Основы макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Содержание

Тема 1. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Тема 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Тема 3. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (МОДЕЛЬ «AD – AS»)
Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Тема 5. БЕЗРАБОТИЦА
Тема 6. ИНФЛЯЦИЯ
Тема 7. ДЕНЬГИ
Тема 8. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 9. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 10. НАЛОГИ
Тема 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Тема 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика. Конспект лекций_Шевчук Д.А_2006 -169с.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 9.1. Воздействие изменения предложения денег на ставку процента:

а) уменьшение денежной массы; б) увеличение денежной массы

 

Наиболее важным и оперативным  средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектами операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то при условии, что продавец вкладывает полученную у ЦБ сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается лишь сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна быть отчислена в обязательные резервы.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных  ценных бумаг у ЦБ выгодны коммерческим банкам и населению. Дело в том, что  цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости и, когда ЦБ покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И наоборот, когда ЦБ продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодной их покупку.

Таким образом, инъекции в  банковские резервы как результат  покупки и изъятия из них как  результат продажи центральным  банком государственных ценных бумаг  приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, и поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег  ведет к увеличению совокупного  спроса (сдвиг кривой совокупного  спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис. 9.2, а).

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения  денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис. 9.2, б).

Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.

Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».

Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рис. 9.1, а); если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.

Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику:

а) стимулирующая монетарная политика; б) сдерживающая монетарная политика

 

Механизм денежной трансмиссии  в период спада графически изображен  на рис. 9.3 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия ? ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг ? резервы коммерческих банков увеличиваются ? их кредитные возможности расширяются ? банки предоставляют больше кредитов ? предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS1 до М S2 – рис. 9.3, а) ? ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) ? фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты ? величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 – рис. 9.3, б) ? совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.3, в) ? объем производства растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.

Рис. 9.3. Политика «дешевых денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

 

Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой  активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку экономика «перегрета» ? ЦБ продает государственные ценные бумаги ? резервы коммерческих банков уменьшаются ? кредитные возможности банков снижаются ? предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2 – рис. 9.4, а) ? ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) ? спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает ? величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 – рис. 9.4, б) ? совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.4, в) ? объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2).

И в том и в другом случае экономика стабилизируется.

Рис. 9.4. Политика «дорогих денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Тема 10. НАЛОГИ

Налоговая система  и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается  налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Т = BT ? t.

Принципы налогообложения  были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой  системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это  часть цены товара или услуги. Поскольку  данный налог входит в стоимость  покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен  в цену товара либо как фиксированная  сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две  трети налоговых поступлений  составляют прямые налоги, а в развивающихся  странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как  устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный  налог; 3) регрессивный налог.

Информация о работе Основы макроэкономики