Особенности организации медицинской помощи городскому и сельскому населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Службы поликлиники обязаны оказывать медицинскую помощь населению — первую и неотложную медицинскую помощь больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях; врачебную помощь на дому больным, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику, нуждаются в постельном режиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации.

Содержание

Задание на курсовую работу 2
Замечания руководителя 3
Введение 5
1 Организация медицинского обслуживания населения 7
1.1 Организация медицинского обслуживания городского населения 7
1.2 Организация медицинского обслуживания сельского населения 10
2 Себестоимость и цены медицинской услуги «Дуктография» 17
3 Анализ организации медицинской помощи сельскому населению 21
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 82.21 Кб (Скачать файл)

          – отсутствие права выбора врача;

          – очереди на прием к узким специалистам;

          – возможность посещения любого врача, минуя участкового;

          – отсутствие врача, ответственного за пациента постоянно;

          – разобщенность информации о пациенте;

          – объект внимания врача в основном – пациент и недостаточно – его семья;

          – хронизация патологии вследствие недообследованности и недолеченности пациентов;

          – отсутствие связи между территориальной и производственной амбулаторной службой;

          – значительное число врачебных ошибок, даже при контроле со стороны заведующего отделением;

          – отсутствие должного контроля качества;

           – недостаточная преемственность в работе амбулаторных учреждений между собой и с больницами;

          – слабость участковой службы;

          – формальности в проведении профилактических мероприятий и экспертизе трудоспособности; отсутствие увязки оплаты труда с его качеством.

           Однако самым слабым местом  в работе амбулаторно-поликлинических  учреждений остается проблема недостаточнойдоступности медицинской помощи сельскому населению. Усугубляют ситуацию такие факторы, как сокращение количества фельдшерско-акушерских пунктов, низкая транспортная доступность отдельных объектов здравоохранения в связи с отсутствием дорог, уменьшение числа медицинских работников среднего звена. Большая проблема – это закрытие аптек в малонаселенных пунктах, когда жители села вынуждены тратить на проезд денежные средства в размерах, превышающих стоимость лекарств или препаратов, которые они получают как пользователи социальных услуг. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации не принимаются меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе фармацевтов и провизоров. После принятия Федерального закона № 122-ФЗ на субъекты Федерации была возложена ответственность за сохранение обеспечения медицинских работников, провизоров и фармацевтов жильем с отоплением и освещением, но жилье субъектами не предоставляется, либо отсутствуют льготы и компенсации. Остаются и психологические барьеры, затрудняющие оказание первичной медицинской помощи сельским жителям. Число обращений к врачам на одного сельского жителя за 2007 год составило 3,4 посещения, против 7,3 посещения в городе. Получается, что жители села практически в два раза реже, чем жители города, обращаются или имеют возможность обратиться к медицинским работникам.

          Важным звеном в решении этой  проблемы для сельских жителей  становится сегодня служба врачей  общей практики (ОВП).

          Введение службы врача общей  практики в России происходит  на базе прочно сложившихся  систем работы участкового врача-терапевта,  участкового врача – педиатра, врача сельского врачебного участка. За городскими участками терапевтов закреплялись и врачи других специальностей.

          Врач общей практики призван  не теряя ее отдельных преимуществ,  например концентрации ресурсов  и технологий на уровне поликлиники,  сделать первый контакт с пациентом более завершенным и не менее квалифицированным. Должна быть повышена значимость совета врача, его личная ответственность за единство лечебно-диагностического процесса, за качество и эффективность всей медицинской помощи, на которую может рассчитывать каждый из закрепленных за ним граждан.

          Врач общей практики призван  практически полностью устранить  оказавшиеся слабыми в современных  условиях элементы прежней системы  первичной медицинской помощи и сильно ориентировать общество на развитие более эффективной системы медицинской помощи на первичном контакте, используя современные организационно-технологические и экономические инструменты работы и социально-психологической поддержки государства и широких кругов населения.

          Служба врача общей практики  – это такая форма организации  первичной медицинской помощи, которой присущи следующие характерные черты.

  1. Всеобщность. Помощь, оказываемая врачами общей практики, семейными врачами, не лимитирована определенными категориями населения; она предоставляется каждому человеку, независимо от его возраста, пола, социальной принадлежности, расы или религии. Эта особенность присуща ей также в том плане, что ни одна жалоба или медицинская проблема (любого характера) пациента не может быть оставлена без внимания.
  2. Доступность. Имеется свободный доступ к службе врача общей практики с минимальными сроками ожидания.
  3. Интегрированность. Служба врача общей практики включает в себя лечебную и реабилитационную помощь, а также укрепление здоровья и профилактику болезней.
  4. Постоянная основа. Врач общей практики не ограничивается только частными случаем оказания помощи или каким-либо заболеванием, а обеспечивает больным индивидуальную медицинскую помощь на долговременной основе в течение продолжительного периода их жизни.
  5. Бригадный подход. Для того, чтобы достичь все эти цели, врач общей практики должен работать в составе хорошо функционирующей, много дисциплинарной бригады.
  6. Целостность. Медицинские проблемы человека, семьи и общества должны рассматриваться в плане физических, психологических и социальных перспектив.
  7. Персональный характер. Служба врача общей практики прежде всего ориентирована на личность и в этой связи – на болезнь. Она основана на личностных взаимоотношениях между пациентом и врачом.
  8. Ориентированность на семью. У врача общей практики проблемы изучаются в контексте семьи и социальных контактов человека.
  9. Ориентированность на обслуживаемый контингент. Проблемы пациента следует рассматривать в контексте его/ее жизни в местных условиях (общине). Врач общей практики должен быть в курсе проблем обслуживаемого населения на местном уровне, сотрудничать с другими профессиональными работниками и службами других секторов, а также с группами взаимопомощи с целью разрешения местных проблем медико-санитарного плана.
  10. Скоординированность. Хотя подавляющее большинство медицинских проблем пациентов при первом контакте могут быть решены врачом общей практики, однако в некоторых случаях возникает необходимость направлять пациентов на консультации. Врачу общей практики следует сообщать пациенту о результатах таких консультаций. Его следует также информировать о всех имеющихся службах и как ими пользоваться наилучшим способом, а также быть координатором по всем советам и назначениям, которые получает пациент.
  11. Доверительность. Пациенты должны ожидать соблюдения полной конфиденциальности со стороны своих врачей, а также конфиденциальности в том, что касается всей информации о них.
  12. Адвокатская функция. Врачу общей практики следует во всех случаях быть «адвокатом» пациента по всем вопросам, связанным с его здоровьем, а также в его отношениях со всеми другими поставщиками медицинской помощи.

          О первых результатах деятельности служб ОВП можно судить по результатам экспертного опроса, проведенного среди медицинских работников Свердловской области по оценке роли данной службы в решении проблемы сохранения здоровья сельских жителей. Общее число респондентов составило 107 человек. Среди экспертов более половины (52,4 %) имеют опыт работы в структуре ОВП, которая существует от 2-х до 5-ти лет; 40,5 % – более 5-ти лет, остальные (7,1 %) имеют опыт работы ОВП менее года (рис 2).

Рис 2. Время существования ОВП, в котором работают эксперты.

          Квалификацию экспертов подтверждает  тот факт, что общий трудовой  стаж в медицинской сфере составляет  более половины экспертов (58,6 %) составляет 20 и более лет. Около 40 % экспертов профессионально трудятся в медицине от 10 до 19 лет.

          В число экспертов были выбраны разные категории медицинских работников: врачи ОВП, медсестры, фельдшеры, медсестры-менеджеры (рис. 3).

Рис 3. Квалификация медицинских работников – респондентов.

          Нам важно было узнать общую  оценку респондентами – экспертами  деятельности службы ОВП: «Изменило ли, на ваш взгляд, ситуацию со здоровьем населения на селе открытие общеврачебных практик (ОВП)»?

          Как видно на диаграмме 4, подавляющее  большинство экспертов в той  или иной степени признают  влияние деятельности служб общеврачебных  практик на ситуацию оказания медицинской помощи на селе. Более 72 % респондентов отметили факт изменений (из них 43,9 % – признали даже существенные изменения). 14,6 % респондентов высказали более осторожную позицию, признав, что в чем – то изменило, в чем-то нет. И лишь 2,4 % экспертов не увидели никаких изменений состояния здоровья сельских жителей с введением ОВП.

Рис. 4. Мнение медицинских работников о том, изменило ли ситуацию со здоровьем населения на селе открытие общеврачебных практик (ОВП).

          В экспертном опросе для нас было значимым выяснить мнение профессионалов о сложностях организации службы, о плюсах и минусах ведения этой новой формы организации медицинской помощи.

          Поскольку служба создана не так давно и респонденты, как правило, приминали посильное участие в ее создании, то смогли профессионально оценить трудности организационного этапа. Говоря о сложностях организации службы общеврачебной практике на селе, медицинские работники отмечали, прежде всего, сложную бюрократическую процедуру:

  • Большой объем «бумажной работы» – 88,1 %
  • Излишний контроль вышестоящих структур (Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ОМС, страховые компании и т.д.) – 83,3 %
  • Сложность в лицензировании видов деятельности в ОВП – 42,9 %.

          Вторая группа отмеченных респондентами причин касается отработки взаимодействия с местным населением:

  • Сложность подготовительной работы с населением по организации ОВП – 61,0 %
  • Сложность формирования контингентов пациентов, закрепленных за конкретным врачом ОВП – 45,2 %

          Третья группа причин касается проблем взаимодействия с органами местного самоуправления, с социальными службами:

  • Сложность в организации закрепления государственного (муниципального) имущества в оперативное управление – 40,5 %;
  • Сложность взаимодействия врача с социальными службами – 31,0 %.

          И, наконец, в четвертую, выделенную нами группу, попали внутриорганизационные сложности, связанные с:

  • ненормированным рабочим днем медработников ОВП – 38,1 %.
  • ресурсным и кадровым обеспечением деятельности ОВП – 16,7 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение 

 

          Таким образом, можно сделать вывод, что охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. Поэтому основные принципы, присущие здравоохранению в целом, характерны и для сельского здравоохранения. Однако в сельских условиях понятие доступности медицинской помощи не следует отождествлять с территориальным приближением, поскольку осуществить это не всегда представляется возможным. В связи с чем речь идет о такой системе, при которой было бы возможным оказание или организация оказания своевременной, адекватной и в полном объеме медицинской помощи.

В настоящее  время уровень стационарной медицинской  помощи жителям села практически  достиг уровня горожан. Одновременно уровень  амбулаторно-поликлинической врачебной  помощи у сельского и городского населения значительно отличается. Это же относится и к качеству медицинских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Список литературы

 

 

           1 Бондарь  Л. П. Особенности наблюдения  и ухода за пациентами пожилого  и старческого возраста / Л.П. Бондарь  – М.: ЮНИТИ, 2004. – 450 с.                               

          2 Герасименко  Н. Ф. Основные направления  законодательной работы в области охраны здоровья населения / Н.Ф. Герасименко– М.: ЮНИТИ, 2007. – 237 с.                               

          3 Дементьева  Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы  медико-социальной

 Реабилитации нетрудоспособных  граждан.—М.,1991. 
          4 Духов Л. Г.Биоэтика практического врача /Л.Г. Духов, П.М. Варнаков – М.: ИНФРА-М, 2001. – 240с. 
          5 Ермаков С.И. Тенденции и приоритетные проблемы здоровья населения России/ С.И. Ермаков – М.: ИНФРА-М, 2001. – 240с. 

 

 


Информация о работе Особенности организации медицинской помощи городскому и сельскому населению