Основные черты и особенности рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения можно выделить традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику. Легко увидеть, что многие из этих терминов часто употребляются в связи с экономикой России. Некоторые ступени развития, как например централизованно планируемая являются нашим недавним прошлым, а вот о том, как охарактеризовать современный этап развития существуют большие разногласия даже среди специалистов.

Содержание

Введение. 2
1.Общая характеристика рыночной экономики 3
1.1 Основные формы ведения общественного хозяйства 3
1.2 Товарное производство - исходный пункт возникновения капитализма и основная форма современной экономической жизни 6
1.3 Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики. 8
1.4 Основные черты современной рыночной экономики. 10
2. Особенности российской рыночной экономики. 11
2.1. Рыночные реформы в России и их особенности. 11
2.2. Результативность рыночных реформ в РФ. 18
2.3. Тип рыночной экономики в России. 21
2.4 Перспективы развития рыночной экономики в России. 22
Заключение. 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

эк теория показывать.docx

— 57.69 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

2.2. Результативность  рыночных реформ в РФ.

 

          Со второй половины 80-х гг. в странах, входивших в социалистический лагерь, начались экономические реформы, направленные на формирование рыночной экономики. В настоящее время их принято относить к странам с переходной экономикой. Истекший период по длительности достаточен для того, чтобы рассматривать эффективность рыночных преобразований не только в общем социально-экономическом плане, но и анализировать ее количественно. Для оценки эффективности проводимых реформ, автор использовал основные макроэкономические показатели, ограничась минимумом таких показателей: динамика населения, объем производства товаров и услуг (ВВП в сопоставимых ценах), уровень реальных доходов населения и инфляции (индексов потребительских цен). Опять же в целях более краткого и компактного изложения вопроса рассмотрены лишь отдельные страны, входящие в состав названных групп. Малые страны СНГ из последующего анализа исключены. Ими, как и государствами Восточной Европы и Балтии, принята преимущественно либеральная модель реформ. Результаты реформирования экономики бывших советских республик Закавказья и Средней Азии наряду с этим обстоятельством в большей степени определяются тем, что они вовлечены в прямые военные межнациональные конфликты (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Молдова). Приведенный минимальный перечень показателей может быть дополнен далее показателями финансового состояния экономики (сбалансированность государственного бюджета и его доля в ВВП, задолженность, прибыльность и рентабельность предприятий), устойчивости (покупательной способности) национальных денежных единиц на внутреннем рынке и изменения их валютного курса во внешнеэкономических операциях. Такое дополнение расширит анализ, но не изменит приводимые далее основные выводы.

Известно, что  в борьбе с идеологией государственного тоталитаризма либеральные идеи получили в России (как и в других европейских социалистических странах) распространение и, как многим тогда  казалось, широкое признание. Экономический  либерализм, став концептуальной основой "демонтажа" централизованного  планового хозяйства и начала рыночной трансформации общества, вначале оказался востребованным. На фоне унылой действительности "развитого социализма" (хронический товарный дефицит, уравниловка в распределении, всеобщая инфантильность и т.д.) либеральные ценности в конце 1980 - начале 1990-х годов смотрелись привлекательно.

           Однако вскоре попытки использовать на практике либерализм. не только как силу, способную преодолеть предрассудки этатистской идеологии, но и как инструментарий осуществления альтернативной экономической политики привели к неоднозначным результатам. Страны Восточной Европы и Балтии, встав на путь радикальных преобразований, сравнительно быстро оценили преимущества частной собственности и конкуренции, добились стабилизации, унифицировали по европейским образцам свои экономические и политические институты и весной 2004 г. вступили в Европейский союз. Напротив, в России, Украине и других постсоветских государствах экономические реформы проводились непоследовательно, краткосрочные периоды "шоковой терапии" сменялись поверхностными и вялотекущими изменениями. При выборе очередных реформаторских мер политическая конъюнктура, как правило, брала верх над трезвым экономическим расчетом.

         В итоге реформы не привели к повышению эффективности и конкурентоспособности, общего уровня трудовой и предпринимательской активности. Но при этом их социальные издержки для абсолютного большинства граждан оказались запредельно высокими.

Политические  партии, боровшиеся между собой на выборах, по-разному пытаются объяснять  причины столь не утешительных результатов  проводимых в стране реформ. Чаще всего очевидные провалы в экономике и социальной сфере связываются со структурными деформациями предшествующей эпохи, ошибками в действиях "младореформаторов", слишком быстрым уходом государства из экономики, с неблаговидными деяниями обогатившихся за счет народа и государства "олигархов" и "теневиков", сопротивлением бюрократии и "красных" директоров, с деструктивной политикой международных финансовых организаций в отношении России.

       Каждое из этих объяснений имеет, под собой определенные основания и в силу этого должно быть принято во внимание. Но ни одна из названных точек зрения не является первопричиной крупных неудач в области реформирования экономики. Для преодоления упрощенного конъюнктурно-фрагментарного подхода к рассматриваемой проблеме необходимо исследовать ее в контексте мирового культурно-исторического процесса.6

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6

2.3.  Тип рыночной экономики  в России.

 

        В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизации собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики. Однако в настоящее время в стране существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы.

Назвать существующие в России имущественные отношения  и организационные формы экономической  системой (пусть и эклектической) можно лишь условно. Отсутствует  важная особенность системы —  ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет  переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.

              В пользу термина “переходная система”, или “экономика переходного периода”, говорит и то, что у этой системы уже есть немало моделей (восточноевропейская, прибалтийская, среднеазиатская). В своеобразных формах переходная система существует в КНР и Вьетнаме. Перспективы формирования высокоэффективного механизма хозяйственного управления в нашей стране связаны с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики  в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.7

2.4 Перспективы развития  рыночной экономики  в России.

     

           Особенности предстоящего периода  — в крайней ограниченности  выбора целевых направлений конструктивной  анти кризисной стратегии. Масштабы  угроз ближайшего десятилетия  и располагаемые ресурсы достаточно  жестко определяют параметры  и качественное содержание экономического  развития, необходимые направления для преодоления нового обострения системного кризиса:

Первое направление  — повышение уровня и качества жизни основной массы населения.

В ближайшее  десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии  по целому ряду причин. С од ной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет  доходы ниже прожиточного минимума, необходим  для того, чтобы сохранить «человеческий  капитал», демографический, образовательный  и культурный потенциал общества и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду  и предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую экономику  невозможно, если не будет создан эф фективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.

В конечном счете за десять лет требуется создать российский «средний класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ни же дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.

Второе направление  — резкая активизация инвестиций для качественной модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания  сырьевой базы экономики.

      Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза. При этом необходимо:

расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов  и накоплений предприятий реального  сектора;

перейти к  режиму интенсивного обновления производственного  аппарата;

обеспечить  структурный маневр инвестициями в  пользу обрабатываю щей промышленности и сельского хозяйства;

восстановить  и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин, технологического оборудования), максимально задействовав имеющийся  инновационный и технологический  потенциал.

Третье направление  — обеспечение военной безопасности страны. Уровень прогнозируемых в  период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также требования военно-технологической  безопасности требуют увеличения рас  ходов на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает, в частности:

поддержание численности вооруженных сил, необходимой  для ведения одного-двух вооруженных  конфликтов средней интенсивности  на различных театрах военных  действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных  расходов на одного военнослужащего  в 45 тысяч рублей);

значительное  увеличение в структуре военного бюджета доли инвестицион ной компоненты — закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР, капитального строительства. Модернизация вооружений четвертого поколения, доработка и начало закупки образцов пятого поколения для от дельных видов войск (авиация, танковые войска), начало разработки вооружений шестого поколения по требуют увеличения расходов на инве стиционные статьи военного бюджета как минимум в три раза.

Четвертое направление (поддержание и развитие социальной инфраструкту ры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала). Для того, чтобы сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспе чить проведение необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум на 40%.

Пятое направление  — сохранение и развитие инновационного потенциала.

Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом  будущем это может

быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и развертывания технической  реконструкции производственного  аппарата на базе новой отечественной  техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет высокое инновационное  наполнение.

В то же время  необходимо резкое повышение расходов на науку. За послед нее десятилетие  валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8%.  Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских  и военных НИОКР, соответствующие  расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.

Шестое направление  — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для того, чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания  валютных резервов (не прибегая к чрезвы чайным мерам в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала как минимум вдвое.

Реализация  отмеченных шести целевых направлений  определяет параметры необходимого увеличения объема ВВП — на 60-65%. Другими словами, если мы хотим решить отмеченные выше проблемы в течение  десятилетия, необходимо уже в ближайшие  годы не просто добиться оживления  экономи ки, но и перейти к ее росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддерживая такой режим в течение восьми - десяти лет.

 

8

Заключение.

 

      В данной работе было показано, как формировалась и как

развивается рыночная экономика в России. Также особенности и черты рыночной

Информация о работе Основные черты и особенности рыночной экономики