Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:53, контрольная работа
Центральное место в изучении экономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика - саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие отраслевой структура экономики 5
2. Анализ отраслевой структуры экономики Республики Беларусь 7
3. Прогнозирование и необходимость структурной перестройки экономики Республики Беларусь 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Далее представим отраслевую структуру валового внутреннего продукта Республики Беларусь графически (рисунок 2).
Рисунок 2 -Отраслевая структура валового внутреннего продукта
(в процентах
к итогу)
Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора:
1) сельскохозяйственный сектор,
2) промышленный сектор,
3) сектор услуг.
Мировой
ВВП по секторам экономики распределяется
следующим образом: 5 % мирового ВВП
создается в
В Республике Беларусь в среднем за 2006-2010 гг. прослеживается следующая структура ВВП:
-13 % ВВП формируется в сельскохозяйственном секторе,
- 42 % ВВП - в промышленном секторе;
- 45 % ВВП - в секторе услуг.
Согласно НСУР Республики Беларусь до 2020 года прогнозируется провести структурную трансформацию национальной экономики Республики Беларусь в следующем направлении: 7 % ВВП должно формироваться в сельскохозяйственном секторе, 28 % ВВП - в промышленном секторе и 65 % ВВП должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики).
Хозяйственный
комплекс – сложная межотраслевая
система, которая отличается высоким
уровнем интеграции между составляющими
ее элементами (предприятиями и
В Республике Беларусь традиционно выделяют следующие комплексы, а также подкомплексы, в них входящие:
Промышленный комплекс Республики Беларусь:
- топливно-энергетический комплекс:
- нефтяная промышленность,
- газовая промышленность,
- торфяная промышленность,
- электроэнергетика;
Машиностроение и металлообработка Республики Беларусь:
- автомобильная промышленность,
-тракторостроение
и сельскохозяйственное
-
станкостроительная и
- приборостроение,
-
радиотехническая
-
электротехническая
- электронная промышленность,
-
оптико-механическая
-
строительно-дорожное
Металлургический комплекс Республики Беларусь:
- черная металлургия,
-
цветная и порошковая
- химическая и нефтехимическая промышленность:
-
производство минеральных
-
производство химических
-
шинная и резинотехническая
- лакокрасочная промышленность;
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Республики Беларусь:
- лесозаготовительная промышленность,
-
деревообрабатывающая
-
целлюлозно-бумажная
- лесохимическая промышленность;
- легкая промышленность:
-
кожевенно-обувная
- швейная промышленность,
- текстильная промышленность.
Агропромышленный комплекс Республики Беларусь:
- сельское хозяйство:
- животноводство,
- растениеводство;
- пищевая промышленность.
Строительный комплекс:
- капитальное строительство,
- промышленность строительных материалов.
Транспорт и связь Республики Беларусь:
- транспорт:
- железнодорожный транспорт,
- автомобильный транспорт,
- воздушный транспорт,
- водный транспорт,
- трубопроводный транспорт;
- связь:
- почтовая связь,
- электронная связь.
Комплекс социально-культурных отраслей Республики Беларусь:
- образование,
- культура и искусство,
- здравоохранение,
- физическая культура и спорт,
- социальное обслуживание.
Социально-
- розничная торговли,
- общественное питание,
-
бытовое обслуживание
-
жилищно-коммунальное
В отраслевой структуре промышленности Беларуси основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Эти отрасли дают до 90% валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль - машиностроение и металлообработка - сама имеет развитую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др. Оптимальное соотношение всех отраслей очень важно для общего «здоровья» экономики. На рисунке 3 представлена структура промышленности Республики Беларусь за 2010 год.
Рисунок 3 - Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности в 2010 году
(в процентах к итогу)
Важное значение
в структуре национальной экономики Республики
Беларусь играет сельское хозяйство. Рассмотрим
основные показатели данной отрасли.
Таблица 2 - Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств
(в сопоставимых
ценах, в процентах к
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Хозяйства всех категорий | 106 | 104,4 | 108,6 | 101,3 | 101,9 |
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства | 109 | 109 | 114,1 | 104,1 | 101,5 |
Хозяйства населения | 101,8 | 97,9 | 100,1 | 96,2 | 102,9 |
(в хозяйствах
всех категорий; в процентах к итогу)
Таким образом, мы видим нарастающие темпы роста сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств. Кроме того, в 2010 году произошло перераспределение в структуре посевов.
Далее
рассмотрим еще один структурный
элемент национальной экономики - транспорт
и связь. Приведем их анализ.
Таблица 3 - Грузооборот по видам транспорта (миллионов тонно-километров)
Показатель | 2006 | 2 | Темп роста 2007 к 2006, % | 2008 | Темп роста 2008 к 2007, % | 2009 | Темп роста 2009 к 2008, % | 2010 | Темп роста 2010 к 2009, % |
Грузооборот всех видов транспорта | 54963 | 60033 | 109,2 | 62925 | 104,8 | 56387 | 89,6 | 62401 | 110,7 |
в том числе: | |||||||||
железнодорожный | 45723 | 47933 | 104,8 | 48994 | 102,2 | 42742 | 87,2 | 46224 | 108,1 |
автомобильный | 8939 | 11941 | 133,6 | 13742 | 115,1 | 13512 | 98,3 | 16023 | 118,6 |
внутренний водный | 109 | 93 | 85,3 | 132 | 141,9 | 83 | 62,9 | 110 | 132,5 |
воздушный | 92 | 66 | 71,7 | 57 | 86,4 | 50 | 87,7 | 44 | 88,0 |
Анализируя
данные таблицы 3, можно сделать вывод
о том, что показатель грузооборота
практически по всем видам транспорта
за период 2006-2010 гг. увеличивается по отношению
к прошлому периоду (за исключением внутреннего
водного и воздушного транспорта, в силу
специфики и недостаточной распространенности
данных видов транспорта).
Таблица 4- Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования
(миллионов пассажиро-километров)
Показатель | 2006 | 2007 | Темп роста 2007 к 2006, % | 2008 | Темп роста 2008 к 2007, % | 2009 | Темп роста 2009 к 2008, % | 2010 | Темп роста 2010 к 2009, % |
Пассажирооборот всех видов транспорта общего пользования | 24108 | 23906 | 99,2 | 21620 | 90,4 | 19818 | 91,7 | 23429 | 118,2 |
из него: | |||||||||
железнодорожный | 9968 | 9366 | 94,0 | 8188 | 87,4 | 7401 | 90,4 | 7578 | 102,4 |
автомобильный (автобусы) | 9343 | 9353 | 100,1 | 8184 | 87,5 | 7247 | 88,6 | 10194 | 140,7 |
воздушный | 754 | 975 | 129,3 | 1281 | 131,4 | 1284 | 100,2 | 1571 | 122,4 |
внутренний водный | 2 | 3 | 150,0 | 3 | 100,0 | 3 | 100,0 | 3 | 100,0 |