Отношение тренеров и спортсменов к эстетическим ценностям спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:03, доклад

Краткое описание

Преобразования в экономической и социальной жизни страны по-новому поставили многие, казалось бы, ранее решенные проблемы. Важнейшей среди них является проблема воспитания молодого поколения. Трудности и сложности решения ее связаны с экономической отсталостью страны, порожденной в первую очередь, последним десятилетием отечественной государственной политики. Трудности, возникшие в сфере воспитания касаются всех его сторон, в том числе и воспитания эстетического, формирование эстетической культуры общества и отдельного человека.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СПОРТА.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СПОРТА 

О.Самусенков 

Московская государственная  академия физической культуры,

Московский медицинский  стоматологический институт,

Москва, Россия 

Преобразования  в экономической и социальной жизни страны по-новому поставили многие, казалось бы, ранее решенные проблемы. Важнейшей среди них является проблема воспитания молодого поколения. Трудности и сложности решения ее связаны с экономической отсталостью страны, порожденной в первую очередь, последним десятилетием отечественной государственной политики. Трудности, возникшие в сфере воспитания касаются всех его сторон, в том числе и воспитания эстетического, формирование эстетической культуры общества и отдельного человека. 

Большую роль в  осуществлении данной задачи играет спорт. Высокая двигательная активность и эмоциональная напряженность, присутствие игрового и творческого элемента, стратегия и тактика состязания - все обуславливает его эстетическую значимость как вида деятельности. Стремительное развитие спорта, в особенности игровых видов, с особой наглядностью обнаружившее его эстетические аспекты, поставило перед наукой целый ряд актуальных социально-воспитательных задач и проблем, требующих осмысления и адекватного решения. 

Как спорт влияет на эстетическую культуру спортсменов, тренеров и зрителей? Помогает ли он развивать у них способность чувствовать, понимать красоту и творить по законам красоты? Можно ли сравнить его в этом плане с искусством - театром, литературой, живописью и т.д.? От чего зависит реализация в спорте возможностей использования его в целях эстетического воспитания? Какую роль играет ориентация тренеров, спортсменов на эстетические ценности для достижения лучших спортивных результатов? - и другие. 

Многие из этих вопросов получили в литературе широкое освещение, однако: 1) имеющиеся отечественные публикации ориентируют на эстетическое воспитание в нерыночных условиях, а они существенно отличны от имеющихся сегодня в России; 2) подавляющее большинство исследований основывалось преимущественно на так называемых "художественных" видах спорта, т.е., тех видах, где эстетическое входит в структуру оценки. В то же время, следует отметить, что применительно к игровым видам спорта данные вопросы в научной литературе практически не рассматривались, хотя их анализ имеет, на наш взгляд, как теоретическое, так и большое практическое значение. 

В рамках данной работы нами было проведено конкретно-социологическое  исследование (опрос), целью которого являлось изучение отношения тренеров и футболистов как команд мастеров, так и юных футболистов ДЮСШ к эстетическим ценностям спорта. В качестве инструмента исследования нами была разработана и использована анкета "Эстетические ценности спорта и футбола", состоящая из 25 вопросов, включая блок демографических данных. Результаты опросов как тренеров, так и спортсменов, позволили сопоставить результаты ответов по этим группам респондентов. 

Всего было опрошено 93 тренера и 238 спортсменов-футболистов  команд мастеров всех лиг и 156 юных футболистов  ДЮСШ. 

Возраст опрошенных тренеров колебался от 30 до 50 лет, а  возраст спортсменов от 10 до 35 лет. 

Приступая к  анализу результатов опроса, следует  прежде всего отметить, что одним  из главных факторов, определяющих отношение тренеров и спортсменов  к эстетическим ценностям спорта является уровень их эстетической подготовленности, образованность, степень знакомства с литературой по эстетике спорта. 

Результаты, обсуждение, выводы. 

1. Результаты  опроса подтверждают содержание  гипотезы о том, респонденты  не имеют ясного представления о механизме функционирования эстетического фактора в футболе и соответственно о возможностях его использования здесь. В значительной мере, как показало исследование, это объясняется низким уровнем эстетической подготовленности и образованности респондентов. 

2. Тренеры и  спортсмены в большинстве своем  не считают эстетическое содержание  соревновательной деятельности  значимым фактором, способствующим  достижению лучших спортивных  результатов. Только 37,6% опрошенных  тренеров можно отнести к ориентированным на эстетическое содержание соревновательной деятельности. Среди спортсменов процент лиц, отнесенных к данной группе, выше (48,3%), однако это не связано с тем, что спортсмены более эстетически грамотны, чем тренеры. 

3. Тренеры плохо  представляют себе основные задачи по эстетическому воспитанию спортсменов. Только 6,6% тренеров увязали задачи по эстетическому воспитанию со спецификой спортивной деятельности. Содержание работы по эстетическому воспитанию трактуется тренерами довольно узко, ограничиваясь рамками пассивного приобщения к искусству. Соответственно наиболее значимыми средствами эстетического развития спортсменов тренеры считают посещение кинотеатров и театров, просмотр видеофильмов и встречи с артистами. Эстетическое содержание самой деятельности не является, по мнению тренеров, значимым фактором формирования эстетической культуры спортсмена. 

4. Тренеры и  спортсмены интуитивно верно  чувствуют и понимают красоту  футбола. Эстетические вкусы респондентов  во многом совпадают. Большинство опрошенных отдают предпочтение, прежде всего зрелищной красивой игре. Это свидетельствует о том, что утилитарный подход к спорту, характерный для большинства тренеров в их практической деятельности объясняется в значительной мере недопониманием роли эстетического фактора. 

Таким образом, результаты опроса свидетельствуют  о том, что рассмотрение вопросов использования эстетических компонентов  игровых видов спорта (на примере  футбола) в педагогической деятельности тренера имеет важное практическое значение.

Информация о работе Отношение тренеров и спортсменов к эстетическим ценностям спорта