Организационно-правовые формы предпринимательства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть, используемые на практике формы предпринимательства в современной России и оценить эффективность организационно-правовых форм предприятий.
Задачи исследования диктуются целью и заключаются в следующем:
Определить понятие и сущность предпринимательства.
Разобрать этапы становления предпринимательства и рассмотреть различные точки зрения относительно предпринимательской деятельности.
Рассмотреть функции предпринимательства.
Изучить классификацию предпринимательской деятельности.
Рассмотреть применяемые на практике организационно-правовые формы предпринимательства в РФ и изучить их особенности.
Ознакомиться с нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими предпринимательскую деятельность.
Проанализировать преимущества и недостатки различных действующих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты предпринимательства.
Понятие и сущность предпринимательства…………………………….5
Функиции и классификация предпринимательской деятельности……………………………………………………………..12
Организационно-правовые формы предпринимательства в российской практике.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица……………………………………………………………………….16
Коммерческие организации……………………………………………..18
Преимущества и недостатки организационно-правовых форм предпринимательства……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 175.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО  «КубГУ»)

Экономический факультет

Кафедра теоретической экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

«Организационно-правовые формы предпринимательства в российской экономике»

 

 

Выполнила:

студентка I курса

экономического факультета 

экономика 101Б  группа                                                   Андреенкова Ангелина

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц.                   Кузнецова Е. Л.

 

Нормоконтролер                   Кузнецова Е. Л.

 

 

 

 

Краснодар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. Теоретические аспекты предпринимательства.
    1. Понятие и сущность предпринимательства…………………………….5
    2. Функиции и классификация предпринимательской деятельности……………………………………………………………..12
  2. Организационно-правовые формы предпринимательства в российской практике.
    1. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица……………………………………………………………………….16
    2. Коммерческие организации……………………………………………..18
    3. Преимущества и недостатки организационно-правовых форм предпринимательства……………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика – это, прежде всего, экономика свободного предпринимательства. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов предпринимательства.   

Возрождение предпринимательской  деятельности в России — это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в России связана с целым рядом трудностей и противоречий.

Становление предпринимательства  в России во многом зависит от совершенствования его организационно-правовых форм, так как для любого предпринимателя его деятельность начинается с нахождения хозяйственной сферы (ниши) и выбора форм предпринимательства. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики.

Совершенствование организационно-правовых форм предпринимательства в России строится на использовании опыта хозяйствования западных стран и традиционных особенностей хозяйcтвования России. С 1 января 1995 г. введен в действие Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором закреплены основные формы отечественного предпринимательства.

Цель данной работы – рассмотреть, используемые на практике формы предпринимательства  в современной России и оценить эффективность организационно-правовых форм предприятий.

Задачи исследования диктуются  целью и заключаются в следующем:

  1. Определить понятие и сущность предпринимательства.
  2. Разобрать этапы становления предпринимательства и рассмотреть различные точки зрения относительно предпринимательской деятельности.
  3. Рассмотреть функции предпринимательства.
  4. Изучить классификацию предпринимательской деятельности.
  5. Рассмотреть применяемые на практике организационно-правовые формы предпринимательства в РФ и изучить их особенности.
  6. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими предпринимательскую деятельность.
  7. Проанализировать преимущества и недостатки различных действующих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

Объектом исследования являются организационно-правовые формы предпринимательства.

Предмет исследования – основные положения организационно-правовых форм предпринимательства.

Нами были использованы следующие методы исследования:

  1. сбор данных
  2. моделирование
  3. метод научных абстракций
  4. анализ и синтез
  5. системный подход

Информационная  база исследования:

  1. экономические словари
  2. ресурсы сети Интернет
  3. научная литература по экономике
  4. учебная литература по экономической теории

Структра курсовой работы представляет собой: введение, 2 главы, заключение, приложения,список использованных источников.

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие и сущность предпринимательства

 

Эволюция терминологической, содержательной сущности понятий предприниматель  и предпринимательская деятельность связана с историей становления  обмена, производства и распределения  товаров и услуг, с уровнем  развития научно-технического прогресса (Приложение  1).

В римском праве «предпринимательство»  рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» – «предпринявший» что-либо.

В современной экономической литературе сущность этого явления в большинстве  случаев подменяется целью предпринимательской  деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».1 В учебниках предпринимательство определяется как непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными, как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Именно этот подход в России закреплен законодательно2. Согласно современному российскому законодательству под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»3. С признаками предпринимательской деятельности можно ознакомиться  на рисунке 1.(Приложение 2).

Предпринимательство принято определять как:

- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

- инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

- процесс организационной новации;

- прямую  функцию реализации собственности;

- действия, направленные на возрастание  капитала, и развитие производства;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений;

- как  стиль хозяйствования;

- как  процесс организации и осуществления  деятельности в условиях рынка;

- как  взаимодействие субъектов рынка.

Рассматривая  предпринимательство как продукт  рыночного хозяйства, в историческом аспекте, мы видим, что развитие рыночного  хозяйства является катализатором  изменений в предпринимательстве, а именно: организационных форм, предпринимательских функций, масштабов  и сфер применения. Соответственно и терминологическая сущность и  содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

Принято считать, что одним из первых, кто  серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» – в переводе с французского «посредник»), а новые явления хозяйственной деятельности – предпринимательством4.

Процесс развития теории предпринимательства  проходил на основе осмысления практики предпринимательства в четыре этапа: на первом этапе внимание концентрировалось на риске предпринимателя. Р. Кантильон в XVIII веке впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства5.

Утверждалось, что предприниматель  – это любой индивид, обладающий предвидением и желающий принять  на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются не только надеждой получить доход, но и  готовностью к потерям. Последователями этой теории были представители немецкой классической школы XIX века И. Тюнен и Г. Мангольдт, а также американский экономист Ф. Найт6.

В исторической ретроспективе исходным пунктом приложения предпринимательской  инициативы была торговая деятельность, которая связана с перемещением товаров с рынка на рынок, а  источником дохода служила разница  в ценах. В этот период предпринимательство играло подчиненную, вспомогательную роль, а его функциональное содержание ограничивалось поиском сфер прибыльного приложения капитала, притом в условиях практически полного отсутствия институциональной организации рыночного хозяйства. В этих условиях доминирующими признаками предпринимательства были высокая степень риска и, соответственно, стремление к максимизации прибыли, а предпринимательская функция являлась монополией собственника, единолично определяющего все стороны своей деятельности и возлагающего на себя полную ответственность за ее результаты. Не случайно именно эти признаки и были зафиксированы экономистами XVIII в. как определяющие сущность предпринимательства.

По мере усложнения предпринимательской  деятельности и обособлений функций, собственности и управления содержательный момент предпринимательства переносится  в сферу организации и управления им7.

Развитие этих представлений неоклассической  теории привело к интерпретации  предпринимателя как менеджера, комбинирующего факторами производства, а предпринимательства – как управленческой функции8, которая, – как утверждает Д.Б. Кларк, – не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит целиком в установлении и поддержании эффективных взаимодействий между факторами производства9.

Второй этап научного осмысления предпринимательства концентрирует внимание на личности предпринимателя. В. Зомбарт и Ж. Пилевский рассматривали предпринимателя и предпринимательство в исторической перспективе, акцентируя внимание на преимуществах обществ, где действуют люди с предпринимательскими способностями. В целом эту волну связывают с именем Й. Шумпетера, считавшего, что в основу экономического развития положена специфическая функция предпринимателя, которая проявляется всякий раз в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. Если вместо количества факторов мы меняем саму форму функции, то получаем «нововведение». Трактовка предпринимательства как новаторства, а предпринимателя как лица, являющегося движущей силой прогрессивных изменений в экономике, соответствовала этапу развертывания НТР.

Многофункциональная модель предпринимательства  возникла на третьем этапе, со второй половины ХХ в. в результате теоретических исследований Й. Шумпетера, а также представлений новоавстрийской школы Л. Мизеса и Ф. Хайека. В них впервые предпринимательство было рассмотрено как процесс развития идеи, а их последователь И. Кирцнер построил теорию предпринимательства как процесс перехода от одного равновесного состояния «арбитражных» сделок к другому10.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства в российской экономике