Особенности развития сервисной деятельности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:55, реферат

Краткое описание

Ныне в руках государства и местных властей полностью или частично остается ряд направлений сервисной деятельности - жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный и городской транспорт, почта, телеграф и телефон, образование, система здравоохранения, а также значительная часть социокультурных услуг. При этом в каждом из указанных сегментов постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. Наряду с государственным сектором услуг параллельно развивается и частный сектор. Между этими секторами усиливается конкуренция, но это пока не приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению расценок на услуги. Все это обусловливает тот факт, что на сервисное обслуживание потребителям приходится выделять все большую долю из своих доходов, что не может удовлетворить основную часть населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

 

 Говоря об относительно небольшой  численности, о невысоких объемах  работ малого бизнеса в сфере  услуг и вместе с тем о  внушительном потенциале развития  в дальнейшем, необходимо учесть  следующее. В российской экономике  помимо МП (организационных структур, приобретающих административно-правовые  параметры деятельности) к малому  бизнесу относят также индивидуальных  предпринимателей, которые трудятся  без образования юридического  лица. Сегодня подавляющая доля  малых предприятий в российской  сфере услуг состоит из бизнесменов-одиночек. В некоторых регионах страны 80-95% предприятий малого бизнеса пред­ставлено предпринимателями без образования юридического лица**.

 

 По данным Российского Независимого института социальных и национальных проблем, в настоящее время не регистрируются до 50% малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70%. В результате МП не доплачивают в бюджеты разных уровней примерно в 1,8-2 раза больше того, что они туда вносят. (По материалам II Всероссийского съезда представителей малых предприятий // Российский экономический журнал. 2000. № 1)

 

 Нежелание юридически фиксировать  структуру малого бизнеса чаще  всего вызывается следующими  обстоятельствами:

 

 ♦ сложностями регистрации;

 ♦ трудностями административно-правового, информационного характера;

 ♦ отсутствием квалифицированных кадров;

 ♦ повышенным уровнем рисков самого разного плана.

 

 Приведенные факты и цифры  свидетельствуют о том, что  малое предпринимательство в  сфере услуг пока существует  у нас в недостаточных размерах, а также в простых организационно-правовых  формах. Оно сгруппировано лишь  в отдельных секторах сервиса,  что не позволяет расширять  его видовое многообразие. Дос тигнув численного пика развития в 1997-1998 гг., малый бизнес вслед за этим уменьшил масштабы. В настоящее время число занятых в нем заметно не увеличивается.

 

* Бушуева И. В. Современное  состояние сферы платных услуг  // Сфера услуг: Проблемы и перспективы  развития / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко: В 4 т. М., 2001.Т. I)

 

** Там же.

 

 Статистика свидетельствует  также о территориальной сегментации  разных видов и типов российского  сервиса, которая углубилась сравнительно  с советским периодом и в  настоящее время выражена намного  более рельефно, чем в любой  другой стране мира. Это объясняется  не только естественным тяготением  сервиса к крупным и средним  типам поселений (как это имеет  место, например, в плотно заселенной  Западной Европе и в других регио­нах мира). К этому добавляется наличие в нашей стране малоосвоенных территорий, а также множества поселений, которые лишены рыночной инфраструктуры: удобных дорог, средств связи, центров инвестирования, фондов социальной поддержки и защиты коммерческой деятельности и др.

 

 Особенности регионального  развития отечественной экономики  серьезно тормозят развитие коммерческого  сектора услуг. Сервисный бизнес  в настоящее время тяготеет  в основном к столицам и  к ряду крупных промышленных  центров, крайне медленно (особенно  это касается малого бизнеса)  проникая за Урал, на Дальний  Восток, на северные территории  страны (см. § 10.1).

 

 В рассматриваемый период  в отечественную сферу сервиса  стали широко внедряться зарубежные  производители услуг. В связи  с этим следует отметить проникновение  на наш рынок услуг крупных  зарубежных фирм-производителей  высокотехнологичной продукции,  прежде всего электронной. Широкому кругу потребителей крупных городов подобные фирмы известны своим глобальным сервисным обслуживанием бытовой и офисной электроники (Sony, Panasonic, Philips, Samsung, Xerox, LG и др.), программным обеспечением {Microsoft, Symantec и др.) и т.п.

 

 Примечательно также внедрение  в российское сервисное пространство  цепей фирм-операторов из-за рубежа, что позволило генерировать услуги  на новых технологиях в следующих  сферах сервиса:

 

 ♦ в общественном питании (в ряде городов страны «Макдональдс», «Пицца Хат», «Баскин Роббинс» и др.);

 ♦ в гостиничном хозяйстве (в Москве «Шератон Палас Отель», «Мариотт Гранд»);

 ♦ в культурно-валеологических и оздоровительных услугах (в крупных городах страны фитнес-клубы).

 

  Далеко не все зарубежные  фирмы могли пережить ухудшение  экономической обстановки, некоторые  после 1998 г. покинули Россию.

 

 Создание в практике нашего  сервиса крупных производственно-предпринимательских  сетей в сервисе на основе  отечественных технологий и в  рамках российских компаний пока  не представляется возможным  - формируются лишь отдельные  звенья таких сетей. Некоторые  российские фирмы пытаются создать  нечто, сравнимое с сетевым  предпринимательством. Они действуют  преимущественно в крупных городах  или только в Москве (компания  «Довгань», сеть закусочных «Русское  бистро», сети супермаркетов «Седьмой  континент», «Рамстор», «Перекресток» и др.).

 

 Отечественным предпринимателям  в сфере бизнеса пришлось столкнуться  не только с продвинутыми мировыми  образцами сервисных продуктов.  Экономическая конъюнктура, которая  складывается во многих соседних  с Россией странах, стимулирует  предприимчивых людей из ближнего зарубежья приезжать в нашу страну, где, по их представлениям, предоставляется неплохая возможность заработать. В крупных и средних городах страны сегодня действуют гастарбайтеры*, а также группы предпринимателей из Украины, Закавказья, Китая, Вьетнама и других стран.

 

 Предприниматели из Закавказья  работают в отходнических артелях  (сбор урожая, производственное и  жилищное строительство, дорожно-ремонтные  работы и др.), в общественном  питании, в рыночной торговле (продажа цветов, овощей, фруктов,  а также дешевой одежды и  др.). Представители некоторых кавказских  диаспор контролируют городскую  торговлю с лотков, из киосков,  продажу недвижимости. В их ведении  находится часть теневого, а также  криминального бизнеса (наркоторговля,  производство фальсифицированных  спиртных напитков и др.).

 

 Китайская диаспора (которая  в значительной части состоит  из нелегальных мигрантов) уверенно  освоила челночную торговлю ширпотребом,  а в ряде российских городов  держит в своих руках точки  дешевого общественного питания.  Ее представители занимаются  разведением и торговлей овощами,  а также берутся за не­квалифицированную  работу**.

 

* Гастарбайтерами называют иностранную низкоквалифицированную рабочую силу.

 

** См.: Дятлов В. И. Современные торговые меньшинства: Фактор стабильности или конфликта? М., 2000.

 

  Как уже отмечалось выше, с одной стороны, гастарбайтеры и предприниматели из ближнего зарубежья позволяют решать многие вопросы обеспечения жителей городов страны товарами и продуктами повседневного спроса, некоторыми услугами. С другой стороны, деятельность зарубежных диаспор во многих отношениях носит антиправовой характер, усугубляя в разных регионах России криминогенную обстановку и разрушая рост цивилизованного отечественного бизнеса в сфере услуг.

 

 Огромным бременем для современного  российского сервиса, как и  для всей отечественной экономики,  выступает наличие масштабного  теневого сектора. По оценке  Госкомстата России, на теневой  сектор экономической деятельности  приходится до 40% ВВП. Но многие  специалисты считают эту цифру  заниженной. Теневое функционирование  некоторых видов хозяйственной  активности объясняется многими  причинами, в их числе неудачные  модели реформирования, несовершенные  схемы налогообложения, прерывание  в нашем обществе предпринимательской  традиции и, конечно, организованная  преступность.

 

 Современная сфера российского  сервиса, во-первых, сама является  источником, порождающим нелегальные  виды предпринимательской активности. Именно в этой сфере удовлетворяются  антиобщественные потребности в  виде предоставления интимных услуг, распространения наркотиков, фальсифицированных лекарств, продуктов питания и спиртных напитков. Во-вторых, сфера услуг во многих случаях позволяет пускать в оборот финансы, нажитые преступным способом.

 

 В качестве криминогенных  зон нашего общества, либо притягивающих  теневые доходы, либо порождающих  их, выступают следующие области  экономической практики: денежное  обращение, отношения собственности  (особенно собственность на землю,  предприятия, недвижимость), внешнеэкономическая  деятельность и ряд других. Если  иметь в виду сферы сервиса,  то здесь криминогенными зонами  выступают такие сегменты и  виды услуг, как банковское  обслуживание, строительство, торговля, услуги общественного питания,  шоу-бизнес и ряд направлений  культурного сервиса (в частности,  запись и распространение компакт-дисков). Все это делает указанные сегменты  сервиса пространством повышенного  риска для предпринимательской  деятельности.


Информация о работе Особенности развития сервисной деятельности в современной России