Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности инфляционных процессов и борьбы с ними в современной России. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
дать определение «инфляция»;
рассмотреть виды инфляции;
рассмотреть причины возникновения инфляции;
выяснить появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов;
выяснить уровень и особенности инфляции в 2009-2011гг;
рассмотреть методы борьбы с инфляцией и антиинфляционную политику;
дать прогноз уровня инфляции в России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы инфляции
1.1 Определения инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Причины возникновения инфляции
Глава 2. Особенности инфляции в РФ в современный период
2.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов
2.2 Инфляция в РФ за 2009 год
2.3 Инфляция в РФ за 2010 год
2.4 Инфляция в РФ за 2011 год
Глава 3. Особенности инфляции в разных экономических системах.
Заключение
Список литературы
2011 год (полный год)
Согласно последним подсчетам Всемирного банка, темпы роста цен в России в 2012 году не превысят 7%. Также Всемирный банк считает маловероятным достижение намеченного уровня по инфляции в 6,5-7,5 процента, прогнозируемого российским правительством.
Аналитики, опрошенные "Интерфаксом", в конце апреля сделали прогноз инфляции на уровне 8,6%. В 2012 году власти ожидают инфляцию в интервале 5-6% с последующим небольшим уменьшением до 4-5% к 2014 году.
Глава 3. Особенности инфляции в разных экономических системах.
Для промышленно развитых
стран характерной является ползучая
инфляция, т.е. небольшое умеренное
обесценение из года в год. В развивающихся
странах преобладает
Развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.
Специфика и распространение инфляции в переходной экономике
Специфику распространения различных типов инфляции в переходной экономике удобно рассмотреть на примере анализа экономических условий и факторов инфляции развивающихся стран. По этим признакам их можно разделить на пять основных групп.
К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки -
Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.
Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран,
Египет, Сирия, Чили. В
них также наблюдается
Страны третьей группы Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.
Страны четвертой группы Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в «ползучих формах» (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.
К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.
Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и не денежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Структурные факторы
инфляции не только
В то же время
увеличение внешней
Небольшая (умеренная)
инфляция до 10% в год в западной
литературе не рассматривается
как социальное зло. Наоборот,
считается, что она в какой-то
мере подхлестывает экономику,
придает ей необходимый
Способы преодоления инфляции.
Преодоление инфляции остается одной
из главных задач антикризисной
стратегии в Российской Федерации.
При ее решении необходимо учитывать
причины и последствия
Уменьшение темпов инфляции до относительно безопасного уровня -12% в год без значительного сокращения производства и главное без падения жизненного уровня населения стало возможным лишь при повышении эффективности производства и качества управления.
В дальнейшем целями антиинфляционной политики должны стать:
Снижение инфляции до социально безопасного уровня требует постоянного радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным (и целесообразным) усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.
Заключение
Негативные социальные и
экономические последствия
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется
авторами-сторонниками монетаризма
в экономической теории. На первый
план выдвигается денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко
воздействующее на экономическую ситуацию.
Этот вид регулирования проводится
неподконтрольным правительству центральным
банком, который определяет эмиссию,
изменяет количество денег в обращении
и ставки ссудного процента. Сторонники
этого подхода считают, что государство
должно проводить дефляционные мероприятия
для ограничения
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Истоки инфляционных явлений коренятся
в сложившихся и постоянно
воспроизводимых
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
По своему характеру, интенсивности,
проявлениям инфляция бывает весьма
различной, хотя и обозначается одним
термином. Инфляционные процессы не могут
рассматриваться как прямой результат
только определенной политики, политики
расширения денежной эмиссии или
дефицитного регулирования
К негативным последствиям
инфляционных процессов относятся
снижение реальных доходов населения,
обесценение сбережений населения,
потеря у производителей заинтересованности
в создании качественных товаров, ограничение
продажи сельскохозяйственных продуктов
в городе деревенскими производителями
в силу падения заинтересованности,
в ожидании повышения цен на продовольствие,
ухудшение условий жизни
Информация о работе Особенности инфляции в современный период