Основные теоретические концерции роли государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:28, лекция

Краткое описание

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. При этом на разных этапах исторического развития экономическая роль государства претерпевала существенные изменения: от его ведущей роли к полному отрицанию государственного вмешательства в экономику, затем к огосударствлению экономической деятельности и распространением деятельности и влияния государства на любые другие институты и т. д. Так, например, в период раннего капитализма в Европе роль государства была достаточно высока: существовал государственный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание

1.Краткий экскурс в историю госрегулирования
2.Классический подход к регулированию рыночной экономики
3.Кейнсианская концепция регулируемого рынка
4.Государственное регулирование в работах экономистов институционального направления
5.«Политика государства, дружественная по отношению к рынку»

Вложенные файлы: 1 файл

Теорет.крнц-ии роли гос-ва.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

  1. Краткий экскурс в историю госрегулирования
  2. Классический подход к регулированию рыночной экономики
  3. Кейнсианская концепция регулируемого рынка
  4. Государственное регулирование в работах экономистов институционального направления
  5. «Политика государства, дружественная по отношению к рынку»

 

  1. Краткий экскурс в историю госрегулирования

 

Государственное регулирование  экономики имеет долгую историю. При этом на разных этапах исторического  развития экономическая роль государства претерпевала существенные изменения: от его ведущей роли к полному отрицанию государственного вмешательства в экономику, затем к огосударствлению экономической деятельности  и распространением деятельности и влияния государства на любые другие институты и т. д.  

Так, например, в период раннего капитализма в Европе роль государства была достаточно высока: существовал государственный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Меркантилисты (поздние, 17 век) считали, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Кроме того, они видели в государстве средство, способное обеспечить социальную справедливость.

С переходом к капитализму свободной конкуренции и его дальнейшим развитием (18-19 вв.) отношение к регулирующей роли государства меняется на прямо противоположное. Этому есть объяснение и обоснование, т.к. основными постулатами капитализма свободной конкуренции являются, во – первых, защищенное законом право частной собственности и, во – вторых, свобода конкуренции, самостоятельное принятие решений. Поэтому роль государства должна быть сведена к минимуму и распространяться лишь на защиту и охрану частной собственности, а также обеспечение и поддержание свободы конкуренции.

Отсюда тезисы того периода: «государство – есть ночной сторож частной собственности» или «laisser-faire»+ констебль (политика невмешательства + полицейский). Как полагали  экономисты того периода, если не вмешиваться в действия индивидов, то эти действия сами по себе приведут к установлению необходимых пропорций между составными частями экономики. То, что кажется анархией, на деле является порядком, писал. Л. Вальрас (Швейцария) – один из величайших экономистов 19 столетия (теория общего экономического равновесия и экономического развития; работа «Элементы чистой политической экономии»; создал замкнутую математическую модель общего экономического равновесия. Модель: «рынок ресурсов – рынок продуктов – ДХ – предприятия (бизнес)» и процессы обмена в рамках этой модели)

Однако, со второй половины 19 века происходят кардинальные перемены в экономике, которые вызывают необходимость  экономического присутствия государства. Расширяются масштабы производства, появляются многие новые отрасли, учащаются кризисы, обостряются социальные проблемы. Все это вызывает необходимость координации и поддержания пропорций на макроуровне, антициклического регулирования. Кроме того, в конце 19 – начале 20 вв. началось наступление на рынок со стороны монопольных структур:  картелей, синдикатов, трестов. Для защиты конкуренции стало необходимо разрабатывать антимонопольное законодательство, применять его  государством по отношению к монополиям.

Разразившийся в 20-30-е  гг. всеобщий экономический кризис подорвал иллюзии саморегулирующейся экономики с помощью «невидимой руки рынка». В это время выходит работа Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», где он обосновывает необходимость активного государственного вмешательства в экономику, в частности в сферу финансового регулирования, регулирования занятости. Было признано, что в условиях стангирующей экономики государство должно уйти от роли «ночного сторожа», охраняющего и поддерживающего лишь самые общие условия функционирования экономики. Ему необходимо осуществлять активную бюджетную, финансовую, денежно-кредитную, социальную политику. Усиление государственного регулирования диктовалось и целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. В этих целях разрабатывались системы мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм  (Япония) и др.

Далее 60-80 гг. политика холодной войны диктовала необходимость  активного развития военно-промышленного  комплекса. К слову сказать, в  Советском союзе это был самый мощный комплекс в экономике, где была сосредоточена вся современная наука, высокие технологии, современный менеджмент. Показательно, что сам термин ВПК обязан своим происхождением президенту США – Д. Эйзенхауэру.

В этот же период нарастают и обостряются экологические проблемы, решить которые можно только при помощи государства.

К концу 20 началу 21 вв.  возникло и обострилось большее  число проблем. Это и проблемы защиты окружающей среды, проблемы нехватки ресурсов, социальные, финансовые проблемы, проблемы, связанные с засильем крупнейших монополий, а также экономической, продовольственной, энергетической и др. безопасности страны.

На саммите ведущих  двадцати держав мира в Питсбурге, США  в конце сентября 2009 года президент  России Д.А.Медведев отметил, что сейчас, в условиях глобального кризиса, всем очевидно, насколько велика экономическая роль государства.

Рыночный механизм при  всей уникальности своей регулирующей роли, не может справиться с множеством проблем, и роль государства будет со временем только нарастать.

 

  1. Классический подход к регулированию рыночной экономики

Классическая концепция  отличается тем, что в ней государству  отведена минимальная роль. В процессе регулирования экоомики первенство принадлежит рынку, рыночному механизму, а государство играет подчиненную роль. Как отмечалось, государство играет роль ночного сторожа, проводит политику невмешательства, ограничивается обеспечением правопорядка (гарантирующего, в частности, свободу сделок), национальной обороны, функционированием и поддержанием общественного сектора, например, строительство и поддержание дорог, мостов, маяков, уличное освещение и т.п.

Главная функция государства  заключается в том, что для  всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно:

  • свобода заниматься той или иной хозяйственной деятельностью;
  • свобода конкуренции;
  • свобода торговли.

Все остальное, по мысли  А.Смита, сделает невидимая рука рынка.

Государство берет на себя только те функции, которые индивидуум либо не может выполнить, либо не в состоянии выполнить их экономически эффективно.

Таким образом, в концепции классической экономической системы отношение к месту и роли государства следующее:

  • государство не считается необходимым, даже лучше, если бы оно не вмешивалось в рыночную экономику, т.к. в противном случае происходит нарушение действия рыночных механизмов;
  • предполагается, что равновесие между спросом и предложением на всех рынках устанавливается за счет саморегуляции, которой обладает рыночный механизм.

Продолжение идей классического  направления нашло отражение  в работах неоклассиков, неолибералов, монетаристов, а также сторонников так называемой теории предложения.

 

2.1 Неоклассики, неолиберализм, монетаризм

Идеи неоклассиков возникают в 20 веке. Основные представители –  Ф.Хайек, Л.Мизес, А.Маршалл, М.Фридмен и др.

Вполне понятно, что  они продолжили идеи классического  направления по поводу экономической  роли государства. В регулировании  рыночной экономики эти исследователи  во всем полагаются на уникальность рыночного механизма как координирующего деятельность хозяйствующих субъектов. Менее всего этих ученых интересуют проблемы социального характера, которые все более обостряются. По их мысли, люди (человек) будут действовать в неизменных социальных условиях, а побуждать человека к действию будет его эгоистический интерес. Все хозяйство будет направляться «невидимой рукой рынка» (А.Смит). Неоклассики первенство отдают таким традиционным ценностям рыночной экономики, как свобода, частная инициатива, частное предпринимательство.

И в деятельности государства  прямое вмешательство в экономику  неоклассики трактуют как разрушение способности рыночной системы к  саморегуляции. Принципиально неоклассики  согласны с такими направлениями  деятельности государства, как:

  • защита прав собственности;
  • поддержание здоровой конкуренции;
  • обеспечение денежного обращения (неинфляционного);
  • осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.

Неоклассики подчеркивают, что в своей деятельности государство не должно нарушать рыночные законы. Например, политика перераспределения доходов и богатства должна происходить в очень разумных пределах, т.к. в противном случае, убивается предпринимательская инициатива, а значит и предприниматель как двигатель всей национальной экономики. Т.о., налоги должны быть щадящими.

Неоклассики не предлагают никаких решений по поводу цикличности  экономики, они также считают, что  государство не должно вмешиваться  в регулирование этих процессов (кризисы, прежде всего, в ипотечной системе, в финансовой системе западных стран 2008 года показатели полную несостоятельность таких воззрений).

Неолиберализм  - своеобразное ответвление классического направления. Основатель этой концепции – немецкий экономист Ф.Ойкен. Он считал, что преимущества рыночного механизма наиболее эффективно проявляются при «полной конкуренции» (которая, как известно, является теоретической абстракцией). По мнению Ойкена, полной конкуренции мешают действия монополий и олигополий. Поэтому главная задача государства – культивирование и защита конкуренции. При этом Ойкен возражал против попыток некоторых экономистов определить масштабы государственного вмешательства. Речь должна идти не о количестве, а о качестве политики государства.

Во второй половине 20 века активно развивается экономическая мысль учеными Чикагского университета США. Сторонники либеральной теории создают новое теоретическое течение – монетаризм.

Основатель этого направления  М.Фридмен (Нобелевский лауреат). В  основе его концепции лежит количественная теория денег Фишера. Согласно этой теории, денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает влияние на уровень цен, что, в свою очередь, оказывает влияние на уровень спроса. Значит, именно деньги управляют хозяйственными процессами, в частности, определяют объем производства и влияют на уровень занятости.

Фридмен бескомпромиссно  отстаивал идеи о значении устойчивости денег для нормального функционирования  экономики. Он считал необходимым поддерживать стабильный рост запаса денег, что обеспечит  стабильный рост производства. Он сформулировал, так называемое, «денежное правило Фридмена»: «Центральный банк обязан поддерживать стабильный прирост денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры» 

Для регулирования инфляции Фридмен предложил правительству следующую программу:

  1. Отказ от циклического регулирования денежной массы (количества денег в обращении). Строжайший контроль со стороны ЦБ за денежной массой, не допускать ее роста более, чем 3-5% в год.
  2. Установление (для преодоления инфляции) высокого банковского процента.
  3. Прекращение роста заработной платы, т.к. зарплата – фактор ценообразующий, значит, она способна раскручивать спираль инфляции. Зарплату даже следует сократить, а значит, и увеличить безработицу.

Предложения монетаристов были высоко оценены правительствами таких стран, как США, Великобритания. Эту политику правительство использовало в период острейшего кризиса 70-х гг. ХХ века.

Экономическая теория предложения – также лежит в русле классического направления. Основатель – американский экономист Ф.Лаффер. Он считал, что все беды в экономике возникают от недостатка предложения благ и услуг. В этой связи он предлагал правительству изменить налоговую систему, в частности, снизить налоговую ставку (в США во времена правления Рейгана налоговая ставка первоначально была снижена с 70 до 50%, а затем до 38%). Кроме того, было уменьшено н/о даров, недвижимости, накоплений, инвестиций. Значительные налоговые льготы были предоставлены многим корпорациям, для чего пришлось пересмотреть сроки амортизации.

Новой налоговой политикой, наряду с другими мерами, удалось  в 80-е гг. в США преодолеть стагнацию.

2.2 Государство в концепции социального рыночного хозяйства – разновидность классической концепции.

Концепция социального  рыночного хозяйства исходит из того, что частное хозяйство в его чистом виде – без государственного вмешательства – столь же неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря уже о социальной несправедливости, как и всеобъемлющее централизованное планирование. Основная идея социального рыночного хозяйства заключается в следующем: «принцип рыночной свободы должен быть взаимоувязан с поддержанием социальной гармонии».

Понятно, что экономическое регулирование и координация деятельности должны происходить в первую очередь через рынки. Однако, имеющие место тенденции к монополизации и социальные проблемы ведут к тому, что государство должно создавать рамки экономического порядка. Оно обязано вмешиваться с теми или иными корректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыночных процессов приведет к социально нежелательным несправедливым результатам.

Информация о работе Основные теоретические концерции роли государства в рыночной экономике