Основные макроэкономические концепции роли денег и монетарного регулирования в различных структурах. Денежный рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Всё это предопределяет содержание и структуру курсовой работы, в которой дано сконцентрированное изложение основ финансов и денежного обращения. Изложение материала в курсовой работе подчинено главной цели - освещению важнейших составных частей финансово-денежной системы России. Задачами данной работы являются:
1. Выяснить происхождение и виды денег.
2. Изучить функции денег и их роль в экономике.
3. Раскрыть понятие монетарного регулирования в различных рыночных структурах.
4. Изучить денежный рынок России.

Содержание

Введение..............................................................................................3–5 стр.
Глава 1. Основные концепции роли денег.
Функции, виды и роль денег в экономике.
Происхождение и виды денег............................................6 стр.
Теория денег и их эволюция..............................................8 стр.
Деньги и исследования великих экономистов.................11 стр.
Функции и роль денег в экономике..................................13 стр.
Глава II. Денежное обращение. Эмиссия и денежное регулирование. Регулирование в рыночных структурах.
2.1 Показатели количества денег в обращении. Как регулируется количество денег,что в основе этого лежит...….19стр.
2.2 Количественная теория денег...........................................22стр.
2.3 Функции денег...................................................................23стр.
5. Глава III. Денежный рынок России.
3.1 Сущность денежного рынка, структура и участники.....28стр
3.2 Государственное регулирование денежного рынк.........32стр.
3.3 Перспективы развития денежного рынка........................38стр.
6. Заключение.........................................................................................42стр.
7. Список использованной литературы.............................................44 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Экономика.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Центральные банки  выполняют ряд важных функций, среди которых следует выделить.

- эмиссию банкнот;

- хранение государственных  золотовалютных резервов;

- хранение резервного  фонда других кредитных учреждений;

- денежно-кредитное  регулирование экономики;

- кредитование  коммерческих банков и осуществление  кассового обслуживания государственных  учреждений;

- проведение  расчетов и переводных операций;

- контроль за  деятельностью кредитных учреждений

Коммерческие  банки представляют собой главные  «нервные» центры кредитно-денежной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением  универсального характера. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам до 200 видов разнообразных банковских услуг. Конституирующие операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (прием депозитов, т.е. привлечение средств клиентов) и активные (выдача кредитов, т.е. размещение средств). Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.

Кроме того, коммерческие банки осуществляют денежные платежи  и расчеты, могут заниматься посредническими  операциями (по поручению клиента на комиссионной основе), к которым относятся, например, обязательства по торговым сделкам или предоставление финансовых гарантий. Банки также осуществляют доверительные операции (т.е. банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). В последние десятилетия важной тенденцией в развитых странах стало дерегулирование финансовых рынков, Сразившееся в смягчении или полной отмене ограничений и запретов в области финансовой деятельности. В частности, были отменены ограничения на территориальную экспансию банков, на предельный уровень ставок и тарифов по различным операциям, появилась возможность использования новых финансовых инструментов и новых видов обслуживания. Все это привело к резкому усилению конкуренции в банковском секторе экономики.

Нефинансовые  и небанковские финансовые компании привлекают средства на денежном рынке  в основном путем выпуска коммерческой бумаги, являющейся краткосрочным необеспеченным простым векселем. В последние годы на этом рынке стало появляться все большее число фирм. Компании, занятые преимущественно международной торговлей, привлекают средства денежного рынка с помощью банковских акцептов. Банковский акцепт - это срочная тратта, акцептованная банком. Тратта в этом случае становится безусловным обязательством банка. В соответствии с условиями типичного банковского акцепта банк акцептует срочную тратту импортера и затем дисконтирует ее, т.е. выплачивает импортеру чуть меньше, чем это предусмотрено по номиналу тратты. Полученные средства импортер использует для платежа экспортеру. Банк, в свою очередь, сохраняет акцепт у себя либо редисконтирует (продает) его на вторичном рынке.

Для исследования механизма функционирования денежного  рынка большое значение имеет похоже его структуризация. Вычленение отдельно взятых сегментов рынка возможно осуществить по нескольким критериям.

- по видам  инструментов, какие используются  для перемещения денег от продавцов  к покупателям;

- по институционным  особенностям денежных потоков;

- по экономическим  назначениям денежных средств,  какие покупаются на рынке.

По первому  критерию в денежном рынке возможно выделить три сегмента: рынок ссудных  обязательств, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Хотя в организационно-правовом аспекте данные рынки функционируют самостоятельно, между ними существует тесная внутренняя связь. Денежные средства могут свободно перемещаться с одного рынка на другого, одни и те же субъекты способны осуществлять операции практически одновременно на каждом из них.

По институционным признакам денежных потоков можно  выделить такие секторы денежного  рынка: фондовый рынок, рынок банковских кредитов, рынок услуг небанковских финансово-кредитных учреждений.

На фондовом рынке осуществляется перемещение  небанковкого ссудного капитала, который приводится в движение с помощью фондовых ценностей (акций, средне- и долгосрочных облигаций, бондов, остальных финансовых инструментов продолжительного действия). Значение этого рынка состоит в том, что он открывает большие возможности для финансирования инвестиций в экономику.

В последнее  время широко начали развиться фонды  денежного рынка, очень популярные на Западе, где по размерам активов  они занимают второе место после  фондов акций. В России же ПИФы денежного  рынка появились сравнительно недавно, но уже сейчас они привлекают к себе большое внимание.

На денежных рынках продаются и покупаются краткосрочные  ценные бумаги. Инструментами денежного  рынка являются: государственные  ценные бумаги, краткосрочные ценные бумаги предприятий (коммерческие бумаги) и банков, соглашения об обратной покупке (REPO), банковские депозиты. Инструменты денежного рынка имеют срок погашения не более года.

Таким образом, инвестиции в фонды денежного  рынка являются краткосрочными инвестициями и относятся к вложениям с наиболее низким уровнем риска. По показателям доходности и риска подобные вложения тяготеют к типу консервативных стратегий и главной целью имеют сохранение имеющегося капитала от инфляции и получение небольшой, но относительно постоянной прибыли. Входя в состав инвестиционного портфеля, такие инвестиции помогают сглаживать колебания более рискованных активов.

Помимо частных  инвесторов, интерес к фондам денежного  рынка проявляют и институциональные  инвесторы - НПФ (негосударственные  пенсионные фонды), страховые компании и др. Их внимание объясняется с одной стороны потребностью в инвестировании привлеченных средств, а с другой стороны необходимостью быстро превратить инвестиции в деньги в случае, если потребуется произвести выплаты клиентам.

Иногда управляющие компании используют фонды денежного рынка не для извлечения прибыли, а для выхода клиентов в деньги без вывода средств из семейства фондов. Пайщики могут перейти в этот фонд в случае, если ожидают падения рынка и хотят переждать падение в деньгах, чтобы потом опять зайти в паи.

3.2 Государственное регулирование денежного рынка.

Важную роль в развитии институциональной среды  выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ - это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы .

Тем самым ЦБ стремится обеспечить максимально  благоприятные условия для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование темпов роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

ЦБ имеет  в своем арсенале ряд инструментов, которые закреплены законодательно. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.

Перечисленный инструментарий уже известен в мировой  практике, Банк России не изобретает новые  виды, но существуют определенные особенности  и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики.

Рассмотрим  некоторые из основных методов регулирования.

В январе-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению.

За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. -- на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. -- 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. -- на 2,1%) .

ЦБ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование может  осуществляться посредством изменения  ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении нормы  обязательных резервов.

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Выступая в качестве кредитора последней инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность банковской системы .

Ставка рефинансирования оказывает существенное влияние  на отечественную экономику через  сигнальный эффект:

- служит ориентиром  для процентных ставок по банковским  кредитам частному сектору;

- влияет на  процентные ставки по банковским  депозитам.

Банковская  система рефинансируется в основном через операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии - это продажа валюты. Кроме того, число механизмов рефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых в залог. Банк России пытается разнообразить механизмы рефинансирования через предложение рынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.

ЦБ РФ может  использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления  кредитования реального сектора  экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования.

В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды кризисов и высокой  инфляции она повышалась, в годы экономического роста и укрепления банковского сектора она понижалась. Вот и сейчас мы видим рост ставки рефинансирования с целью сдерживания инфляции. Изменения ставки рефинансирования показаны в приложении 1. Общий объем операций по различным видам кредитования представлен в таблице 1.

Таблица 1. Общий объем кредитования Банка России (в млн.руб.)

 

Год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных  кредитов овернайт

Объем предоставленных  ломбардных кредитов

Объем предоставленных  других кредитов

 

1

2

3

4

5

 

2004 г.

3 051 870,50

30 262,70

4 540,80

--

 

2005 г.

6 014 025,00

30 792,00

1 359,00

--

 

2006 г.

11 270 967,50

47 023,50

6 121,40

--

 

2007 г.

13 499 628,10

133 275,90

24 154,50

32 764,50

 

2008 г.

17 324 352,80

230 236,10

212 677,60

445 526,20

 

2009 г.

18 737 051,40

250 863,10

264 094,40

2 082 451,00

 
           

Из таблицы  мы видим, что в условиях современного кризиса, банки кредитуется под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты).

Использование государственных, корпоративных и  муниципальных облигаций значительно  повышает эффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различные отрасли и регионы.

Однако сдерживающим фактором в развитии данного инструмента  являются фундаментальные причины, связанные с неблагоприятной  структурой российской экономики, зависимой  от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы рефинансирования, Банк России может более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства.

Следующий действенный  способ - это изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ [6, c.64-65]. С целью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил норму в сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансовго кризиса, недостатка наличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %. Изменение нормы обязательных резервов представлены в приложение 3.

Информация о работе Основные макроэкономические концепции роли денег и монетарного регулирования в различных структурах. Денежный рынок России