Основные виды рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:26, реферат

Краткое описание

Рынок потребительских товаров. Рынок средств производства. Рынок капитала и капитальных активов.

Вложенные файлы: 1 файл

. Виды рынков.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)
  1. Рынок - это объективное явление экономики,  
     
    известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А 
    происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому 
    практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать 
    исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не 
    удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все 
    стороны столь сложного явления, как рынок.  
     
    В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло 
    вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: 
    «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в 
    разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе 
    и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является 
    следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности 
    производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и 
    производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении 
    с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и 
    способностей может что-либо эффективно производить только в одной 
    какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами 
    наименований потребительских благ.  
     
    Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность 
    покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рынок 
    - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей 
    спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А 
    совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то 
    есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и 
    покупаются, представляет рыночную структуру. Итак, рассмотрим, какие же 
    виды рынков составляют рыночную структуру.  
     
    Существуют множество видов рынков, главные из которых можно 
    сгруппировать по следующим трем признакам. 
     
    Основные виды рынков 
     
    с точки зрения соответствия действующему законодательству 
     
     
     
    по экономическому назначению объектов рыночных отношений  
     
    по пространственному признаку 
     
     
     
    -легальный рынок 
     
    - теневой рынок  
     
    - потребительский рынок 
     
    - рынок капиталов 
     
    - рынок рабочей силы 
     
    -рынок информации 
     
    -финансовый рынок 
     
    - валютный рынок и др. 
     
     
     
    - местный рынок 
     
    - национальный рынок 
     
    - международный региональный рынок  
     
    - мировой рынок 
     
     
     
     
     
    Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие 
    элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, 
    кормов, газа и т. Д.; рынок информации - рынки научно-технических 
    разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных 
    бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов. 
     
    Возникшие еще в эпоху классического капитализма различные виды рынков, 
    торговавших своими особыми товарами, ныне полностью развились в 
    целостную рыночную систему, которая складывается из рынков 
    потребительских (продовольственных и промышленных) товаров, услуг, 
    средств производства, рабочей силы, научных разработок, инвестиций, 
    рынка ценных бумаг, денег и валюты, рынка инноваций, рынка 
    духовного(интеллектуального продукта). 
     
    Рассмотрим эти основные виды рынков. 
     
    2.Основные виды рынков. 
     
    2.1.Рынок потребительских товаров. 
     
    На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем 
    наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира 
    или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется 
    несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее 
    качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий 
    ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В 
    процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к 
    насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного 
    комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Российской 
    Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в 
    промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка 
    потребительских товаров. 
     
     
     
    2.2.Рынок средств производства. 
     
    Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты, 
    непосредственно участвующие в общественном процессе изготовления 
    продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по 
    масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух 
    взаимодействующих частей. 
     
    Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде 
    производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, 
    приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда 
    в виде сырья, материалов, энергии полуфабрикатов, из которых или с 
    использованием которых посредством орудий труда выпускается 
    промежуточный или конечный продукт производства. В рыночной экономике 
    оба этих определяющих фактора производства становятся непосредственным 
    объектом рыночных отношений. Особым образом стоит вопрос о рынке земли и 
    природных ресурсов как средств производства. 
     
    В советской социалистической экономике средства производства оказались, 
    по существу, исключенными из сферы рыночных отношений, поскольку их 
    плановое распределение, фондирование, лимитирование практически заменяло 
    рынок. Крайне ограниченный характер носила даже государственная оптовая 
    торговля средствами производства. А продавать их в частное владение 
    вообще не полагалось. 
     
    В процессе развития хозрасчетных отношений между предприятиями и 
    перехода на договорные поставки возникли первые ростки рынка средств 
    производства. Однако с учетом того, что договоры были реально вторичным 
    продуктом спускаемых сверху планов производства и поставок и связанных с 
    ними планов централизованного распределения, говорить о зрелости 
    договорно-рыночных отношений в условиях хозяйственного расчета не 
    приходится. 
     
    Реальный импульс к становлению рынка средств производства должен был 
    дать переход к оптовой торговле ими, который был громогласно 
    декларирован, но осуществлен в минимальной степени. 
     
    Не сформировался рынок средств производства и в ценовом отношении. 
    Большинство видов оборудования и аппаратуры, сырья, материалов, 
    энергоносителей реализовывалось предприятиями, а точнее распределялось 
    по государственным оптовым и в меньшей степени по договорным ценам. Так 
    что и ценовой механизм был далек от рыночного, пока не началось движение 
    к рыночным ценам. 
     
    Еще сложнее обстояло дело с рынком земли и природных богатств, о 
    котором до принятия закона о земле и землепользовании практически 
    говорить и не приходилось. 
     
    Так что рынок средств производства пришлось создавать, отправляясь 
    почти с изначальных позиций. 
     
    Переход к свободным или полусвободным ценам на средства производства 
    знаменует важный этап на пути к рынку. В свою очередь, рынок средств 
    производства приводит к изменению всей системы материально-технического 
    снабжения, созданию на ее основе торговых и посреднических организаций. 
    Процесс зарождения рыночных структур с торговлей средствами производства 
    по свободным ценам ярко виден на примере массового возникновения 
    товарных бирж. Их вполне можно назвать очагами рыночной экономики. 
     
    2.3.Рынок капитала и капитальных активов. 
     
    Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка средств 
    производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий 
    и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования 
    и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное 
    обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического 
    содержания. 
     
    Как видно из простого перечисления, в современной экономике границы 
    понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые 
    объекты. Рынок факторов производства, специфика действующих здесь 
    законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности 
    капитальных активов. Их ценой выступает тот доход, который они способны 
    принести в результате использования, производственного применения. 
     
    Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает 
    годовая процентная ставка, т. е. такая величина дохода, которая 
    исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в 
    процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер 
    получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных 
    активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в 
    ссуду, ценные бумаги и т. д. Все формы капитала и капитальных активов 
    достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в 
    натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной 
    оценки и соизмерения, без которых невозможно принять обоснованные 
    инвестиционные решения, осуществить расчет возможных доходов. 
     
    Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого 
    актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть 
    просуммирована стоимость гидростанций и причалов, тракторов и 
    компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики. В денежном 
    измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. 
    По существу, все экономические блага производственного назначения, 
    будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального 
    актива, обращающегося на рынке.  
     
    информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

 

Рынок, рыночная система  обладают рядом позитивных и негативных сторон.

К позитивным сторонам рынка  западные экономисты относят:

1. Эффективное распределение  ресурсов. Рынок  способствует оптимальному распределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальных потребностей.

2. Возможность его успешного  функционирования при наличии  весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о  цене и издержках производства.

3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов.

4. Оптимальное использование  результатов НТР. Стремясь получить  максимально высокую прибыль,  товаропроизводители идут на  риск, на базе привлечения научно-технического  прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и  т.д. Это позволяет им иметь  определенные преимущества перед  конкурентами.

5. Свободу выбора и  действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии  своих решений, заключении различных  сделок, найме рабочей силы и  т.д.

6. Способность к разнообразию  товарного мира, повышению качества  товаров и услуг, быстрой корректировке  неравновесия.

7. Воспитание “экономического  человека”, для которого характерны  предприимчивость, расчетливость, готовность  идти на риск, ощущение личной  ответственности за свои действия.

В целом рынок — это  саморегулирующаяся система, которая  способна эффективно функционировать  без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим  законам. Сотни тысяч наименований товаров производятся миллионами людей  без централизованного руководства и при этом обеспечивается определенная сбалансированность спроса и предложения.

Рынок, зародившийся несколько  тысячелетий назад, развивался естественным путем. Он прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику  можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации. Она является наиболее эффективной из всех существовавших до нее форм организации общественного  производства.

Однако, как и любое  социально-экономическое явление, рынок  противоречив, а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся:

Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через  постоянное нарушение равновесия. Результатом  стихийного характера этого процесса являются значительные потери общественного  труда. Частные предприниматели  не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения  спроса. Поэтому уже материализованные  затраты труда иногда оказываются  излишними. Стихийное колебание  цен имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли. Для предпринимателей это  может означать разорение, а для  рабочих – безработицу. Рынок  не обеспечивает перераспределение  дохода между бедными и богатыми (конкуренция перераспределяет доходы лишь между богатыми). Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) порой не могут обеспечить первостепенные потребности. По словам  П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Сильные страны •стремятся захватить эти ресурсы. Рынок не создаёт стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.). Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и др. негативными процессами. Количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественного производства порождает в странах с рыночной экономикой безработицу. Это ведет к снижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействия способных к труду людей и к необходимости содержать их за счет работающих, усилению экономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтов и т.д.

Под воздействием рынка может  угасать конкуренция, которая является его непременным атрибутом. Это, на первый взгляд парадоксальное, обстоятельство имеет несколько причин. Во-первых, факторами ослабления конкуренции  являются .слияние фирм, различные тайные соглашения между компаниями и т.д. Во-вторых, затухание конкуренции может быть следствием концентрации и централизации производства, появления небольшого количества относительно крупных фирм и сосредоточения экономической власти в руках немногих.

Наличие у рыночного механизма  существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путем вмешательства  государства в экономическую  жизнь.

В странах с развитой рыночной экономикой органы государственного управления пытаются предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного  саморегулирования. Государственное  регулирование экономики может  осуществляться различными методами: правовыми, административными, экономическими.

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке юридических законов, направленных на защиту прав собственников, предпринимателей, работников, потребителей и установление правовых норм функционирования рыночной инфраструктуры.

Чтобы поддержать конкурентное состояние рынка, государство устанавливает  «правила игры», разрабатывая законодательство, регулирующее отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.

Административные средства воздействия на экономику основаны на системе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Наиболее широко они  используются для контроля за деятельностью монополизированных структур и в борьбе с «теневой» экономикой.

Основными в рыночной экономике  являются экономические методы регулирования. Они могут осуществляться как путем прямого вмешательства в экономику (разработка национальных или региональных программ экономического развития, государственные закупки), так и использованием различных инструментов косвенного воздействия (через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную и таможенную политику). При помощи этих инструментов государство перераспределяет ресурсы в те отрасли и сферы, развитие которых не обеспечивает рыночный механизм. Оно может взять на себя их субсидирование или в отдельных случаях — полное финансирование. Для предотвращения социальной напряженности, уменьшения неравенства в доходах различных групп населения оно осуществляет перераспределение доходов.

Наряду с регулированием экономики государство выступает  в роли самостоятельного субъекта хозяйствования. Как правило, ему принадлежат  предприятия, создание которых требует  огромных затрат или деятельность которых  не обеспечивает высокой прибыли  частному капиталу.

Проблема сочетания рыночного  механизма с государственным  регулированием является одной из сложнейших в экономической теории. Решить ее представители различных школ и  направлений экономической мысли  пытаются по-разному.

А. Смит — родоначальник  классической политэкономии — выдвинул положение о «невидимой руке рынка», которая, по его мнению, приводит экономику  в наиболее благоприятное состояние. «Невидимой рукой рынка» он считал рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение  и цена. На аналогичных позициях сегодня стоят неоклассики. В  современных условиях трудно отрицать необходимость государственного вмешательства  в экономику, однако представители  данного направления считают, что  оно должно быть минимальным.


Информация о работе Основные виды рынков