Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах. К рынкам факторов производства относится и рынок труда. На этом рынке продают и покупают трудовые услуги, состоящие в использовании умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения рынка труда
1.1 Общие понятия рынка труда
1.2 Особенности товара «труд»
1.3 Факторы, влияющие на рынок труда
1.4 Регулирование рынка труда
2 Особенности Российского рынка труда
2.1 Статистические данные рынка труда и денежных доходов населения России
2.2 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России
3 Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России
Заключение
Список литературы
В долгосрочном плане при реализации экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом объективных ограничений и проблем. Некоторые из них обусловлены демографическими процессами, в частности, старением населения. Вместе с тем появление кадров нового поколения, менталитет и образование которых уже ориентированы на рыночные условия, обострит конкуренцию на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, занятых в производстве. Это особенно важно с учетом миграционного оттока квалифицированных кадров.
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.
Преодолением негативных тенденций в экономике можно существенно содействовать улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если же скорейшие меры по нормализации экономического роста не будут приняты, возникнет угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется[24]:
появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося и поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы – повысить гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, одновременно обеспечив реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда.
Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.
Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономики // Вопросы экономики 2004, № 5., с.32-38
2. Бондаренко Л. Состояние социально-трудовой сферы села. // Вопросы экономики, 2004, №6, с.67-75.
3. Бункина М.К. Национальная экономика. М.: Дело, 2002, 257 с.
4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2005, №4, с.21-35.
5. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2005, №2, с.76-91.
6. Кабалина, Рыжикова З. Неполная занятость в России. //Вопросы Экономики, 2005, №2,с.131-144.
7. Кошанов А., Ибрагимова И.С. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики, 2005, № 7.
8. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2, с.90-106
9. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2000, №8, с. 62-70.
10. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2004, №3, с.47-52.
11. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации.// Вопросы Экономики, 2005, №2, с.73-83.
12. Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию //Российский экономический журнал, 2003, № 4, с. 3-15
13. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учебное пособие. – М.: «МИК», 2002, 341 с.
14. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2005, №11-12, с.50-59.
15. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2007, №2, с.102-113.
16. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2005, №3, с.85-93.
17. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2007, №2 с. 122-126.
18. Официальный сайт Министерства Экономического развития и торговли Российской Федерации
~ 5 ~
[1] Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономики // Вопросы экономики 2004 № 5., с.32
[2] Бункина М.К. Национальная экономика. М.: «Дело», 2002, с.29
[3] Кабалина, З. Рыжикова. Неполная занятость в России. //Вопросы Экономики., 2005, №2 -с.136.
[4] Из-за сложности вывода данной зависимости приводится только конечный результат без доказательства.
[5] Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2005, №4, с.22.
[6] Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2005, №2, с.77.
[7] Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2005, №2, с.78.
[8] Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учебное пособие. – М.: «МИК», 2002, 129 с.
[9] Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию //Российский экономический журнал, 2003, № 4., с. 12
[10] Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию //Российский экономический журнал 2003, № 4., с. 14
[1] Российский Деловой портал информационной поддержки предпринимательства «АльянсМедиа»
[2] Официальный сайт Министерства Экономического развития и торговли Российской Федерации
[3] Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2007, №2, с.106
[17]
17 Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2007, №2, с.106
[18] Кабалина, З. Рыжикова. Неполная занятость в России. //Вопросы Экономики.-2005 -№2.-с.136.
[19] Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2007, №2, с.110
[20] Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учебное пособие. – М.: «МИК», 2002, 89 с.
[21] Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации.// Вопросы Экономики.-2005 .-№2.-с.74
[22] Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2004, №3, с.49.
[23] Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2005, №2, с.81
[24] Львов Д.. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2, с.99