Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:05, реферат
.Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Риккардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. В Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита и его последователя Д. Риккардо.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Классическая школа........................................................................4
1.1 Начало классической школы...................................................................4
1.2 Физиократы. Проблемы, решаемые физиократами............................4
1.3 Ведущие страны Западной Европы в период мануфактурного капитализма.................................................................................................6
1.4 Воззрения классической школы..............................................................7
Глава 2. Неоклассическая школа...................................................................9
2.1 Маржинализм и возникновение неоклассического направления.....9
2.2 Этапы развития маржинализма...............................................................10
2.3 Представители неоклассической школы................................................10
Заключение.........................................................................................................15
Список литературы...........................................................................................15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Московский
государственный технический
«МАМИ»
Кафедра:
«Экономическая теория»
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Экономическая
теория»
Тема:
Основные положения экономистов классической и неоклассической
школы
Студент:
Цыганов
Станислав Михайлович
Группа:
1-ЭФМНк-8
Преподаватель:
Райкова
Любовь Ивановна
МОСКВА
– 2011
Содержание:
Введение......................
Глава
1. Классическая школа.........................
Глава 2.
Неоклассическая
школа.........................
2.1
Маржинализм и
возникновение
2.2
Этапы развития маржинализма..................
2.3
Представители неоклассической
школы.........................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Риккардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. В Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита и его последователя Д. Риккардо.
Классическая
политическая экономия прочно заняла
свое место в истории экономической
науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны,
что безусловно говорит об их ценности
для экономической науки.
Глава 1. Классическая школа.
1.1 Начало классической школы.
Считается,
что классическая школа была заложена
У.Петти, однако следует сказать, что его
идеи относят к школе физиократов – это
самое начало классической школы и в полной
мере к самой классической школе не относится.
Однако физиократы заложили те основы,
к которым позже не раз обращались классики.
Буагильбер, Кенэ, Тюрго – всех их можно
считать ранними классиками. Именно им
принадлежат первые теории в истории экономических
учений. Поэтому я вкратце хотел бы остановиться
на этих экономистах и их основных теориях.
1.2 Физиократы. Проблемы, решаемые физиократами
Петти – автор первой теории стоимости. В этой теории он определял стоимость затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.
Он также считал, что образование богатства происходит в сфере материального производства именно благодаря труду.
В своей теории денег, Петти утверждал, что ценность – это деньги, следовательно деньги – это ценность, потому что обладают свойством всего товарного мира – они есть продукт живого человеческого труда. Сущность денег заключается в том, что они - всеобщий эквивалент товарного мира. Петти открыл функции денег как меры ценности, средства обращения, средства платежа сокровища.
В теории доходов Петти определил зарплату как доход труда и ренту как доход земли. Зарплата у него - плата за труд, а величина зарплаты определяется минимумом средств существования, необходимых для воспроизводства рабочего, иначе работники будут работать меньше, т.к. они – лентяи. Ренту он определял как продукт плодородия земли.
Буагильбер – второй физиократ. Главную задачу экономической науки видел в росте производства, а предметом экономической теории в концепции общественного богатства, т.е. в многообразии полезных благ и вещей. Он создал первую теорию кризисов перепроизводства, теорию оптимальной цены. Цена должна восполнять средние по отрасли издержки, приносить нормальную прибыль производителю и обеспечивать устойчивый спрос на данный товар.
Он
ввел принцип laissez faire, т.е. принцип государственного
невмешательства в экономику.
Кенэ
– следующий физиократ. Он считал, как
и все остальные физиократы, что единственной
производительной сферой является сельское
хозяйство, в нем и создается национальное
богатство. Богатством также считал сумму
всех благ в обществе. Создал классовую
структуру, соответственно которой класс,
который трудится на землях и создает
национальное богатство, является производительным,
класс промышленников считал бесплодным,
а в классе землевладельцев видел только
держателей земель.
Тюрго
– ученик Кенэ, стал последним из ранних
классиков. Он развил учения о классах
Кенэ и учение о национальном богатсве,
стал достойным завершителем эпохи физиократов.
Смит и Риккардо. Адам Смит, основатель классической политэкономии во всех смыслах, жил в 18 веке (1723-1790). Его главным трудом является книга « Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшая в 1776г. Последователем его теории стал Давид иккардо (1772-1823). Он написал книгу «Начала политической экономии и налогового обложения», в которой он продолжил изучение классической политэкономии.
Предметом
экономической науки Смит видит
изучение факторов общественного богатства,
тогда как Риккардо считает нужным изучать
распределение доходов и создание богатства.
Однако, хотя Риккардо и был последователем
Смита, он изменил некоторые его теории
в свеем учении, поэтому в данной работе
теории, созданные Смитом, будут рассматриваться
как у него, так и у Риккардо.
Классическая школа политэкономии – направление экономической мысли (кон. 17 в. – 30-е гг. 19 в.). Главные представители: У. икк, А. Смит, Д. Риккардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.
1.3 Ведущие страны Западной Европы в период мануфактурного капитализма.
Франция. Основная отрасль экономики – сельское хозяйство, а многочисленный класс – крестьянство. Основные держатели земли – дворяне, работники – крестьяне, выплачивающие оброк. Основные каналы первоначального накопления капитала – налоговая система, государственные займы, продажа судебных и финансовых должностей. Процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян. Первые мануфактуры, появившиеся в 16 в. Производили сукно, полотно и шелк, их развитие поддерживало государство. Политика меркантилизма – стимулирование развития государственных мануфактур, приток средств из торговли. Развивались металлургические мануфактуры, развитие внутренней торговли, военного и торгового флота Франции.
Англия. Англия вступила в мануфактурный период капитализма в 16 в. Росли централизованные, рассеянные и децентрализованные мануфактуры в деревнях. Развивалось суконное производство, вывозились за границу шерстяные ткани. Металлургия и металлообработка. Развитие судостроения и рыболовства, хлопчатобумажного производства, стекла, мыла, пороха. Обезземеливание крестьян – аграрный переворот, ускорение развития капитализма в деревне, рост производительных сил сельского хозяйства. Капиталистическое фермерство, рассеянная мануфактура. Возник рынок наемной рабочей силы.
Нидерланды. Первые мануфактуры с наемной рабочей силой возникли в 16 в. Значительным был рост торговли. В с/х также было применение наемного труда. Крестьянин был юридически свободен и брал земли в аренду у феодала. После «революции цен» часть земель разоренных феодалов перешла в руки фермеров. Первая буржуазная революция была вызвана наличием пережитков феодализма, тормозивших развитие производительных сил деревни, давление феодальной Испании. В результате возникли Соединенные провинции – Голландия.
В принципе на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрениям классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором – появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату.
Исходя
из этого, причину безработицы
Из
классической концепции вытекает однозначный
ответ о роли государства в
экономике. Если рынок обладает регуляторами,
способными обеспечить автоматическое
использование имеющихся
В рамках данной темы рассматриваются методологические принципы маржинализма и возникновение неоклассической школы на основе их развития. Анализируются особенности экономических теорий на этапе становления неоклассической школы в 1870-1900 гг. Особо выделены теория предельной полезности австрийской школы, экономическое учение А.Маршалла и теория предельной производительности Дж.Б.Кларка; отмечен вклад данных теорий в развитие неоклассической школы и современной экономической мысли в целом.
В последней трети XIX в. в экономической теории произошла так называемая маржинальная революция, т.е. кардинальное изменение основных методологических подходов и теоретических принципов. Маржинализм (от лат. marginal - предельный) возникает и развивается в рамках австрийской (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк), лозаннской (Л.Вальрас, В.Парето) и американской (Дж.Б.Кларк) школ. В качестве предшественников маржиналистов можно назвать Г.Госсена, А.Курно, И. фон Тюнена и других.
Информация о работе Основные положения экономистов классической и неоклассической школы