Особенности ценового равновесия на монопольном рынке. Монопольная цена и монопольная прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения предприятия в условиях монополии, проведение анализа моделей конкуренции на рынке вертикального дифференцированного продукта, выяснить фактор формирования ценового равновесия, оценка их сравнительной значимости.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, исследование монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы монополии 3
Глава 2. Особенности ценового равновесия на монопольном рынке 9
Глава 3. Монопольная цена и монопольная пприбыль. 19
Заключение 23
Литература 25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ версия 22.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

Если в той же отрасли имела  бы место совершенная конкуренция, то выпуск был бы равен Qс и ему соответствовала бы цена Pс, то есть, цена была бы ниже, а выпуск – больше, чем при монополии. Выпуск и цена в отрасли с совершенной конкуренцией определятся относительно точки, где отраслевое предложение равно спросу на продукцию отрасли. Кривая МС на рис. 3 есть суммированная по горизонтали кривая МС отдельных действующих в этой отрасли фирм, то есть кривая предложения данной отрасли.

Рис. 3. Монополия и совершенная  конкуренция в отрасли.

 

Проведенный анализ базируется на предположении, что средние и предельные издержки в отрасли одни и те же, как  при монополии, так и при совершенной  конкуренции. Примером такой ситуации может служить выращивание и  продажа картофеля. Допустим, что  множество производителей картофеля  реализует его одному крупному оптовому торговцу, который, таким образом, становится монополистом на каком-то рынке. Однако поскольку издержки выращивания  картофеля не меняются при переходе от независимой продажи к продаже  через крупного посредника, то и  кривые издержек не будут существенно  отличаться друг от друга.

Для совершенной конкуренции обосновано, почему выпуск продукции, соответствующий  равенству между Р и МС, является оптимальным не только с точки зрения интересов каждой фирмы, но и, одновременно, с точки зрения интересов общества. Поскольку максимизирующему совокупную прибыль монополиста выпуску (Qm) отвечает превышение ценой предельных издержек (Р > МС), то монополист не может обеспечить оптимальный выпуск с точки зрения интересов общества. Ведь потребители готовы заплатить больше за дополнительные единицы продукции вплоть до Qс, чем издержки, которые несут их производители .

В длительном периоде совершенная  конкуренция устраняет экономические  прибыли и вынуждает фирмы  производить при наименьших средних  издержках длительного периода (LAC). В результате в длительном периоде  цены тяготеют к низкому уровню. При монополии входные барьеры  позволяют получать экономические  прибыли и в длительном периоде. Монополист не вынуждается к выпуску  при наименьших LAC. Следовательно, при прочих равных условиях, в монополизированной отрасли цены в длительном периоде имеют тенденцию быть выше, а выпуск – ниже, чем при совершенной конкуренции.

2. Возможность более высоких  издержек по причине отсутствия  конкуренции. Выживание фирмы  в длительном периоде при совершенной  конкуренции требует, чтобы она  использовала наиболее эффективную  из существующих технологий и  своевременно внедряла новые  технологии. Защищенный входными  барьерами монополист может получать  не только нормальную, но и  экономическую прибыль, даже если  он не заботится о применении  наиболее эффективной технологии. Следовательно, у него может  быть меньше стимулов к снижению  издержек.

3. Неравное распределение дохода. Высокие прибыли монополии могут  расцениваться как несправедливые, особенно с позиции фирм, сталкивающихся  с сильной конкуренцией. Масштаб  этой проблемы, очевидно, зависит  от размера монополии и степени  ее рыночной власти.

4. Недостаточные стимулы к внедрению  новых образцов продукции. Обоснование  этого утверждения схоже с  обоснованием слабых стимулов  к снижению издержек. Отсутствие  конкуренции не вынуждает монополиста  к обновлению продукции.

5. Политическое влияние. Крупные  монополии могут оказывать давление  на власти и добиваться особого  их расположения, закрепляющего  монопольные позиции. Это особо  актуально для России.

Общественные выгоды от монополии

Вопреки распространенному мнению, существование монополии несет  с собой не только потери для общества. В отдельных случаях общество может выиграть от наличия монополии .

1. Экономия от масштаба. Монополия  может быть в состоянии достичь  существенной экономии от масштаба  благодаря более крупным производствам,  централизации управления и избежания ненужного дублирования (например, монополия на водоснабжение позволяет избежать создания второй водопроводной системы в городе). Если это приводит к тому, что кривая МС располагается значительно ниже, чем в той же отрасли при совершенной конкуренции, то монополия будет производить больше продукции по более низкой цене.

На рис. 4 монополия обеспечивает выпуск Qm при цене Pm, в то время как отрасль при наличии в ней совершенной конкуренции обеспечит меньший выпуск Qс при более высокой цене Pс. Заметим, что этот результат достигается только в случае, если кривая МС монополии пересекает линию MR ниже точки z. Таким образом, совершенная конкуренция невозможна в отрасли только тогда, когда может быть обеспечена достаточно существенная экономия от масштаба. В таком случае сравнение монополии с рыночной структурой, которая не может существовать, является чисто гипотетической. Более того, если бы монополист в своем поведении подражал фирме в условиях совершенной конкуренции, то есть следовал бы правилу Р=МС, он назначил бы еще более низкую цену (P¢m) и выпустил бы еще больше продукции (Q¢m).

 

Рис. 3. Монополия и совершенная  конкуренция в отрасли (при различных  предельных издержках).

 

2. Возможность более низких издержек  в силу проведения исследований  и разработок. Несмотря на то, что выживание монополиста не  предполагает обязательного применения  наиболее эффективного способа  производства, он может использовать  экономическую прибыль для исследований  и разработок. Таким образом он получает больше возможностей для снижения издержек по сравнению с малой фирмой с недостатком свободных денежных средств.

Теория потенциальной  конкуренции

Эта теория утверждает, что решающим фактором в определении цены и  выпуска является не то обстоятельство, является ли отрасль в действительности монополизированной или конкурентной, а то, насколько реальна угроза конкуренции. Если монополия защищена высокими входными барьерами (например, полностью контролирует источники  сырья), то она может не опасаться  появления конкуренции и назначать  монопольно высокие цены. Если же подобных барьеров нет, то ее поведение будет ближе к фирме при  совершенной конкуренции. Следовательно, простая угроза конкуренции тождественна реальной конкуренции.

Что необходимо для потенциальной  конкуренции? Прежде всего, наличие  потенциально-конкурентных рынков.

Потенциально-конкурентный рынок  – это рынок, вход на который и  выход с которого свободны и не требуют затрат.

Рассмотрим это более подробно. Представим себе, что существует такой  рынок, вход на который беспрепятственен, не требует затрат и может произойти  практически мгновенно. Если даже на таком рынке почему-либо существует монополия, то она вынуждена будет  вести себя как (или почти как) фирма в условиях совершенной  конкуренции. Если же она попытается следовать оптимуму монополиста, то высокая экономическая прибыль  тут же привлечет в отрасль  конкурента. В результате потенциальная  конкуренция сразу же превратится  в действительную.

Возникает вопрос: а почему все-таки потенциальная конкуренция не становится реальной? Вспомним о том, что говорилось ранее об экономии от масштаба и  размерах рынка. Чтобы оперировать  при минимально эффективном масштабе фирма должна быть иногда столь крупной  по отношению к размерам рынка, что  для другой фирмы просто не остается места на этом же рынке. Однако, когда отсутствуют барьеры для входа, угроза входа может быть реальной, если потенциальный конкурент обладает возможностью оперировать в отрасли с меньшими издержками, чем утвердившийся в ней монополист. В таком случае прежний монополист будет полностью вытеснен из отрасли. Осознавая такую угрозу, монополизировавшая рынок фирма вынуждена во многом копировать поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, чтобы не допустить превращение потенциального конкурента в реального, которое, в свою очередь, грозит полной потерей рынка .

Насколько рынки будут потенциально-конкурентными, определяется не только барьерами для  входа, но и издержками выхода из отрасли. Что под этим понимается? Очевидно, что внедрение в новый бизнес требует нередко значительных расходов на машины и оборудование, производственные здания. Представим теперь, что вошедшая в отрасль фирма не сумеет в  ней закрепиться, проиграет соревнование с присутствующим в ней монополистом. Что она будет делать со всеми  этими составляющими физического  капитала?

Здесь все зависит от возможностей перевода их в другой бизнес (другую сферу деятельности). Если таковые  отсутствуют, то расходы на них превращаются в безвозвратные издержки. Проигравшая  фирма остается, например, со специализированным оборудованием, которое она не может  использовать в другой области.

Если специфика отрасли такова, что используемое в ней оборудование нельзя применить ни для чего другого (например, таковым является оборудование для выплавки стали), то тогда и  говорят о высоких издержках  выхода (барьерах для выхода). Какое  значение это имеет для потенциальной  конкуренции? Фирма, предполагающая войти  в отрасль, имеет в виду и возможность  неудачи такой попытки. Поэтому, чем выше издержки выхода, тем меньше решимость фирмы осуществлять этот вход, тем слабее потенциальная конкуренция.

Среди реальных рынков наиболее близкими к потенциально-конкурентным рынкам являются рынки услуг по авиаперевозкам на определенных маршрутах. Даже если какой-то определенный маршрут эксплуатируется  единственной авиакомпанией, то низкие барьеры входа и издержки выхода всегда держат ее под угрозой потенциальной  конкуренции (перевод самолетов  с одной линии на другую почти  ничего не стоит).

При наличии низких барьеров входа  и низких издержках выхода фирмы  могут применять конкурентную стратегию  под названием “ударь и беги”. Суть ее в том, что как только утвердившаяся  в отрасли монополия повышает цену и получает экономическую прибыль, туда входят ее конкуренты, и делят с ней эти выгоды. Как только конкуренция сводит экономическую прибыль до нуля, они покидают отрасль.

Однако в реальности идеальные  потенциально-конкурентные рынки не встречаются. Они являются такой  же абстракцией, что и рынки с  совершенной конкуренцией. В то же время нередко считается, что  они представляют более приближенную к реальности идеальную модель, чем модель совершенной конкуренции, так как позволяют более точно предсказывать поведение фирм.

Как соотносится потенциальная  конкуренция с общественными  интересами? Если таковая действительно  возможна на рынках с существенной экономией от масштаба, то она соединяет  преимущества совершенной конкуренции  и монополии. Со стороны следования принципам совершенной конкуренции  она обеспечивает равенство цены предельным издержкам и выпуск при  минимальных средних издержках  длительного периода, а со стороны  монополии она обеспечивает достижение такой экономии от масштаба, которая  невозможна при наличии множества  мелких фирм в отрасли. Это соображение  лежит в основе проведения политики дерегулирования в таких отраслях как авиаперевозки, электроэнергетика.

Дерегулирование – отказ государства от установленных им барьеров для конкуренции (например, ценового контроля, эксклюзивных прав, стандартов).

В то же время сохраняется государственный  контроль за естественными монополиями, хотя формы его могут быть различными в различных странах.

 

Глава 3. Регулирование естественных монополий.

 

Представим себе сеть газопроводов, электропередающих устройств или железных дорог. Сооружение таких сетей требует огромных первоначальных затрат. В коротком периоде такие затраты являются постоянными затратами. По мере расширения выпуска, как знаем, такие затраты в расчете на единицу продукции снижаются.

В длительном периоде могут быть созданы новые, дополнительные сети. Издержки на их создание становятся переменными. Обычно средние издержки в длительном периоде также снижаются. Например, опора линии электропередач рассчитана нести 20 высоковольтных проводов. Если прежде она несла фактически 10 проводов, а потом их количество выросло  до 20, то это не означает, что при  увеличении пропускной способности  вдвое, издержки на передачу каждых 100 киловатт также увеличиваются вдвое. Понятно, что теперь не нужно тратиться  на установку новых опор, прокладывание  просек и т.п. Как правило, у сетевых  монополий наблюдается непрерывная  экономия от масштаба.

Представим себе ситуацию, когда  фирма в отрасли с естественной монополией не стремится извлечь  экономическую прибыль, а только покрывает издержки. В этом случае Р1 = LAC1 и выпуск будет равным Q1 (рис. 5). Затем предположим, что выпуск отрасли поделен между двумя фирмами пополам. Средние издержки каждого из поставщиков будут значительно выше, чем поставщика-монополиста. На рис. 5 при прежних предположениях относительно поведения фирмы рыночная цена поднимется до уровня Р2, а суммарная продукция двух фирм (Q2) будет меньше, чем продукция, которую предлагал ранее монополист. Каждая из двух фирм будет поставлять продукцию в количестве 1/2Q2 по цене Р2 > Р1.

Рис. 5. Естественная монополия.

 

Таким образом, более эффективно иметь  в отрасли одного производителя  в силу того, что дополнительные издержки на дублирование сети огромны. Однако встает вопрос о том, как заставить  этого монополиста не использовать те преимущества, которые дает ему  его монопольное положение. На рис. 6  изображена максимизирующая совокупную прибыль естественная монополия. Цена (Pm) очень высока, а предложение продукции очень мало (Qm). Монополист не использует преимущества экономии от масштаба (LACm очень высоки), а готовность потребителя платить за дополнительное количество продукции (Qс - Qm) превышает предельные издержки (LМC) вплоть до выпуска Qс. Таким образом, общество имело бы огромные потери от нерегулируемой естественной монополии .

Информация о работе Особенности ценового равновесия на монопольном рынке. Монопольная цена и монопольная прибыль