Особенности рынка труда и регулирования заработной платы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросу трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.
Цели и задачи работы заключаются в следующем:. определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.

Содержание

Введение
1. Рынок труда: сущность, структура и функции рынка труда.
2. Тенденции рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь.
2.1. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь.
2.2. Динамика заработной платы и пути ее повышения.
3. Государственное регулирование рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Организованный  рынок труда — высшая степень развитости рынка труда — предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; а во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально-экономической и технической политики (научно-техническая политика, политика структурных изменений в экономике, в области образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и др.).

Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает в себя нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и включающие самые разнообразные виды трудовой деятельности: нелегальный труд на предприятиях, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., но только в том случае, когда они не контролируются государственными органами и профсоюзами.

6. В зависимости  от контингента работников, занятых  по определенным профессиям и работам в отдельных отраслях промышленности или сферах экономики, складывается рынок труда по критериям сегментации. Сегментация рынка труда – это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников своими границами. Для проведения сегментации рынка труда используются такие факторы, как географическое положение (регион, город, район и т.д.), экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению; распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и др.), демографические (половозрастной и семейный состав населения), социально-экономические (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.), психографические (личностные качества работников), поведенческие (мотивация занятости и др.) характеристики.

7. В зависимости  от политики занятости, проводимой  в различных странах, можно говорить о двух основных моделях рынка труда по критерию моделирования среды — внешнем и внутреннем. Слагаемыми формирования модели рынка труда являются системы профподготовки, методы повышения профессионального и квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования кадровой политики организаций на основе коллективных договоров. Каждой модели рынка труда соответствуют и свои системы производственных отношений.

Внешний рынок  труда предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями. В рамках такого рынка они комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников, рассчитывая на их подготовку вне предприятия. Основная же форма подготовки на таких предприятиях — ученичество.

Внутренний  рынок труда основывается на внутрифирменном профессиональном движении работников. Профессии работников, замкнутые внутренним рынком труда, сложнее использовать в других организациях, так как они носят специфический, присущий данной фирме характер. Кроме того, и система производственных отношений на внутреннем рынке труда, где гарантии занятости и материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации.

Различный уровень  гарантий занятости у разных категории  работников на внешнем и внутреннем рынках труда привел к образованию так называемого дуального (двойственного) рынка труда, который предполагает деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокая заработная плата, социальные льготы, иначе говоря высокое качество трудовой жизни, и на тех, у кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и на предприятиях, разделяя всех занятых на первичный и вторичный рынки труда.

8. Другим важным  видом структуризации рынка труда является структуризация по демографическим признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения.

По демографическим  признакам различаются рынки  труда молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся, отличающиеся различной степенью мобильности рабочей силы, уровнем трудоспособности и активности на рынке труда и другими характеристиками.

9. По профессиональным признакам можно выделить: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т.д. На профессиональных рынках труда работников объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки предприятий, где они заняты. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т.п.

 

2. Тенденции рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь

2.1 Проблемы  занятости и безработицы в  Республике Беларусь и их решение

 

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [3,С. 78].

Безработица как  экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом  на неё. Этот процесс, если его рассматривать  в масштабах страны, напрямую зависит  от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.

Скрытая безработица - форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший  максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,7% в 2011 году, на июнь месяц 2012 г снизился на 6,3 %. [14].

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность

безработных, тыс

человек

из них

мужчины

женщины

 

Уровень зарегистрированной безработицы( в % от экономически активного  населения)

 

 

131,0

 

46,7

84,3

 

 

2,9

 

 

95,8

 

37,6

58,2

 

 

2,1

 

 

102,9

 

40,8

62,1

 

 

2,3

 

 

130,5

 

47,8

82,7

 

 

2,9

 

 

136,1

 

46,1

90,0

 

 

3,1

 

 

83,0

 

25,5

57,5

 

 

1,9

 

 

67,9

 

21,1

46,8

 

 

1,5

 

 

52,0

 

17,7

34,3

 

 

1,1

 

 

44,1

 

15,2

28,9

 

 

1,0

 

 

37,3

 

14,7

22,6

 

 

0,8

 

 

40,3

 

17,3

23,0

 

 

0,9

 

 

33,1

 

15,7

17,4

 

 

0,7

 

 

28,2

 

13,0

15,2

 

 

0,6




           Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец 2011 года)

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июня 2012 г. составила 27,9 тыс.человек, что на 8,9 % меньше, чем на конец июня 2011 г., что на 6,3% меньше, чем на конец мая 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2012 г., как и на конец июня 2011 г., составил 0,6% от экономически активного населения.

 В январе- июне 2012 г. на учет было поставлено 149,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 92,9 тыс. человек, или 601,9 % от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-июне текущего года 102,1 тыс. человек, в том числе 65,7 тыс. безработных, или 62,4 % от числа всех трудоустроенных. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах потруду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены втаблице:

 

 

Численность безработных 

на конец июня 2012 г.

Июнь 2012 г. тыс. человек

Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2012 г. %

тыс. человек

в  % к

Зарегистрировано 

безработных

Трудоустроено

 безработных

июню 2011 г.

маю 2012 г.

Республика Беларусь

27,9

91,1

93,7

14,0

11,4

0,6

Области:

Брестская

 

5,4

 

101,6

 

100,2

 

2,4

 

1,8

 

0,9

Витебская

4,3

86,2

93,6

2,3

1,9

0,8

Гомельская

5,5

94,5

92,4

2,4

1,8

0,9

Гродненская

3,5

98,0

87,5

2,1

1,8

0,7

г. Минск

2,6

84,4

95,2

0,8

0,5

0,2

Минская

3,5

81,8

93,2

2,0

1,8

0,5

Могилевская

3,1

86,7

92,8

2,0

1,8

0,6


 

На оплачиваемые общественные работы за Ι полугодие  2012 г. было привлечено 36,5 тыс. человек, из них 21,2 тыс. безработных, или 57,9 % от числа привлеченных. На конец июня 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 49,1 %.На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец июля 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (наконец июля 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 80,4 %предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в июне 2012 г. составил 141 тыс. рублей, или 18 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, кризиса в стране, резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения  находится на постоянном контроле Главы  государства и Правительства.

Результаты еженедельного  мониторинга обращений граждан  в органы по труду, занятости и  социальной защите, а также их регистрации  в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной  и не требует принятия дополнительных мер.

Однако по данным Департамента по гражданству и миграции МВД, в 1-м квартале 2011 года за границу с  целью трудоустройства уехало 612 человек. Основной поток мигрантов  по-прежнему направлен в Россию, отметили там. В то же время, как рассказали TUT.BY в пресс-службе ФМС России, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе - марте этого года стало 1500 белорусов.

Как пояснил TUT.BY заместитель  начальника управления информации и  общественных связей МВД, законодательством Беларуси не запрещен самостоятельный выезд граждан Беларуси за границу. Именно поэтому, подчеркнул он, посчитать, сколько белорусов уехало на заработки в Россию, невозможно. Поэтому для того, чтобы выявить реальное количество белорусов, приехавших в РФ на работу, отметил он, ФМС России периодически сообщает в МВД Беларуси данные о ставших на миграционный учет белорусах.

Руководством республики принят план антикризисных мер и  осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.

Информация о работе Особенности рынка труда и регулирования заработной платы в Республике Беларусь