Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
изучить структуру доходов бюджета;
подробно исследовать основные виды доходов;
выяснить особенности доходной части бюджета за рубежом;
проследить динамику доходов государственного бюджета в РФ;
Доходы
1 132 100
1 593 978
2 204 728
2 586 191
3 428 873
5 125 093
6 278 888
7 779 104
Расходы
1 029 200
1 321 903
2 012 151
2 358 546
2 698 867
3 512 183
4 284 803
5 983 036
Баланс
102 900
272 075
192 575
227 645
730 006
1 612 910
1 994 085
1 796 069
Первичный баланс
0
503 180
422 242
448 534
934 736
1 821 277
2 162 233
1 939 154
ВВП
7 302
9 039
10 863
13 285
17 048
21 625
26 781
32 987
% ВВП
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Федеральный бюджет
Доходы
15.5%
17.6%
20.3%
19.5%
20.1%
23.7%
23.4%
23.6%
Расходы
14.1%
14.6%
18.5%
17.8%
15.8%
16.2%
16.0%
18.1%
Баланс
1.4%
3.0%
1.8%
1.7%
4.3%
7.5%
7.4%
5.4%
Первичный баланс
0.0%
5.6%
3.9%
3.4%
5.5%
8.4%
8.1%
5.9%
В период 2000-2007 год показатели
доходов бюджетной системы
Интересно отметить, что в
течение последних восьми лет
существенно вырос удельный
Основной причиной роста доходов, ровно как и усиления роли федерального бюджета являлось повышение мировых цен на энергоносители. Также, в 2005 и 2007 годах в бюджетную систему поступили дополнительные средства, связанные с погашением налоговой задолженности НК ЮКОС.
Как видно из таблицы выше, уровень расходов бюджетной системы снижался по отношению к ВВП в период с 2002 по 2006 год, однако в 2007 году уровень расходов практически вернулся на уровень начала двухтысячных годов в результате перечисления значительной части средств федерального бюджета в созданные институты развития. По этой причине и уровень расходов федерального бюджета был значительно выше в 2007 году по сравнению с предшествующими годами – он достиг 18,1% ВВП.
Отметим постепенный переход к профициту региональных бюджетов в рассматриваемый период, несмотря на некоторый рост уровня расходов в последние несколько лет.
Несмотря на высокий уровень доходов в 2007 году по сравнению с предыдущим периодом, профицит бюджетной системы в целом, а также консолидированного и федерального бюджета оказался на более низком уровне в связи с упомянутыми выше одноразовыми расходами федерального бюджета на капитализацию институтов развития.
Доходы бюджетной системы в последние годы лежат в пределах от 36,4 до 40,2 процентов ВВП. Это близко к среднему уровню по странам ОЭСР (равному 39% ВВП) и уступает средним по ЕС показателям, составляющим 47% ВВП.
В условиях 2007 года 57% всех доходов
поступало в федеральный
Начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:
-вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с 2001 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;
-унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;
-в 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
-с 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%;
- с 2009 года снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20%.
Снижение ставок ключевых
налогов не привело к
В целом уровень налоговой
нагрузки в российской
Рисунок 1. Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор (%ВВП)4
Таблица 2.
Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Налоговые доходы всего
35.7
35.7
35.6
34.6
35.3
36.6
36.4
36.7
Налог на прибыль
5.4
5.7
4.3
4.0
5.1
6.2
6.2
6.6
НДФЛ
2.4
2.9
3.3
3.4
3.4
3.3
3.5
3.8
НДС
6.2
7.2
7.0
6.7
6.3
6.8
5.6
6.9
Акцизы
2.3
2.7
2.4
2.6
1.4
1.2
1.0
1.0
Таможенные пошлины
3.1
3.7
3.0
3.4
5.0
7.5
8.3
7.0
НДПИ и налоги на природные ресурсы
1.1
1.4
3.1
3.0
3.4
4.2
4.3
3.6
ЕСН
7.3
7.2
6.9
6.6
6.3
5.4
5.4
5.6
Прочие налоги
8.0
4.8
5.6
4.9
4.4
2.0
2.0
2.2
При сравнении налоговой
нагрузки в России и других
странах необходимо учитывать,
что среди наиболее развитых
стран можно выделить две
Среди стран категории «
Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).
В России налоги на
Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).5
По данным Федерального
Рисунок 2. Динамика доходов, расходов и профицита федерального бюджета (нарастающим итогом, трлн. руб.)6
По данным Казначейства
Рисунок 3. Динамика основных
показателей федерального
Как видно из рисунка с
мая месяца 2009 года наблюдается
дефицит бюджета, что может
негативно сказываться на
Необходимо отметить, что бюджет,
как фонд денежных средств,
в цельном виде никогда не
существует, т. к. по мере поступления
доходов они обращаются на
покрытие расходов. Он является
лишь планом образования и
использования
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.7
Глава 3. Экономическая политика
в области формирования
За 2009 - 2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006 - 2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило 18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).
Динамика поступления доходов
в федеральный бюджет в 2009 –
2011 годах представлена на
Рисунок 4. Поступления доходов
в федеральный бюджет в 2009-
Основную долю доходов
Нормативы распределения
В 2010 – 2011 годах предусмотрено снижение до 60 % доли доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, распределяемой между бюджетами субъектов Российской Федерации (частью второй статьи 2 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ указанная доля доходов на 2010 была установлена в размере 80 %).
Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице 3.
Таблица 3.
Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов
Наименование налогов и
Оценка 2008 года, млрд. рублей
Прогноз 2009 года, млрд. рублей
Прогноз 2010 года, млрд. рублей
Прогноз 2011 года, млрд. рублей
Темп роста к предыдущему году, %
Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, %
2009 год
2010 год
2011 год
НДПИ при добыче нефти
1 674,9
1 330,6
1 314,3
1 350,9
79,4
98,8
102,8
80,7
НДПИ при добыче природного газа
91,3
92,7
93,8
94,7
101,5
101,2
101,0
103,7
НДПИ при добыче газового конденсата
Информация о работе Основы формирования доходов государственного бюджета