Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:05, курсовая работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
1. Содержание, функции и цели развития национальной экономики переходного периода
1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты
1.2 Закономерности функционирования переходной экономики
1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения
2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики
2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период
2.2 Модели переходной экономики на примере зарубежных стран
2.3. Развитие переходной экономики Республики Казахстан
Заключение
Список использованных источников
Поставленная диссертантом цель определила решение следующих основных задач:
- раскрыть в новых условиях
сущность рынка труда как
- выявить особенности рынка труд а;
- рассмотреть типологию рынков труда;
- выявить и исследовать
- сформулировать важные
- исследовать региональные
Предметом исследования диссертационной работы являются закономерности и тенденции функционирования рынка труда в переходной экономике.
Объектом исследования являются реальные экономические связи, характеризующие современный рынок труда России и Казахстана.
Теоретико-методологической базой диссертационного исследования явился диалектический подход к формированию рынка труда как к социально-экономической структуре развития экономических и общественных отношений с точки зрения логики развития человеческого общества, отраженный в концепциях и гипотезах и обоснованный в трудах отечественных и зарубежных ученых. Использовались также следующие методы познания экономических явлений и процессов: статистический, графический, системного подхода, анализа и синтеза.
Эмпирической базой для исследования
послужили официальные данные Агентства Республики Казахстан по статистике,
материалы паспорта социально-экономического
развития Западно-Казахстанской области,
Управления миграции и демографии по Западно-Казахстанской
области, Управления статистики Западно-Казахстанской
области, статистических сборников Госкомстата
- уточнено понятие рынка труда как элемента системы рынков экономических ресурсов. Рынок труда рассмотрен как совокупность элементов, образующих целостность, единство субъектов, объектов и субъе юно-объектных отношений. (К субъектам рынка отнесены работодатели, наемные работники, государство. Объект - рабочая сила, способность к труду). Сущность рынка труда проявляется через его функции (регулирующую, стимулирующую, санирующую, информативную, социальную);
- обоснованы особенности рынка труда - неотделимость прав собственности
от владельца; занятость как критерий социального
статуса; большая продолжительность контакта продавца и
покупателя; объект государственного
управления; условия занятости определяются
взаимодействием многих субъектов рынка;
высокая значимость аспектов сделки, обусловленная
множеством показателей (содержание, условие,
режим работы; гарантии сохранения рабочего
места; социальная мобильность; психологический
климат в трудовом коллективе и т.д.); наличие
большого числа институциональных
- выявлена закономерность
- выявлены в новых условиях
факторы формирования спроса
на рабочую силу на
динамика; динамика инвестиционной активности;
структурные сдвиги в экономике, в том
числе изменение отраслевой
- с использованием новых
- выявлены особенности
- определены разнонаправленные тенденции развития рынка первичных рабочих мест и рынка вторичных рабочих мест. (В течение 1991-2002 гг. на казахстанском рынке первичных рабочих мест предложение рабочей силы непрерывно снижалось высокими темпами. На рынке вторичных рабочих мест в республике, напротив, в течение 1990-х гг. происходил рост предложения рабочей силы.);
- дан прогноз динамики спроса
и предложения на рынке
Собранные материалы и представленные выводы могут быть использованы в процессе преподавания экономических дисциплин («Микроэкономика», «Экономика труда», «Ценообразование»). Апробация. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики Западного Казахстана. АПК и социальная сфера в условиях рынка» в г Уральске в 2001 г. и международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию независимости Республики Казахстан, 21-23 июня 2001г. в г. Уральске.
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
4. Создание условий
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:
- либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
- реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений.
Интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля. Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле.3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики. Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования. После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики. Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках. Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Одно из основных направлений переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении — перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики. Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
- ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
- демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
- введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
- обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в "вымывании " товаров с прилавков и росте цен на "черном рынке", в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
- развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
- формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
- финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
- преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).
2. Мировые
тенденции и развитие
2.1.
Тенденции развития
США признали Казахстан страной с рыночной экономикой. Эта страна стала первой в СНГ, экономика которой получила такой статус. Президент страны Нурсултан Назарбаев убежден, что присвоение республике такого статуса - "это результат десятилетнего развития Казахстана" Назарбаев назвал признание Казахстана со стороны США государством с рыночной экономикой "важным событием". Ранее статус страны с рыночной экономикой за Казахстаном признал Европейский Союз Он сказал, что в минувшую среду, 27 марта, получил по телефону соответствующее подтверждение и поздравления от министра торговли США Дональда Эванса. Назарбаев отметил, что Казахстан является первым среди стран СНГ, экономика которой признана со стороны США рыночной. Министерство торговли США объявило об отмене статуса "государства с нерыночной экономикой" в отношении Казахстана в минувший вторник. Ранее статус страны с рыночной экономикой за Казахстаном признал Европейский Союз. Наблюдаемый экономический рост в Казахстане в последние годы рекламируется властями как результат успеха рыночных реформ и правильности выбранного курса. В то же время оппозиция утверждает, что подъем экономики связан с ростом цен на энергоносители и в этом мало заслуги правительства. Рост ВВП носит количественный, а не качественный характер, и республика по-прежнему зависит от мировой конъюнктуры цен. Казахстан относится к странам с догоняющей моделью развития, осуществившей индустриализацию под социалистическими лозунгами в рамках советской плановой экономики. По мнению ряда экспертов, переход к рыночной экономике в годы независимости привел к деиндустриализации Казахстана и утраты им определенного промышленного потенциала. Из аграрно-сырьевого придатка Европейской части бывшего СССР он превратился в источник сырья уже западных стран. Отдельные попытки развить собственную технологическую базу и реализовать амбициозную стратегию индустриально-инновационного развития обречены на провал по причине незаинтересованности западных промышленно развитых стран и НИС АТР в появлении на мировой арене еще одного сильного конкурента и хищника - "Центральноазиатского барса". На самом ли деле это так или мы имеем дело со стереотипами времен "холодной войны"? Давайте попробуем рассмотреть этот вопрос через призму изменения социальной структуры казахстанского общества и производственных отношений. Казахстан является пограничной страной между промышленно развитым "Севером" и отсталым "Югом", как и для большинства развивающихся государств, для него характерны некоторые общие черты: Многоукладность экономики - помимо государственного и частного сектора, в сельской местности есть хозяйства, практикующие мелкотоварное производство и натуральное хозяйство. Значительная доля населения занята в неформальном секторе экономики и официально не делает пенсионных отчислений и налоговых выплат. Людей, занятых в этом секторе экономики, казахстанские власти назвали "самозанятыми". В то же время казахстанский частнокапиталистический сектор (мелкий и средний бизнес) страдает хроническим недостатком денежных ресурсов и спецификой реализации накопленных средств. Их доходы направляются не на расширенное воспроизводство и инвестиции в сферу промышленного производства, а на обеспечение сферы потребления, либо на простое накопление денег. В торговлю, приобретение недвижимости, покупку дорогих машин, бензоколонок, салонов красоты и аптек, то есть в те сферы, где высока оборачиваемость капитала. Если у отечественного предпринимателя и появляется желание вложить деньги в производство, то он с удивлением обнаруживает, что ключевые позиции в казахстанской экономике давно принадлежат иностранному капиталу, который не горит желанием уступать ему "место под солнцем". Во многом сложившееся положение объяснялось тем, что большинство крупных состояний в Казахстане сколочено нелегитимно в смутные 90-е годы прошлого века через льготные кредиты и взятки, через вымогательство и "кидание". У представителей данной категории предпринимателей корпоративное сознание формировалось на принципе "где взять подешевле и как продать подороже". Другие привыкли жить как рантье на проценты, либо заниматься "отмыванием" или обналичиванием денег.
Информация о работе Переходная экономика. Задачи, цели, особенности