Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:04, курсовая работа
Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросу трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.
Цели и задачи работы заключаются в следующем:. определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.
Введение
1. Рынок труда: сущность, структура и функции рынка труда.
2. Тенденции рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь.
2.1. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь.
2.2. Динамика заработной платы и пути ее повышения.
3. Государственное регулирование рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Организованный рынок труда — высшая степень развитости рынка труда — предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; а во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально-экономической и технической политики (научно-техническая политика, политика структурных изменений в экономике, в области образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и др.).
Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает в себя нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и включающие самые разнообразные виды трудовой деятельности: нелегальный труд на предприятиях, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., но только в том случае, когда они не контролируются государственными органами и профсоюзами.
6. В зависимости
от контингента работников, занятых
по определенным профессиям и работам в отдельных отраслях
промышленности или сферах экономики,
складывается рынок труда по критериям
сегментации. Сегментация
рынка труда – это разделение его на устойчивые
замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие
движение работников своими границами. Для проведения
сегментации рынка труда используются
такие факторы, как географическое положение
(регион, город, район и т.д.), экономические
показатели (распределение покупателей
рабочей силы по формам собственности,
их финансовому положению; распределение
продавцов рабочей силы по уровню материальной
обеспеченности и степени нуждаемости
в средствах существования и др.), демографические
(половозрастной и семейный состав населения),
социально-экономические (уровень образования,
профессионально-
7. В зависимости
от политики занятости,
Внешний рынок труда предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями. В рамках такого рынка они комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников, рассчитывая на их подготовку вне предприятия. Основная же форма подготовки на таких предприятиях — ученичество.
Внутренний рынок труда основывается на внутрифирменном профессиональном движении работников. Профессии работников, замкнутые внутренним рынком труда, сложнее использовать в других организациях, так как они носят специфический, присущий данной фирме характер. Кроме того, и система производственных отношений на внутреннем рынке труда, где гарантии занятости и материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации.
Различный уровень гарантий занятости у разных категории работников на внешнем и внутреннем рынках труда привел к образованию так называемого дуального (двойственного) рынка труда, который предполагает деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокая заработная плата, социальные льготы, иначе говоря высокое качество трудовой жизни, и на тех, у кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и на предприятиях, разделяя всех занятых на первичный и вторичный рынки труда.
8. Другим важным видом структуризации рынка труда является структуризация по демографическим признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения.
По демографическим признакам различаются рынки труда молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся, отличающиеся различной степенью мобильности рабочей силы, уровнем трудоспособности и активности на рынке труда и другими характеристиками.
9. По профессиональным признакам можно выделить: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т.д. На профессиональных рынках труда работников объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки предприятий, где они заняты. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т.п.
Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [3,С. 78].
Безработица как
экономическая категория
Скрытая безработица - форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,7% в 2011 году, на июнь месяц 2012 г снизился на 6,3 %. [14].
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Численность безработных, тыс человек из них мужчины женщины
Уровень зарегистрированной безработицы( в % от экономически активного населения) |
131,0
46,7 84,3
2,9 |
95,8
37,6 58,2
2,1 |
102,9
40,8 62,1
2,3 |
130,5
47,8 82,7
2,9 |
136,1
46,1 90,0
3,1 |
83,0
25,5 57,5
1,9 |
67,9
21,1 46,8
1,5 |
52,0
17,7 34,3
1,1 |
44,1
15,2 28,9
1,0 |
37,3
14,7 22,6
0,8 |
40,3
17,3 23,0
0,9 |
33,1
15,7 17,4
0,7 |
28,2
13,0 15,2
0,6 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец 2011 года)
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июня 2012 г. составила 27,9 тыс.человек, что на 8,9 % меньше, чем на конец июня 2011 г., что на 6,3% меньше, чем на конец мая 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2012 г., как и на конец июня 2011 г., составил 0,6% от экономически активного населения.
В январе- июне 2012 г. на учет было поставлено 149,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 92,9 тыс. человек, или 601,9 % от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-июне текущего года 102,1 тыс. человек, в том числе 65,7 тыс. безработных, или 62,4 % от числа всех трудоустроенных. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах потруду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены втаблице:
Численность безработных на конец июня 2012 г. |
Июнь 2012 г. тыс. человек |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2012 г. % | ||||
тыс. человек |
в % к |
Зарегистрировано безработных |
Трудоустроено безработных | |||
июню 2011 г. |
маю 2012 г. | |||||
Республика Беларусь |
27,9 |
91,1 |
93,7 |
14,0 |
11,4 |
0,6 |
Области: Брестская |
5,4 |
101,6 |
100,2 |
2,4 |
1,8 |
0,9 |
Витебская |
4,3 |
86,2 |
93,6 |
2,3 |
1,9 |
0,8 |
Гомельская |
5,5 |
94,5 |
92,4 |
2,4 |
1,8 |
0,9 |
Гродненская |
3,5 |
98,0 |
87,5 |
2,1 |
1,8 |
0,7 |
г. Минск |
2,6 |
84,4 |
95,2 |
0,8 |
0,5 |
0,2 |
Минская |
3,5 |
81,8 |
93,2 |
2,0 |
1,8 |
0,5 |
Могилевская |
3,1 |
86,7 |
92,8 |
2,0 |
1,8 |
0,6 |
На оплачиваемые общественные работы за Ι полугодие 2012 г. было привлечено 36,5 тыс. человек, из них 21,2 тыс. безработных, или 57,9 % от числа привлеченных. На конец июня 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 49,1 %.На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец июля 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (наконец июля 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 80,4 %предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в июне 2012 г. составил 141 тыс. рублей, или 18 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса, кризиса в стране, резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.
Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.
Результаты еженедельного мониторинга обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.
Однако по данным Департамента по гражданству и миграции МВД, в 1-м квартале 2011 года за границу с целью трудоустройства уехало 612 человек. Основной поток мигрантов по-прежнему направлен в Россию, отметили там. В то же время, как рассказали TUT.BY в пресс-службе ФМС России, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе - марте этого года стало 1500 белорусов.
Как пояснил TUT.BY заместитель начальника управления информации и общественных связей МВД, законодательством Беларуси не запрещен самостоятельный выезд граждан Беларуси за границу. Именно поэтому, подчеркнул он, посчитать, сколько белорусов уехало на заработки в Россию, невозможно. Поэтому для того, чтобы выявить реальное количество белорусов, приехавших в РФ на работу, отметил он, ФМС России периодически сообщает в МВД Беларуси данные о ставших на миграционный учет белорусах.
Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.
Информация о работе Особенности рынка труда и регулирования заработной платы в Республике Беларусь