Особенности инфляции в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности инфляционных процессов и борьбы с ними в современной России. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
дать определение «инфляция»;
рассмотреть виды инфляции;
рассмотреть причины возникновения инфляции;
выяснить появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов;
выяснить уровень и особенности инфляции в 2009-2011гг;
рассмотреть методы борьбы с инфляцией и антиинфляционную политику;
дать прогноз уровня инфляции в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инфляции
1.1 Определения инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Причины возникновения инфляции
Глава 2. Особенности инфляции в РФ в современный период
2.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов
2.2 Инфляция в РФ за 2009 год
2.3 Инфляция в РФ за 2010 год
2.4 Инфляция в РФ за 2011 год
Глава 3. Особенности инфляции в разных экономических системах.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.82 Кб (Скачать файл)

2011 год (полный год)

Согласно последним подсчетам  Всемирного банка, темпы роста цен  в России в 2012 году не превысят 7%. Также  Всемирный банк считает  маловероятным  достижение намеченного уровня по инфляции в 6,5-7,5 процента, прогнозируемого российским правительством.

 Аналитики, опрошенные "Интерфаксом", в конце апреля  сделали прогноз инфляции на  уровне 8,6%. В 2012 году власти ожидают  инфляцию в интервале 5-6% с последующим  небольшим уменьшением до 4-5% к  2014 году.

 

 

 

 

Глава 3. Особенности  инфляции в разных экономических  системах.

 

Для промышленно развитых стран характерной является ползучая инфляция, т.е. небольшое умеренное  обесценение из года в год. В развивающихся  странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем, факторы, формы  и социально-экономические последствия  инфляции, а также подходы к  выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обуславливаются  особенностями их экономического развития.  

  Развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.

Специфика и распространение  инфляции в переходной экономике 

 

 

 

Специфику распространения  различных типов инфляции в переходной экономике удобно рассмотреть на примере анализа экономических  условий и факторов инфляции развивающихся  стран. По этим признакам их можно  разделить на пять основных групп.

  К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки -

 Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.

 

  Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран,

 Египет, Сирия, Чили. В  них также наблюдается отсутствие  экономического равновесия, в финансовой  политике отчетливо прослеживается  упор на дефицитное финансирование  и кредитную экспансию. Инфляция  в этих странах держится в  «галопирующих пределах» (среднегодовой  прирост цен 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный  характер. Отмечается высокий уровень  безработицы.

 

  Страны третьей группы Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

 

  Страны четвертой группы Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в «ползучих формах» (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

 

  К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

 

  Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и не денежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

 Структурные факторы  инфляции не только обусловливают  ускорение роста цен, т.е. создают  ситуацию «инфляции издержек»,  но и оказывают большое влияние  на развитие «инфляции спроса».  Противоречие между развитием  производства и узким внутренним  рынком стараются в этих странах  устранить, с одной стороны,  путем дефицитного финансирования (при помощи печатного станка), а с другой привлечением в  растущих объемах иностранных  займов. В результате в таких  крупнейших латиноамериканских  странах, как Бразилия и Аргентина, возникли огромные внутренние и внешние долги.

 В то же время  увеличение внешней задолженности  вызывает появление фактора усиления  инфляции так называемой долларизации. Данный процесс связан и привилегированным положением доллара или другой сильной валюты перед национальной валютой, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но и приводит к бегству капиталов из страны.

 Небольшая (умеренная)  инфляция до 10% в год в западной  литературе не рассматривается  как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то  мере подхлестывает экономику,  придает ей необходимый динамизм.

 

 

 

Способы преодоления  инфляции.

Преодоление инфляции остается одной  из главных задач антикризисной  стратегии в Российской Федерации. При ее решении необходимо учитывать  причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых  мер на другие элементы антикризисной  стратегии, прежде всего на производство и занятость1.

Уменьшение темпов инфляции до относительно безопасного уровня -12% в год без  значительного сокращения производства и главное  без падения жизненного уровня населения стало возможным  лишь при повышении эффективности  производства и качества управления.

В дальнейшем целями антиинфляционной политики должны стать:

  • предсказуемость динамики инфляции (что в принципе уже достигнуто на современном этапе);
  • создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала: в частности  необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат – повышение цен» – в этом активную роль должно сыграть государство;
  • на нынешнем этапе развития требуется особое усиление антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. Для решения этой задачи необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий;
  • целесообразно было бы ввести ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах, особенно на современном этапе;
  • важно ограничить уровень дефицита бюджета. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, от внешнеэкономической деятельности);
  • важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров;
  • необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темпы инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы;
  • для связывания денежных доходов населения и сокращения доли наличных денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему государственных ценных бумаг для населения и государственного страхования депозитов физических лиц. Следует принимать меры, ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц (прежде всего торгово-посреднических фирм);
  • с целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением оплаты труда на себестоимость продукции, блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте;
  • для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и топливом.

Снижение инфляции до социально  безопасного уровня требует постоянного  радикального сокращения инфляционного  потенциала экономики, изменения ценовых  пропорций, структурных сдвигов  в пользу отраслей инвестиционного  и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным (и целесообразным) усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию  денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных  капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется  спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал  опыт многих стран в 60-70е годы, может  усиливать инфляцию. К тому же большие  бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  авторами-сторонниками монетаризма  в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным  банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении  и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство  должно проводить дефляционные мероприятия  для ограничения платежеспособного  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства  многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению  заработной платы - третий метод. Поскольку  эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией, она не всегда достигает  объявленной цели.

Истоки инфляционных явлений коренятся  в сложившихся и постоянно  воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в  административной экономике форме  управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей  стране носит, во-первых, структурно-системный  характер, то есть порождена сложившейся  структурой экономики и действовавшей  длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним  термином. Инфляционные процессы не могут  рассматриваться как прямой результат  только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или  дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов  в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом  и предложением, производством предметов  потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся  снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение  продажи сельскохозяйственных продуктов  в городе деревенскими производителями  в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются  за счет госбюджета).

Информация о работе Особенности инфляции в современный период