Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:59, реферат
Довольно долгое время рынок рабочей силы как экономическая категория рассматривался в качестве явления, присущего только странам капиталистического режима. Современный же этап развития экономики в Российской Федерации связан с качественно новым взглядом на рабочую силу как один из основных экономических ресурсов. Рынок рабочей силы представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В эпоху становления рыночной экономически роль рынка рабочей силы существенно возросла, и связано это, прежде всего, с расширением и углублением научно - технологической революции, освоения высоких технологий и распространения ЭВМ.
Введение
Основная часть
Понятие рынка рабочей силы
Рынок рабочей силы: структура, функции и сегментация
Занятость и безработица
Государственная политика занятости. Служба занятости РФ
Заключение
Список используемой литературы
Государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.
Работодатели как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.
Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств — Министерства труда РФ, Министерства социальной зашиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ.
Целью деятельности службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона.
Исходя из цели, задачи службы занятости населения включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению службы занятости населения, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.
Можно выделить четыре важнейшие задачи службы занятости населения:
1)облегчение адекватного трудоустройства:
2)предоставление социальной защиты;
3)развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение;
4)предоставление информации о рынке труда.
Функции службы занятости
Современная
политика государства в области
занятости населения строится на
принципах, изложенных в принятом в
1991 г. Законе Российской Федерации «О
занятости населения в
Такая политика
не активна, а пассивна. Между тем
ее основное назначение заключается
в обеспечении необходимого баланса
между интересами государства в
экономической области и
Существенная особенность
Я думаю, что рынок рабочей силы является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.
Рынок рабочей силы, как и любой другой рынок, описывается кривыми спроса и предложения, то есть в целом подчиняется законам спроса и предложения. Он представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.
Рынок рабочей силы – элемент экономических и социальных отношений, характер и содержание процессов, происходящих на нем, в конкретный промежуток времени обусловлены характером и содержанием процессов, происходящих в политике, экономике, социальной сфере общества. Задачу устранения или смягчения действия факторов, порождающих безработицу, а также смягчения негативных последствий безработицы можно решить, только если политика занятости станет частью социально-экономической политики.
Анализ показывает, что на российском рынке труда в 2000 – 2009 г.г. не произошло каких-либо существенных изменений, общий уровень безработицы практически не изменился. По-прежнему остается огромным разрыв (в 3 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах.
Также можно заметить, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате неравномерного и "очагового" развития экономики, за 2000-2009 г.г. имеет место.
Я считаю, что пока рано говорить о построении эффективной социальной экономики в нашей стране, с присущей ей экономикой с крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы. Этому способствует несовершенство и правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и довольно крупный «теневой» сектор. И мне кажется, что начать эффективно решать проблемы на рынке рабочей силы, необходимо с реформирования всех сфер жизни общества: экономической, политической и социальной.
Информация о работе Особенности рынка рабочей силы в современной России