Основные направления совершенствования занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;
- изучить особенности занятости и безработицы молодежи;
- проанализировать деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи;
- ознакомиться с молодежной политикой;
- исследовать политику Самарской области в регулировании занятости молодежи;
- предложить меры по усовершенствованию государственной политики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи……………………………….6
1.1. Понятие «молодежь»………………………………………………………..6
1.2. Молодежный рынок труда………………………....................................9
1.3. Занятость и безработица молодежи………………………………………15
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи…………………………………………………………………………………20
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21
2.2. Молодежная политика…………………………………………………….25
2.3. Политика Самарской области в регулировании занятости молодежи………………………………………………………………………………..29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи………………………………………………………………………………..41
3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи………………………………………………........................................41
3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской об-ласти….............................................................................................................43
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

 

одержание        

 c.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности рынка труда  молодежи……………………………….6

1.1. Понятие «молодежь»………………………………………………………..6

1.2. Молодежный рынок труда………………………....................................9

1.3. Занятость и безработица  молодежи………………………………………15

Глава 2. Анализ государственной  политики в области занятости  молодежи…………………………………………………………………………………20

2.1.   Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21

2.2.   Молодежная политика…………………………………………………….25

2.3. Политика Самарской  области в регулировании занятости  молодежи………………………………………………………………………………..29

Глава 3. Основные направления совершенствования  занятости молодежи………………………………………………………………………………..41

3.1.   Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи………………………………………………........................................41

3.2. Перспективы развития  занятости молодежи в Самарской об-ласти….............................................................................................................43

Заключение………………………………………………………………………48

Список  использованной литературы…………………………………………...50  
  
  
  
  
  
  
  
 

Введение        

Социально-экономические  реформы в Российской Федерации  обусловили трансформацию прежней экономической системы. Произошли изменения в сфере труда и занятости населения. Появление комплекса рыночных отношений в сфере занятости ужесточило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловило выделение человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта долгосрочных инвестиций.        

Молодежь - наиболее перспективная группа в  составе трудоспособного населения, так как ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели1. Через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы экономических отношений в целом. Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Успешный старт на рынке труда — ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи - самой экономически активной части общества.        

При этом рыночные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта и требуемой  квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и имеет тенденцию к ухудшению.        

В этой связи актуальным и стратегически  важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой.        

Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации становится одной из главных стратегических задач развития страны, так как  молодежь – объект национально-государственных  интересов, один из факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Обеспечение занятости молодежи осложняется в условиях мирового финансового кризиса, вызвавшего снижение инвестиционной активности, а также рост безработицы населения. Указанные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы курсовой работы.       

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ  рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в  области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования  занятости молодежи России.        

В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:  

- раскрыть понятие «молодежь»;        

- рассмотреть молодежный рынок  труда;       

- изучить особенности занятости и безработицы молодежи;       

- проанализировать деятельность  служб занятости в трудоустройстве  молодежи;        

- ознакомиться с молодежной политикой;        

- исследовать политику Самарской  области в регулировании занятости молодежи;        

- предложить меры по усовершенствованию государственной политики;     

- определить перспективы развития занятости молодежи в Самарской области.        

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в  сфере молодежи и государственное  регулирование занятости в России.        

Предметом курсовой работы являются механизмы государственного обеспечения занятости молодежи и ее социальная поддержка.        

Основными методами исследования являются методы анализа, сравнения.       

Теоретический и методологической основой исследования явились труды отечественных  и зарубежных ученых - экономистов, социологов, психологов, политологов, по проблемам социально-экономического положения работников, занятости и рынка труда, а также аналитические материалы периодических изданий, научных сборников по проблемам занятости молодежи, Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, законы Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие исследуемые отношения. В работе используются статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в библиографии к работе.       

Структура курсовой работы включает: введение, три  главы, содержащие восемь параграфов, заключение, список использованной литературы.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Глава 1. Особенности рынка  труда молодежи 

          1. Понятие «молодежь»
     

Молодежь  характеризуется как социально-демографическая  группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями2.       

Все определения молодежи, формулируемые  в отечественной научной литературе XX века, опирались на биологическую, психологическую, общественную (социальную) и возрастную характеристики человека, но при этом рассматриваемая категория населения была не вполне определена точными возрастными границами. Социологи при определении содержания термина «молодежь» могут ограничиваться перечислением разных признаков, характеризующих изучаемую социальную группу, но юристам необходимо давать термину «молодежь» однозначное определение. Причем в этом определении должно содержаться точное указание нижних и верхних возрастных пределов, очерчивающих круг лиц, попадающих под понятие «молодежь».         

 Молодежь принято делить на  четыре возрастные группы:     

1. 14-16 лет - подростки. Это   в  основном учащиеся средних школ  и профессиональных учебных заведений  находящиеся, как правило, на  иждивении родителей или государства. До 14 лет социальный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объектом защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться и получать за свой труд вознаграждение. С 16 лет молодой человек получает основные трудовые и гражданские права. С этого же возраста молодые люди имеют право вступить в брачно-семейные отношения, а завершение этапа знаменуется наступлением правовой зрелости — человек получает и политические права.     

2. 17-19 лет - юношество. Возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно новой  профессиональной  учебы.   Начинается                    
разделение жизненных путей юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой экономической,  политической  и культурной   
дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс   
социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и ответственности.          

По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.     

3. 20-24 года - собственно молодежь. Продолжает  процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.         

В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного  
опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия  молодежи в  
политических    отношениях    завершается    процесс    формирования    зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.      

 Молодое поколение выполняет  особые социальные функции, которые  никто другой выполнить не  может. Порой они бывают неоднозначны  и противоречивы.      

Во-первых, молодёжь наследует достигнутый  уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.     

Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.     

В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.     

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности  и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.     

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.  

  Особую значимость данной проблеме придают динамизм и  противоречивость социально - экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.     

Определение категории «молодежь» позволяет  обобщить типичные характеристики, свойственные представителям молодежи, установить ее роль в различных сферах жизни, а также учесть специфические свойства, черты сознания и поведения молодежи в конкретном обществе на определенном периоде его исторического развития. Использование категории «молодежь» в нормативных актах свидетельствует о том, что этот термин относится не только к философско-социальным понятиям, но в определенной степени - и к правовым.   

Итак, понятие «молодежь» в социально-правовом аспекте, в котором она рассматривается  как особая внутренне дифференцированная в соответствии с возрастными признаками биосоциальная группа, объединяющая людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые пребывают в динамичном состоянии социализации, обладают определенными социально-психологическими чертами, свойствами и ценностными ориентациями и наделяются специальным правовым статусом. 

    1. Молодежный  рынок труда
     

Рынок труда  занимает центральное место  в рыночной экономике, поскольку труд является решающим фактором производства, в своём роде безальтернативным ресурсом. Отношения в сфере труда лежат в основе системы экономических отношений общества.     

Рынок труда определен как обусловленная  спросом и предложением, складывающаяся по поводу найма труда совокупность стоимостных товарно-денежных взаимосвязей участников социально-трудовых отношений3.      

Все население Российской Федерации можно разделить на две группы: экономически активное и экономические неактивное население.

1) Экономически  активное население включает  ту часть населения, которая  обеспечивает предложение рабочей  силы для производства товаров  и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:

а) Занятые (выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) Временно отсутствуют на работе (из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам, либо самостоятельно обеспечивают себя работой);

в) Безработные (не имеют работу (доходного занятия), занимаются поиском работы, обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п., и готовы приступить к работе).

2) Экономически  неактивное население включает  в себя людей, не являющихся, по сути, рабочей силой: учащихся и студентов, посещающих дневные учебные заведения, лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности, лица, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, отчаявшихся найти работу и прекратившие ее поиск, и тех, у которых нет необходимости работать.     

Границы рынка труда определяются следующей  частью экономически активного населения России:

1)  Незанятые,  но ищущие рабочее место;

2) Занятые,  но неудовлетворенные работой  и подыскивающие  другую работу или дополнительное рабочее место;

3)  Занятые,  но рискующие потерять рабочее  место.     

Вышеперечисленные группы образуют так называемое предложение труда.      

Анализ  динамических изменений рынка труда  основывается на оценке перемещения  населения между тремя состояниями  рынка труда: занятости, безработицы  и экономической неактивности.      

Занятость — это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда.     

Безработица — это такое состояние рынка  труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).      

Главная социально-экономическая функция  рынка труда - достижение эффективной  занятости. Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура, которая обеспечивает выполнение этой функции. Следовательно, критерием успешного функционирования инфраструктуры рынка труда является достижение равновесия между спросом и предложением, а главной задачей инфраструктуры - создание экономически выгодных условий, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.     

Рынки труда дифференцируются по:     

- пространственной протяженности  и административно-территориальной  зависимости: национальный, региональный, местные (локальные) и международный рынок труда;     

- степени зрелости: фрагментарный (частичный) рынок труда, теневой (нерегулируемый) и регулируемый;      

- демографическим, профессиональным  и другим признакам: секторальные;     

- демографическим признакам: рынки труда молодежи, женщин, пожилых трудящихся;      

- профессиональным признакам: рынки труда инженеров, учителей, врачей, экономистов, менеджеров и т.п.;     

- управляемости: либеральные, социально ориентированные, гибкие рынки труда;     

- характеру социально-трудовых отношений:  профессионально открытые и внутренние закрытые (ограниченные рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами).      

Структура рынка труда неоднородна и  состоит из ряда различных сегментов. Под сегментацией рынка труда понимается процесс деления предложения и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, которые обладают определенными общими признаками и однотипно реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Цель сегментации заключается в получении результатов, позволяющих обосновать меры по регулированию рынка с учетом его неоднородности посредством влияния на выделенные его сегменты.     

Особым  сегментом данного рынка является рынок труда молодежи. В соответствии с таким подходом он представляет собой определенный сегмент общего рынка труда, отражающий специфику спроса и предложения труда подростков, юношей и девушек на этом рынке под воздействием различных факторов.     

С функциональной точки зрения рынок труда молодежи представляет собой социально трудовые отношения по поводу использования рабочей силы юношей и девушек, направленные на согласование их интересов с интересами работодателей.     

Субъектами  рынка труда молодежи выступают  все держатели товара, имеющего спрос с ее стороны: предприниматели, включая государство, со своими капиталами, собственники основных фондов и недвижимости, оборотных средств, рынка услуг, в т.ч. по ее обучению. Молодые наемные работники выходят на рынок труда со своим специфическим товаром - рабочей силой или способностью к труду.      

В зависимости от масштаба развития рыночных отношений и охватываемого рынком контингента из числа молодежи можно различать:

а) федеральный  рынок труда молодежи, субъектом  которого выступает государство в лице своих структур; б) региональный (территориальный) рынок труда молодежи, субъектами которого выступают от лица государства, региональные структуры федеральной службы занятости4.      

Внутри  рынка труда молодежи существует и дифференциация по качеству рабочей силы и ее профессионально - квалификационным характеристикам: молодежь, окончившая школу, колледж, другие учебные заведения, получившие разный уровень образования, прошедшая переобучение и перепрофилирование с участием служб занятости, в том числе, из числа бывших военнослужащих и других неперспективных отраслей занятости, претендует на подходящую для них работу.      

Различия  существуют также и по отношению  к занятости молодежи. Так, различают, во-первых, незанятую, но ищущую работу группу; во-вторых, молодежь занятую, но неудовлетворенную своей работой и озабоченную ее переменой или необходимостью дополнительного заработка; в-третьих, ту часть молодежи, которая находится под угрозой увольнения из-за финансового неблагополучия предприятия и подлежит опережающему переобучению и перепрофилированию.     

Принципиальные  отличия рынка труда молодежи выражаются в качественных особенностях рабочей силы подростков, юношей и девушек, что наиболее ярко выражается характеристикой уровня их конкурентоспособности.     

С одной стороны, молодежи объективно свойственна относительно низкая конкурентоспособность. На рынке труда, она обусловлена: недостатком профессиональных знаний; отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; несформированностью привычки к систематической, регламентируемой работодателем работе; желанием реализации возможности совмещения труда и учебы, пользованием рядом льгот, что создает дополнительные проблемы для предприятия и работодателя и делает кандидатуру молодого человека «малопроходной»; социально-психологическими характеристиками; в т.ч. такими как, стремление к смене рабочего места или профессии, переоценке привязанностей и интересов и даже перемене места жительства, вплоть до эмиграции.     

С другой стороны, молодежь отличается от более старших поколений рабочей силы следующими позитивными характеристиками:  способностью к более быстрой и безболезненной адаптации к меняющимся внешним условиям жизнедеятельности, в том числе, условиям труда;  динамичностью, гибкостью, стремлением к освоению нового, неизвестного, к самосовершенствованию; относительно высоким уровнем общего образования, что делает доступными для нее мировые достижения науки и техники, а также информатики и электроники, новые неизвестные ранее профессии, сферу деятельности за рубежом; специфическими психофизиологическими качествами: энергичностью, нетерпимостью, дерзостью, стремлением к самоутверждению.      

Таким образом, рынок труда молодежи - это  рынок рабочей силы юношей и девушек.  

    1. . Занятость и безработица  на молодежном  рынке труда
     

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой  безработицы среди молодежи, увеличивается  ее продолжительность. Борьба за выживание  российских предприятий приводит к  ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем  возможности молодых людей и  без того ограничены в силу их более  низкой конкурентоспособности по сравнению  с другими категориями населения. Ухудшение условий вступления молодежи на рынок труда привело к тому, что к сегодняшнему дню молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. Молодежь с одной стороны, в соответствии с такими ее характеристиками как  активность, адаптивность является наиболее перспективной и мобильной частью экономически активного населения, а с другой стороны, наиболее уязвимой и незащищенной на рынке труда, в  силу отсутствия профессионального  и жизненного опыта, необходимых  навыков и компетенций. На основании  выявленных свойств дано определение  понятия «молодежная безработица», которое понимается как социально-экономическое  явление рынка труда, охватывающее молодежь, характеризующее несоответствие спроса и предложения, обусловленное  особенностями молодежи как особой категории населения и спецификой ее положения на рынке труда, а  также тенденциями развития молодежного  рынка труда.      

Безработица среди молодежи имеет свои специфические  черты - по продолжительности она  значительно короче, чем у представителей более

старших возрастов, однако значительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая “поисковая” (или “фрикционная”) безработица. Если фрикционная безработица среди молодежи выступает естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют ряды безработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько раз превышает аналогичный показатель по более страшим категориям рабочей силы. Если кризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период. Вместе с тем безработица для молодежи в огромной степени селективна, она не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп.      

Ряды  безработных постоянно пополняются  выпускниками общеобразовательных школ, специалистами после окончания среднеспециальных учебных заведений, выпускников Вузов, подготовка которых продолжается без учета реальных потребностей, существующих на рынке труда. Также отсутствие трудового стажа и необходимой квалификации снижает возможность трудоустройства молодых людей в условиях избытка рабочей силы и высоких требований у работодателей. Хроническая безработица является наиболее социально опасной для молодежи - потеряв работу, молодые люди имеют меньше шансов найти её вновь.      

Проблемы молодежи неразрывно связаны с обеспечением ее эффективной  подготовки, трудоустройством, смягчением безработицы, что в свою очередь  предполагает совершенствование системы  занятости рабочей силы в целом. Занятость - совокупность экономических  отношений по поводу участия населения  в трудовом процессе и процесс  приложения труда или вовлечение в производство трудоспособных лиц.       

По  своей качественной определенности занятость молодежи может быть полной, оптимальной, рациональной и эффективной.      

Говорить  о полной занятости молодежи в условиях рыночных отношений можно лишь в том случае, когда все желающие учиться или работать, среди лиц до 30 лет действительно заняты этими видами деятельности. Таким образом, полная занятость не означает всеобщую обязательность работы или учебы. У каждого должно быть право выбора.      

Оптимальная занятость в условиях рынка труда  предусматривает общественно необходимое распределение молодежи по видам занятости (включая ее подготовку и переподготовку), которое наиболее верно отвечает требованиям развития производства в конкретных исторических условиях.     

Рациональная  занятость молодежи характеризует  прежде всего соответствие между потребностями производства в рабочих местах (в государственном и негосударственном секторе) и наличием подготовленных кадров специалистов и молодых рабочих, в соответствии с демографическим развитием региона.      

Эффективная занятость предполагает оперативное  и своевременное трудоустройство  молодежи, минимальные финансовые затраты  на ее подготовку и переподготовку, распределение и перераспределение по сферам приложения труда при одновременном достижении максимального эффекта.      

Характеризуя  структуру занятой молодежи, полагается, что ее состав представлен тремя  основными категориями трудоспособных лиц в возрасте до 30 лет: во-первых, это - экономически активное население (то есть рабочая сила, представленная общей численностью занятых трудовой деятельностью и безработных); во-вторых, экономически неактивное население, оно не относится к рабочей силе и в основном занято учебой и ведением домашнего хозяйства); в-третьих, экономически пассивное население (также не относится к рабочей силе; это - те, кто не учится, не работает и особо к этому не стремится).      

Характеризуя  формы занятости молодежи, основными, прежде всего, являются открытая и скрытая. Первая из них указывает на то, что любой вид деятельности молодого человека официально зарегистрирован и осуществляется открыто (явно). Вторая форма занятости - скрытая - не позволяет определить подлинный род деятельности, поскольку эта занятость, как правило, не регистрируется и трудно поддается учету.      

Занятость молодежи, кроме того, может подразделяться на постоянную и временную. Последняя  же может принимать сезонную форму  и при этом в определенной степени  позволяет решать проблемы трудоустройства, прежде всего, подростков и учащихся, проживающих на селе.      

Полной  противоположностью занятости является незанятость молодежи, которая по признаку причинности может быть подразделена на добровольную и вынужденную. Полагаем, что она также может быть скрытой и открытой (в зависимости от конкретных условий своего проявления и продолжительности). Если добровольная незанятость не требует со стороны государства никаких усилий по ее предупреждению и предотвращению, то вынужденная обусловлена экономическими, социальными и демографическими факторами. При этом она, как правило, сопровождается безработицей и требует незамедлительных действий по ее смягчению и устранению.      

Так, последняя форма незанятости, в  большей степени присуща именно молодому поколению, нежели другим категориям незанятых. Все это предусматривает необходимость осуществления конкретных мер по преодолению безработицы молодежи и ее частичному или полному устранению.     

Занятость молодежи, как и любое другое социально-экономическое  явление, должна характеризоваться абсолютными и относительными показателями. К абсолютным следует отнести общую численность занятых до 30 лет, в том числе по полу, возрастным группам, отраслям и региону в целом.     

В числе относительных показателей  выделяют прежде всего уровень трудовой активности молодежи ( число отработанных в году дней или в течение дня - часов) и уровень ее занятости, как степень вовлеченности ее в производство.      

Молодежь, составляя значительную часть трудовых ресурсов, представляет собой прообраз российского будущего. Стабильность российского общества, уровень развития экономики в ближайшие десятилетия во многом зависят от трудовой жизни молодежи в настоящее время. Высокий уровень застойной безработицы среди молодежи грозит России появлением нового «потерянного поколения», которое не попадает под государственные меры искусственного поддержания занятости в условиях кризиса. Постоянное отсутствие предложений на молодежном рынке труда создает проблемы в развитии и становлении личности молодого человека и зачастую провоцирует его на незаконные способы добывания денег.       

Современный этап экономического развития России характеризуется ростом уровня безработицы, что не может не сказаться негативно  на национальном доходе, уровне жизни населения, дефиците государственного бюджета, социальной ориентированности экономики.       

Исключительно большую угрозу для общества представляет собою отток научной и технической элиты и творческих работников из страны. Эта проблема, казалось бы, непосредственно не касается молодежного среза общества, ибо известный ученый бывает, как правило, человеком немолодым. Но в том случае, если молодой, перспективный деятель науки не будет иметь возможности продолжать свои исследования и покинет страну, ущерб от такой миграции окажется колоссальным.       

Подводя итог, отметим крайне негативное влияние  молодежной безработицы на общество. Экономические и социальные последствия молодежной безработицы сливаются воедино. Ее негативное влияние на один из факторов социально-экономического благополучия общества влечет за собой интенсификацию других негативных последствий, так как негативные социально-экономические последствия молодежной безработицы тесно взаимосвязаны. 

Глава 2. Анализ государственной  политики в области  занятости молодежи      

Политика  занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого члена.      

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:      

- развитие людских ресурсов для  труда;      

- обеспечение равных возможностей  всем гражданам РФ независимо  от факторов (пол, возраст и  т.д.) в реализации права на  добровольный труд и свободный  выбор занятости;       

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;      

- поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, а также  содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;       

- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;      

- предупреждение массовой и сокращение  длительной (более одного года) безработицы;       

- поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места прежде всего  для граждан особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;      

- сочетание самостоятельности органов  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;      

- координацию деятельности в области  занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;     

- координацию деятельности государственных  органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;      

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д. 

2.1. Деятельность служб  занятости в трудоустройстве  молодежи      

В 1991 г. в России была сформирована государственная  служба занятости. Государственная служба занятости принимает активное участие в разработке основных направлений политики занятости, а иногда является просто ее исполнителем. Перед службой занятости поставлены следующие задачи:      

- учет свободных мест и граждан,  нуждающихся в трудоустройстве;     

- информирование о возможностях  трудоустройства;     

- содействие гражданам в выборе  подходящей работы и работодателям  в подборе необходимых работников;      

- сохранение и организация новых  рабочих мест путем прямого  инвестирования и кредитования;     

- организация общественных работ;      

- организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;     

- оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;      

- регистрация безработных;     

- выплата пособий по безработице  и других видов материальной  помощи;     

- оформление досрочного выхода на пенсию;     

- разработка программ занятости;      

- мероприятия по социальной защите  различных групп населения.     

Таким образом, подразумевается совмещение социальной функции государственной  службы и ее экономической функции  регулятора рынка труда. Эта двойная задача определяет двойную суть службы занятости. Государственная служба занятости постоянно варьирует между решением проблем безработицы (социальная функция) и проблем, связанных с занятостью (экономическая функция).     

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости; II уровень — региональные организации службы занятости; III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.     

Наряду  с государственной службой занятости, всё более значимую роль на рынке  труда начинают играть различные  специализированные и универсальные коммерческие организации, биржи труда, учебные центры, агентства по подбору персонала.     

Проблема молодежной занятости, безусловно, даже в масштабах региона  является комплексной и требует  объединения усилий как федеральных  структур, прежде всего Федеральной  службы занятости, так и региональных органов законодательной и исполнительной власти.     

В соответствии с Законом  Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в  Российской Федерации» органы государственной  службы занятости населения субъектов  РФ проводят мероприятия, направленные на содействие трудоустройства молодежи5. Среди них:     

- организация ярмарок вакансий  и учебных рабочих мест;      

- организация профессиональной ориентации  граждан в целях выбора сферы  деятельности (профессии), трудоустройства,  профессионального обучения; организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;      

- организация временного трудоустройство  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.     

Проблемами  трудоустройства граждан занимаются органы и учреждения службы занятости, вместе с тем, не исключено функционирование центров трудоустройства молодежи, которые:       

консультируют молодых граждан по вопросам трудоустройства, оказывают им содействие в трудоустройстве, а также в обращении в официальные органы занятости, проводят предварительную диагностику и оценку индивидуальных перспективных возможностей трудоустройства молодых людей, обращающихся за помощью в кризисные центры, с согласия молодых граждан они направляют их в учреждения службы занятости;       

 получают информацию о вакансиях,  приемлемых для молодежи, в учреждениях  службы занятости и доводят  ее до молодых граждан.      

Сотрудничают  с кадровыми агентствами:      

запрашивают информацию о наличии вакантных  мест на постоянных и временных работах  для молодежи; осуществляют подбор кандидатур работников; взаимодействуют непосредственно с потенциальными работодателями молодых граждан на предмет формирования вакансий для трудоустройства; проводят мероприятия, направленные на трудоустройство молодых граждан (ярмарки вакансий и так далее).       

Содействия  занятости молодежи6.      

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.      

Формально органы по делам молодежи не организуют общественные работы. Однако в тесном взаимодействии с органами службы занятости они могут формировать специальные участки общественных работ для молодых граждан. При этом органы по делам молодежи могли бы взять на себя определенное идеологическое обеспечение этих работ и подбор молодых граждан для участия в них (с формальным оформлением учреждениями занятости в общеустановленном порядке).      

Одной из форм массового трудоустройства  молодых граждан являются молодежно-студенческие отряды. Деятельность такого рода отрядов необходимо распространить на молодежь в целом, рассматривая отряды как механизм временной занятости, активнее использовать самые разные сферы приложения сил молодежи, что даст двойной эффект (занятость и воспитание). В рамках такого рода массового трудоустройства молодежи важное значение имеет идеологическая составляющая привлечения молодых граждан к выполнению общественно-значимых работ.      

Волонтерское  движение позволяет выявлять молодых  граждан, которые наиболее склонны к саморазвитию и самосовершенствованию, видят смысл в идеалах служения обществу, Родине. Объединение таких молодых граждан в волонтерские отряды, которые приносят ощутимую пользу местному сообществу – объективно доказанная необходимость.      

При этом формально механизм волонтерства рассматривается как безвозмездная деятельность. Однако, выступая в данном случае как форма молодежной занятости, она может предусматривать определенные выплаты молодым гражданам, например, в качестве компенсации затрат.     

Предпринимательская деятельность является формой самозанятости молодежи. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы по делам молодежи при содействии предпринимательству взаимодействуют с органами по поддержке малого и среднего предпринимательства. К  их полномочиям относятся: участие в осуществлении государственной политики, разработка и поддержка программ, содействие развитию и деятельности организаций, формирование инфраструктуры поддержки субъектов, пропаганда и популяризация, информационно-консультационное обеспечение в области развития малого и среднего предпринимательства молодежи, продвижение индивидуальных предпринимательских проектов молодых граждан через различные структуры государственной поддержки малого предпринимательства     

Содействие  занятости может выражаться, в  частности, в защите трудовых прав молодых граждан. Формы организации такой защиты как и организации трудоустройства, могут быть различны: введение дополнительных штатных единиц в органе по делам молодежи или подведомственных ему учреждениях, государственный заказ, поддержка общественных инициатив. 

2.2. Молодежная политика        

Системой  формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности является эффективная государственная молодежная политика.        

Она является деятельностью  государства и направлена на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и  инициатив.        

Государственная молодежная политика формируется и  реализуется органами государственной  власти и местного самоуправления при  участии молодежных и детских  общественных объединений, неправительственных  организаций и иных юридических  и физических лиц.     

Целью государственной молодежной политики является создание условий  для успешной социализации и эффективной  самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование  в интересах инновационного развития страны7.      

В этих целях необходимо продолжить реализацию основных приоритетных направлений, определенных Стратегией государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.       

Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно  на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.       

Стратегия рассматривает приоритетные направления  в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России.       

Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности  для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.     

Такая система приоритетных направлений  государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.       

Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются:

  • повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);
  • сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;
  • сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
  • снижение уровня правонарушений среди молодежи;
  • повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
  • повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
  • увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
     

С момента своего официального возникновения  в 1992 году государственная молодежная политика в нашей стране неизменно называла обеспечение занятости и гарантий профессиональной подготовки и трудоустройства в качестве одного из приоритетных направлений.      

В Указе Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" № 1075 от 16.09.1992 г. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи названо в первом же пункте.     

В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 года, которые официально действуют по сей день, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно. Оно включает в себя обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых людей на труд. В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры и средства:     

- учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;    

  - использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;    

  - установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других;      

- законодательное закрепление ответственности  работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;    

  - осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.  
  
  
        

2.3. Политика Самарской  области в регулировании занятости                       молодежи и положение молодежи на рынке труда РФ        

Выделив молодежь, как особую социальную группу, и определив особое положение молодежи на рынке труда, следует перейти непосредственно к определению положения молодежи на рынке труда в Российской Федерации8.

Таблица 1 

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет на конец 2009 года 

п/п

Всего молодежи, тыс.чел.

Молодежи в  Самарской области, тыс. чел

В % к общей  численности населения

1

2

3

4

2

33009

725

22,9


       

Удельный  вес молодежи в возрасте 16-29 лет  в численности населения в  трудоспособном возрасте в Самарской области составил 35,2%.      

Экономически  активное население в возрасте 15-29 лет в Самарской области составило 421 тыс.чел, из них: 376,3 тыс. чел. Занятые в экономике и 44,7 тыс. чел безработные. Экономически неактивное население- 326,6 тыс. чел.  
  
  
 

Таблица 2

Уровень занятости населения на конец 2009 года

п/п

Показатели

Экономически  активное население

тыс. чел.

из  них:

Экономически  неактивное население

тыс. чел.

Уровень экономической  активности, процентов

Уровень занятости, процентов

Уровень безработицы, процентов

занятые в экономике

безработные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2  
  
 

Всего в возрасте 15-72 года его

75657,7

69284,9

6372,8

35984,9

67,8

62,1

8,4

3

из них в  возрасте, лет:

             

4

15-19

1340,1

923,1

417,0

8393,8

13,8

9,5

31,1

5

20-24

8215,9

6853,0

1362,9

4452,4

64,9

54,1

16,6

6

25-29

10134,3

9209,1

925,1

1549,9

86,7

78,8

9,1

7

Мужчины

38526,8

35058,7

3468,0

13857,0

73,5

66,9

9,0

8

из них в  возрасте, лет:

             

9

15-19

796,4

578,4

218,0

4170,3

16,0

11,6

27,4

10

20-24

4486,1

3737,8

748,3

1924,2

70,0

58,3

16,7

11

25-29

5465,2

4968,7

496,5

391,5

93,3

84,8

9,1




Информация о работе Основные направления совершенствования занятости молодежи