Особенности бюджетной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетной системы и бюджетного устройства;
- проанализировать структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации;
- провести анализ современной бюджетной политики Российской Федерации

Содержание

Введение

I. 1) Государственный бюджет.........................стр. 5.
2) Основные части бюджета……………….стр. 6.
3) Бюджетная политика……………….…....стр. 7.
II. Реализация бюджетной политики в РФ…...стр.10.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 94.81 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет»

 

 

 

 

Международный факультет  экономики, права и менеджмента

Кафедра Международного Менеджмента

 

 

 

 

                      Реферат по экономической теории на тему:

«Особенности бюджетной  политики в РФ»

 

 

 

 

 

Выполнил:               студент 1 курса группы ММ3.12 Дудин Егор Дмитриевич

Проверил:               к.э.н. доцент Кочетков Игорь Иванович

 

 

 

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2012

 

Содержание.

    1. Введение

 

I. 1) Государственный бюджет.........................стр. 5.

   2) Основные части бюджета……………….стр. 6.

    3) Бюджетная политика……………….…....стр. 7.

        II. Реализация бюджетной политики в РФ…...стр.10.

    1. Заключение
    2. Список литературы

 

Введение.

Для эффективной деятельности и выполнения возложенных задач  любому институту необходимо наличие  финансовых ресурсов. Особенно важно, когда этот институт – государство, т.к. именно государство берет обязательство  выполнения определенных функций и  задач перед своими гражданами. Основным централизованным фондом аккумулирования  государственных доходов является – бюджет, который формируется  на всех уровнях бюджетной системы.

Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к распределению  денег государственным бюджетом Российской Федерации.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Поэтому данная тема на сегодняшний  день очень актуальна. Это связанно с экономической ситуацией в стране.

 

Целью данной работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.

В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические  основы бюджетной системы и  бюджетного устройства;

- проанализировать структуру  и динамику доходов и расходов  государственного бюджета Российской  Федерации;

- провести анализ современной  бюджетной политики Российской  Федерации

 

Государственный бюджет.

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета.

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

 

Основные части  бюджета.

 Важнейшие части государственного  бюджета — это его доходная и расходная части.

-Доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета.

-Расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Источники доходной части:

    • налоги;
    • государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
    • эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
    • займы у международных организаций.

           Структура расходной части бюджета:

    • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
    • поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
    • обслуживание государственного долга;
    • предоставление дотаций предприятиям;
    • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).       

          Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

 

Бюджетная политика.

Возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства, использующего его  в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической  политики.

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с  тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них  выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного  централизованного денежного фонда  страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и  экономической категории товарного  хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие  на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения  непрерывности воспроизводства, как  одного из способов функционирования финансов.

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

 

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу распределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному  воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса  доходов и расходов.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы , происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей , можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

 

 

 

 

 

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые  определяют стратегические направления  и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

- снижение налоговой нагрузки  на экономику;

- упорядочивание государственных  обязательств;

- создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными  финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности  государства, и степень влияния  России на международной арене, и  даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность  аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный  потенциал). Наряду с этим следует  выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем  денежных ресурсов, аккумулируемых в  руках государства).

 

Бюджетная политика РФ.

Центральное место в системе  государственных финансов занимает федеральный бюджет – это имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджет – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Аккумулируя с помощью  государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

В связи с изменениями  в бюджетном законодательстве в  основу бюджетного планирования положен  метод "скользящей трехлетки", при  котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего  периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением  к ним проектировок нового третьего года.

На рисунке 1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

 

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2009 году, в 2010 году - 25,64%. К 2011 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2011 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году.

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. В  динамике этого показателя темп роста  в 2010 году составит 1,15%, а к 2011 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2011 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2009 году.

Проведем анализ расходной  части федерального бюджета.

Таблица 1 – Расходы федерального бюджета на 2009-2011 гг.

Расходы федерального бюджета

2009

2010

2011

Сумма, млрд. руб.

Удель-ный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удель-ный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы 

1 143,28

11,24

1 172,35

9,26

1 135,45

8,21

Национальная оборона 

712,57

7,01

734,95

5,81

806,93

5,84

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

Национальная экономика 

1 063,31

10,46

1 165,78

9,21

1 371,49

9,92

Жилищно-коммунальное хозяйство 

81,02

0,80

82,25

0,65

79,38

0,57

Охрана окружающей среды 

13,80

0,14

14,67

0,12

15,05

0,11

Образование

410,44

4,04

448,50

3,54

465,42

3,37

Культура, кинематография, средства массовой информации

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

Здравоохранение и спорт

349,87

3,44

365,85

2,89

367,54

2,66

Социальная политика

310,26

3,05

338,62

2,68

307,88

2,23

Межбюджетные трансферты

2 987,11

29,38

3 617,57

28,58

3 994,42

28,89

Условно утвержденные расходы

-

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

Секретные статьи

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

ВСЕГО

9 024,65

100,00

10 320,31

100,00

11 317,6

100,00

Информация о работе Особенности бюджетной политики в РФ