Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:02, курсовая работа
В самом общем плане понятие инвестиция означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли.
Использование иностранных инвестиций является необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в высокодоходные отрасли предпринимательства.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный технический университет»
Факультет бизнеса
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Основные макроэкономические показатели в Российской Федерации и их измерение
Выполнил:
студент ФМА – 26 Панченко Ю. В.
Проверил:
к.э.н., доцент Музыко Е. И.
Новосибирск
2013
В самом общем плане понятие инвестиция означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли.
Использование иностранных инвестиций является необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в высокодоходные отрасли предпринимательства.
Для продолжения структурных реформ и модернизации экономики, Россия нуждается в огромных финансовых средствах. И при недостатке внутренних ресурсов, необходимо привлекать внешние источники инвестирования.
Зарубежное инвестирование дает возможность получать более высокое качество инвестиций, т.е. более высокую доходность вложения (из-за более высокой цены активов на зарубежных инвестиционных рынках, более значительного роста курса валюты в стране приложения инвестиций по отношению к валюте инвестора, меньшего риска по сравнению с чисто национальными инвестициями).
В этой работе я постараюсь проанализировать объем иностранных инвестицмй в экономику России.
Начнем с того, что иностранные инвестиции в зависимости от степени контроля делятся на прямые, портфельные и прочие.
Впервую очередь иностранные инвестиции это вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России с целью получения дохода. Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг; кредитов; технологий, машин, оборудования; лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и пр.
Прямые инвестиции – это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации. Они обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Дают право на учистие в управлении организацией.
Основные способы осуществления:
-создание
за границей собственного
-приобретение
или поглощение зарубежных
-финансирование деятельности зарубежных филиалов;
-приобретение
прав пользования землей, природными
ресурсами и иных
-предоставление
прав на использование
-приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании (в России не менее 10%)
Портфельные инвестиции – это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг не дающих право контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность организации. Они составляют менее 10% в уставном (складочном) капитале организации.
Отличие прямых инвестиций от портфельных в следующих чертах:
Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие – торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.
Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции – общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций , накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.
Также выделяют государственные и частные зарубежные инвестиции. Государственные инвестиции – это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другим государствам.
Частные инвестиции осуществляют частные экономические субъекты (банки, частные предприятия, граждане и т.д.) одной страны в экономику другой.
Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.
Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего это медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских коммерческих банков, ЕБРР, МБРР.
Иностранные инвестиции идут в основном в отрасли, связанные с топливно-энергетическим комплексом, обрабатывающей промышленностью, в операции с недвижимым имуществом и в металлургическое производство. Необходимо отметить явную "скованность" вложений иностранного капитала в те виды производства, которые работают на насыщение российского рынка дефицитными и высококачественными товарами, в технологическую модернизацию машиностроения и других отраслей промышленного экспортного и части импортозаменяющего профиля, в том числе на основе конверсии оборонных отраслей. Медленно создаются предприятия с иностранными инвестициями в таких важнейших отраслях промышленности, как химическая и нефтехимическая.
Следует отметить положительную динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные инвестиции все более и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю.
Если такое положение сохранится, то неизбежно ухудшится платежный баланс страны, ужесточатся условия предоставления новых кредитов, возрастут затраты на обслуживание внешнего долга. Такая структура инвестиций не может привести к стабилизации экономического развития страны, что на сегодня является важной проблемой.
Несмотря на то, что тенденции и объем привлекаемых в Россию инвестиций меняются, не меняется их структура. Кредиты все еще преобладают над прямыми и портфельными инвестициями - это может быть связано с национальными условиями перевода капитала за границу, могут быть и другие причины, одна из которых - желание подстраховаться при вложении в российскую экономику.
Сегодня ведущие места по объему накопленных иностранных инвестиций удерживают Центральный район во главе со столицей, а также "сырьевые" регионы. Высока доля Москвы - более 57% иностранных капиталовложений. Доля остальных входящих в первую десятку регионов колеблется в пределах 1,5-5%. Прямые же инвестиции, накопленные за прошлые годы, приходятся в основном на шесть субъектов федерации: Москву (32,5%), Санкт-Петербург (10), Московскую (9,5), Тюменскую (5,9) области, Красноярский край (9,4), республику Саха - Якутия (4,7). Такое распределение финансовых потоков вызвано введением регионами собственных льгот для инвесторов, образованием в них благоприятного инвестиционного климата.
Основным привлекающим иностранных инвесторов фактором в регионах является освобождение от части налогов - как краткосрочное, так и долгосрочное. Например, в Новгородской области предприятия с участием иностранного капитала, занимающиеся производственной деятельностью, освобождаются на некоторый срок от уплаты налогов в областной и местный бюджеты. В Псковской области любому инвестору в течение трех лет предоставляется льгота по налогу на прибыль, а в Калужской области юридическим лицам, привлекающим иностранный капитал, выдаются беспроцентные ссуды.
В Ленинградской области в соответствии с законом 1999 г. "Об инвестиционной деятельности" инвесторы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль и на имущество и от платежей в территориальный дорожный фонд. Но эти послабления относятся только к прямым инвестициям. Что же касается портфельных инвестиций, осуществляемых посредством российских и зарубежных банков, в законодательстве области есть налоговые послабления и для них. В этом же законе предусматривается освобождение банков от налога на прибыль, полученную в результате финансирования инвестиционных проектов. Такую льготу могут получить лишь зарегистрированные в области банки, что, по мнению ее администрации, должно увеличить число иностранных банковских организаций. В то же время действует и принятый в 1994 г. закон "О льготном налогообложении предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Ленинградской области". В соответствии с этим документом вновь создаваемые предприятия могут воспользоваться существенными налоговыми льготами - с момента реализации продукции или оказания услуг они освобождаются от уплаты следующих налогов в областной бюджет; на прибыль - 100%, на имущество - 50, на землю - 50%. А если приплюсовать к этим льготам федеральные льготы для новых предприятий, то получается, что в отдельных областях России уже практически сформировался реальный механизм государственной поддержки инвестиций на региональном уровне. Благодаря взвешенным мерам стимулирования иностранных инвестиций регионам удается не только привлечь перспективных инвесторов, но и закрепить их присутствие в экономике субъектов федерации.
Политика привлечения иностранных инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны заложить основу устойчивого притока капитала. Среди этих требований можно выделить следующие:
стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования иностранных инвестиций;
введение конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот, соответствующих условиям для иностранных инвестиций, сложившимся в других странах, которые являются конкурентами России как рынки приложения иностранного капитала;
наличие гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в раз витии народного хозяйства;
разграничение компетенции государственных органов при решении вопросов иностранного инвестирования, устранение дублирования со стороны различных ведомств, максимальное приближение к осуществлению принципа "одного окна" при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов;
разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
обеспечение привлечения средств, как государственных, так и частных, на конкурсной основе;
организация комплексной системы страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
разработка государственной программы и создание специальных институтов для возврата вывезенного из России капитала.
Главной задачей государства на современном этапе развития российской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения и использования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения.
Привлекая иностранные инвестиции, государство стремится решить задачи внутренней экономической политики: обеспечить приток капитала и повысить эффективность национальной экономики.
Согласно существующим сегодня различным законам, связанным с регулированием иностранных инвестиций в России, страхование риска инвестиционной деятельности практически не осуществляется. Риск потерять капиталовложения, не связанные с экономической деятельностью, не контролируется в нашей стране, хотя одним из положительных факторов, позволяющих привлечь иностранные инвестиции, является как раз страхование рисков в инвестиционной деятельности.
В России до сих пор не существует четко действующей процедуры страхования иностранных инвестиций от различных видов риска. Опросы инвесторов свидетельствуют, что ключевыми факторами, влияющими на динамику притока ПИИ в страны с переходной экономикой (развивающиеся страны), являются предсказуемость изменения законодательства, политическая стабильность, обеспечение прав собственности, эффективность судебной системы и низкий уровень коррупции. Сравнительная привлекательность стран для инвесторов во многом определяется тем, в какой мере (и сколь быстро) им удается обеспечить решение данных проблем. Нерешенными остаются проблемы страхования коммерческих рисков иностранных инвесторов и предоставления гарантий в случае срыва (не по вине инвестора) проекта в России. Пока такие гарантии давали правительства зарубежных стран своему бизнесу для закрепления на российском рынке.
Появлению стратегического иностранного инвестора на отечественном рынке будут способствовать в первую очередь совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества, появление устойчивых признаков преодоления системного социально-экономического кризиса.
Информация о работе Основные макроэкономические показатели в Российской Федерации и их измерение