятие может
Как видно преимуществ
значительно больше, чем недостатков,
поэтому такая форма
В этом разделе рассматривается сущность предпринимательства, его функции, а так же основные организационно-правовые формы предпринимательства.
2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Динамика развития малого
предпринимательства в
Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.
При этом можно констатировать,
что усилий и средств, направляемых
государством на преодоление негативных
последствий кризиса для
В первом квартале 2010 года малому бизнесу в России стало хуже по всем параметрам, кроме одного, – обороты выросли. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что руководители малых предприятий по итогам кризиса сделали выводы и увеличили эффективность предприятий.
Количество зарегистрированных малых предприятий в нашей стране снизилось на 3,5% (1 апреля 2010 г. к 1 апреля 2009 г.). Среднесписочная численность работников малых предприятий снизилась даже сильнее – на 4,3% (первый квартал 2010 г. к аналогичному периоду 2009 г.). Объем инвестиций в основной капитала упал вообще на 16,8%. Зато объем оборота в январе–марте 2010 г. по сравнению январем–мартом 2009 г. увеличился на 3,5%.
По состоянию на 1 апреля 2011 года в России было зарегистрировано 230,9 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 6,9 ед. и составило 161,6 ед.
Проведем сравнительный анализ количества малых предприятий за 2008-2011 гг.
Таблица 1-Количество зарегистрированных малых и средних предприятий по федеральным округам в Российской Федерации
Федеральные |
Количество |
Количество |
Количество |
Количество |
округа |
Зарегестр-нных |
Зарегестрир-ных |
Зарегестр-ных |
Зарегестр-ных |
МСП на 1 апреля 2008 |
МСП на 1 апреля 2009 |
МСП на 1 апреля 2010 |
МСП на 1 апреля 2011 | |
г. в расчете на 100 |
г. в расчете на 100 |
г. в расчете на 100 |
г. в расчете на 100 | |
тыс.чел.населения |
тыс.чел.населения |
тыс.чел.населения |
тыс.чел.населения | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
РФ |
202,1 |
160,4 |
154,8 |
161,6 |
Центральный |
221,8 |
196,9 |
184,1 |
184,7 |
Северо-Западный |
230,4 |
231,0 |
230,5 |
263,3 |
Южный |
173,0 |
119,6 |
130,2 |
123,9 |
Приволжский |
203,4 |
156,2 |
157,6 |
158,3 |
Уральский |
91,5 |
112,6 |
116,5 |
136,8 |
Сибирский |
231,2 |
131,0 |
128,1 |
142,0 |
Дальневосточный |
249,8 |
147,1 |
154,5 |
153,3 |
На 1 апреля 2009 г. Число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей в целом по стране достигло 160,4 ед., сократившись по сравнению с 1 апреля 2008г. на 41,7 ед. Затем в 2010 г. произошло дальнейшее сокращение на 5,6 ед., а уже в 2011 г. количество предприятий возросло на 6,8 ед. Наиболее сильное сокращение наблюдается в Дальневосточном и Сибирском регионах: к 2011 г. количество зарегистрированных предприятий в этих регионах соответственно составило 153,3 и 142,0 ед., что на 96,5 и 89,2 ед. меньше, чем в первом квартале 2008 г.
Для более наглядного отображения динамики изменения по данным таблицы был построен линейный график [ПРИЛОЖЕНИЕ А].
На рис.1 видно, что значительное сокращение показателя произошло после 2008 г.
Проанализируем динамику изменения количества зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения с помощью такого показателя ряда динамики, как темп роста. Данные расчетов приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ показателей рядов динамики по росту числа малых и средних предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные |
Темп роста кол-ва |
Темп роста кол-ва |
Темп роста кол-ва |
Темп роста кол-ва |
округа |
зарег-ванных |
зарег-ванных МСП на |
зарег-ванных МСП на |
зарег-ванных МСП на |
МСП на 1 апреля 2008 |
1 апреля 2009г. в рас- |
1 апреля 2010г. в рас- |
1 апреля 2011г. в рас- | |
г. в расчете на 100 |
чете на 100тыс.чел. |
чете на 100тыс.чел. |
чете на 100тыс.чел. | |
тыс.чел.населения,% |
относительно 2008г.% |
относительно 2009г.% |
относительно 2010г.% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
РФ |
109,5 |
25,6 |
79,4 |
82,4 |
Центральный |
105,8 |
22,5 |
88,8 |
90,2 |
Северо-Западный |
118,4 |
16,7 |
100,3 |
103,9 |
Южный |
102,4 |
35,1 |
69,1 |
72,3 |
Приволжский |
107,5 |
32,7 |
76,8 |
77,3 |
Уральский |
106,7 |
13,8 |
123,1 |
129,1 |
Сибирский |
117,2 |
35,1 |
56,7 |
59,4 |
Дальневосточный |
117,9 |
31,8 |
58,9 |
62,8 |
Прослеживается отрицательная динамика темпов роста числа предприятий. Наибольшее сокращение произошло в 2009г относительно 2008г. Так же можно наблюдать и тот факт, что в 2009-2011гг. количество зарегистрированных предприятий возрастает.
Для более наглядного отображения изменения темпов роста по данным таблицы был построен линейный график [ПРИЛОЖЕНИЕ В].
На рис.2 видно, что значительное сокращение роста произошло в 2008-2009г.
Таким образом, проанализировав данные таблиц можно прийти к выводу, что в январе-марте 2009года относительно аналогичного периода 2008 года произошло сокращение темпов роста предпринимательства. Это связанно с начавшимся в этот период мировым финансовым кризисом, именно в этот период предпринимательство нуждается в крупной финансовой поддержке со стороны государства. Данные по количеству малых и средних предприятий свидетельствуют о том, что их количество в январе-марте 2011 г. относительно аналогичного периода 2008 г. сократилось на 41,7единиц. Столь значительные темпы сокращения количества предприятий показывают, что необходима новая, более активная поддержка со стороны государства. И в 2008 году по инициативе Президента Российской Федерации Д.А Медведьева был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку развития малого и среднего предпринимательства.
Сразу же после вступления в должность главы государства он издал Указ Президента РФ от 15 мая 2008 года №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Постоянно совершенствуется
Федеральный закон от 24.07.
Развитие и поддержка предпринимательства в России занимает ключевое место в политике государства. Проанализировав динамику развития предпринимательства в целом по стране, перейдем к рассмотрению отдельного региона, на примере Смоленской области.
2.2 Оценка уровня развитие
предпринимательства на
Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач. Отличительной особенностью малого и среднего предпринимательства является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого и среднего предпринимательства не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый и средний бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.
Одним из приоритетных направлений
государственной экономической
политики России должно стать создание
эффективной системы
Развитие малого и среднего
предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство
стало неотъемлемой частью экономики
Смоленской области. Участвуя практически
во всех видах экономической
В 2010 году малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 процента больше аналогичного показателя 2009 года.
Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2010 году составил 2671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2009 году.
Общая сумма налоговых
поступлений в
Ежегодно увеличивается
общее количество субъектов малого
предпринимательства, численность
работающих в нем и ее доля в
общей численности занятых в
экономике Смоленской области. В
настоящее время в регионе
действуют более 4,4 тысячи малых
предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных
предпринимателей, 425 крестьянских фермерских
хозяйств. Всего в малом бизнесе
трудится 16,4 процента от среднегодовой
численности занятых в
Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства