Основные этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:41, лекция

Краткое описание

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_sessia.docx

— 974.58 Кб (Скачать файл)

В этой книге, как и в  большинстве зарубежных курсов микроэкономики, графические модели, "картинки" являются основным способом представления  материала. Достоинство "картинок" в их компактности, наглядности, легкой обозримости всех взаимосвязей между  переменными. Но у них есть и недостаток. Легко читаемые "картинки" двумерны, тогда как трехмерные читаются уже  не так легко, а многомерных "картинок" вообще не существует. Это ограничивает до некоторой степени объясняющую  способность графических моделей  в экономической теории.

В микроэкономике используются модели двух типов ≈  оптимизационные и равновесные.

При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п. Это явилось основанием для того, чтобы назвать такую методологию экономического анализа маржинализмом, а тех, кто пользуется ею, маржиналистами (отангл. margin≈ предел). Оба последних термина были введены английским экономистом Дж. Гобсоном (1858-1940) в работах "Индустриальная система" (1909) и "Труд и богатство" (1914) и носили пренебрежительный оттенок. Он сохранялся длительное время и в отечественной литературе.

Своим проникновением в экономическую  теорию термин "margin" обязан двум английским экономистам ≈ малоизвестному Т. Чалмерсу и последнему представителю  классической школы Джону Стюарту  Миллю, который писал: "Последние  земли или капитал, примененные, по выражению д-ра Чалмерса, для предельной обработки (margin of cultivation), не приносят и  не принесут ренту".25 В другом месте Милль заметил, что д-р Чалмерс объяснял явления действительности "собственным, оригинальным языком, который часто обнаруживает такие стороны истины, какие принятая фразеология склонна лишь затемнять".26 Этот "оригинальный язык", дополненный математическим анализом, и составил стержень современного аналитического инструментария экономической теории.

Второй тип моделей  ≈ модели рыночного равновесия ≈ используется при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса. Модели рыночного равновесия ≈ частный случай более широкого и общего класса моделей экономического взаимодействия рыночных агентов. Они позволяют исследовать не только равновесные, но и неравновесные состояния экономики. Однако анализ неравновесных состояний обычно не включается в стандартные курсы микроэкономики.

Почему именно равновесные  модели играют столь важную роль в  микроэкономической теории? Дело в  том, что отдельные субъекты рынка, индивидуумы (домохозяйства) и предприятия, могут оптимизировать свое положение, лишь если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими  блага. Однако отдельный субъект  обычно не может иметь определенного  мнения о том, как он мог бы использовать свои средства при произвольно данном уровне цен. Практически он должен ограничиться решением: какое количество определенного  товара он мог бы купить или продать  при некотором изменении его цены, но при том, однако, условии, что цены всех остальных товаров остаются неизменными, "ибо только при таком предположении денежная единица имеет для него вполне ясное значение... Лучшим методом для изучения ценообразующих факторов является предположение о состоянии равновесия и о небольших колебаниях одной какой-нибудь определенной цены".27

В периоды высокой инфляции, когда абсолютные цены всех товаров  быстро растут, но растут в разной степени, субъекты рыночных отношений теряют представление о значении денежной единицы. Казалось бы, в этой ситуации лежащее в основе микроэкономических моделей предположение о состоянии равновесия теряет смысл. Однако это не так. Равновесные модели остаются и в этом случае единственным инструментарием, позволяющим аналитику выделить в поведении субъектов рынка то, что обусловлено изменением уровня цен, и то, что обусловлено изменениями их соотношений. И точно так же модели равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением являются основой макроэкономического анализа колебаний уровня экономической активности, занятости, инфляции.

 

5. Общественное производство и  его структура: материальное и  духовное производство. Понятие  способа про

Социально-философский  анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих  основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда, как комплексного социального  явления; 2) способа производства материальных благ; 3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом.

Труд явление  сложное, многокачественное и многоуровневое, требующее изучения с самых различных  позиций. Важнейшей основой анализа  труда является характеристика труда  как природного процесса. Природную  основу имеет и сам субъект  труда человек, ее сохраняют и  все материальные, внешние факторы  труда, орудия и средства производства. Но объективные условия труда  не простые предметы природы, а предметы природы уже преобразованные  человеческой деятельностью. Сам процесс  труда так же опирается на природные  преобразования, включает их в себя. Изменяя всего лишь формы природного вещества, он постоянно в процессе этого формирования опирается на содействие природы. Результаты труда  материальные блага, представляют собой  обработанное, подчиненное воле человека действие природных закономерностей.

Таким образом процесс  труда, с самого начала производства и заканчивая произведенным продуктом  включает в себя природное основание. Природное в процессе труда выступает  не в "чистом виде", оно неразрывно связано с социальным в самых  различных "пропорциях". Тем не менее природное всегда сохраняет  в труде свое фундаментальное  значение. Поэтому есть все основания  рассматривать труд и как природный  процесс.

Сказанное имеет  большое значение для диалектико-материалистического  понимания общества. Хотя человек  в процессе своего общественного  развития создал социальный мир, "вторую природу", общество это совсем не отдельное и самостоятельное  образование. Подчеркивая природную  суть общественного труда мы, тем  самым, указываем на неразрывность  связи общества и природы. Это  ориентирует общество на усиление внимания к вопросам рационального использования  природных ресурсов, решению проблем  экологии, которые в настоящее  время, благодаря интенсивному "наступлению" человека на природу стали глобальными.

Очень важно рассмотреть  труд и с позиции диалектики материального  и идеального. Конечно, в процессе труда следует прежде всего вычленить  материальную сторону. Средства труда  представляют собой материальные условия  производства. Вместе с тем необходимо видеть и роль сознания, идеального как важного и отличительного компонента трудовой деятельности.

Если материальность труда в определенной мере связана  с природным бытием, то идеальность  труда проистекает из того, что  это деятельность человека, общественного  субъекта, наделенного сознанием  и стремящегося к осуществлению  поставленных целей. Труд это взаимосвязи, взаимопереходы материальной и идеальной  сторон. Идеальное через живую  деятельность человека материализуется, воплощается в изменении материальных факторов труда. Природа не строит городов  и машин все это продукты человеческого  труда, овеществленная сила знания.

В свою очередь материальные факторы труда, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Весь трудовой процесс поэтому, следует рассматривать  как развивающуюся, обогащающуюся  диалектику материального и идеального, их непрерывного взаимопревращения. Результаты труда так же являются воплощением  и материальных, и идеальных факторов труда, материальное и идеальное  превратились в разветвленную общественную систему, охватывающую все стороны  жизнедеятельности людей.

Смысл труда заключается  в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная  творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.

Но продукты труда  не исчерпываются материальными  и духовными благами. Новые политические, организационные формы человеческой жизни, более эффективные механизмы  общественного управления также  являются результатами труда. Созидаемые в труде предметы разнообразны, как  разнообразны потребности и запросы  людей, вся их общественная жизнь.

Но труд несет  в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда  развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда.

Только в процессе труда, напрягая постоянно свои физические и духовные силы, ставя перед собой  новые более масштабные цели и  задачи растет и развивается человек. Роль труда в развитии человека огромна. Труд не только создал человека, но его  непрерывно совершенствует. Поэтому  действительным богатством, создаваемым  в труде, является не только мир материальной и духовной культуры, но и человек  субъект и продукт своей трудовой деятельности.

Следует особо сказать  об объективности трудовой деятельности. На любом отрезке истории трудовая деятельность развертывается в рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности человека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда. Этот объективный уровень  и определяет масштабы, возможности  его трудовой деятельности.

Люди правда, всегда стремятся выйти за пределы достигнутого. Но даже выходя за пределы наличного  материального производства, несмотря на полеты фантазии человек практически  вынужден исходить все же из возможностей самого этого уровня. Он меняет орудия и средства производства ровно настолько  насколько они позволяют это  делать, т.е. исходя из объективных условий, достижений своих предшественников.

Трудовая деятельность человека многопланова и разнообразна. На этой основе раскрывается вся мощь и сила человеческого разума, воли, желания, целей. Воплощая в жизнь  объективные возможности труда, развивая свои способности, люди через  свой труд постоянно идут к поставленным ими целям. В этом и проявляется  развитие общества, оно раскрывается именно как общество высшая форма  движения материи.

Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности  возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности  самой жизнедеятельности общественного  субъекта труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей  по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного  богатства.

Люди взаимодействуют  друг с другом не только в силу общественного  разделения труда, что заставляет их, с одной стороны, индивиду анализировать, а с другой стороны, кооперировать  свою деятельность, но и потому, что  в процессе труда, в своей непосредственной жизненной практике они приобретают  и используют знания, навыки, умения, полученные другими людьми, предшествующими  поколениями. Они приобщаются к  опыту прошлого, т.е. социолизируются.

Производство всегда является общественным потому, что  люди не могут производить не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного  обмена этой деятельностью. Каждая ступень  общественного производства всегда связана с определенным способом совместной деятельности людей, которая  свое реальное выражение получает в  развитии общественного разделения труда и его интеграции сначала  внутри отдельного предприятия, начинаясь  на каждом рабочем месте, а затем  продолжаясь в масштабе отрасли, региона, государства и наконец, в системе мирового хозяйства  на основе международного разделения труда.

Итак, труд, являясь  источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия  людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию  создания, использования и совершенствования  средств производства, техники, научных  знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного  производства и личности.

Будучи вечным естественным условиям жизни человека, труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством  нее. Практическое воплощение это получает в таком фундаментальном явлении  общественной жизни как способ производства.

Производство всегда осуществляется в исторически определенных форма, каждая ступень ее развития представляет собой соединение производителей с  техникой в процессе их совместной деятельности. При этом первое составляет содержание, а второе социально-экономическую  форму процесса производства.

Этот двуединый  процесс фиксируется в понятие "способ производства". Оно обозначает тот общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.

Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных  сторон и сфер общественной жизни: экономики  и политики, науки и техники, идеологии  и культуры и т.д. Материализм  подчеркивает, что в конечном счете  именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс  жизни вообще. история общества рассматривается  в первую очередь как история  способов производства. Экономические  эпохи различаются не тем, что  производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории