Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:03, доклад
Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане в той или иной мере сопричастны государственному управлению. Многие обращаются для решения своих проблем в государственные органы или в органы местного самоуправления. Почти все участвуют в выборах. Как и все в течение своей трудовой жизни в той или иной мере, по тем или иным аспектам выступают в роли управляемых объектов. В обществе готовится и из общества пополняется персонал государственного управления. И каков человеческий потенциал общества, таков во многом и персонал органов государственной власти и местного самоуправления. Зависимость всегда проявляется, хотя с естественным в ту или иную сторону отклонением.
ПЕРСОНАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ КАЧЕСТВ
Государство связано с обществом
и поэтому практически все
его граждане в той или иной
мере сопричастны государственному
управлению. Многие обращаются для решения
своих проблем в государственные органы
или в органы местного самоуправления.
Почти все участвуют в выборах. Как и все
в течение своей трудовой жизни в той или
иной мере, по тем или иным аспектам выступают
в роли управляемых объектов. В обществе
готовится и из общества пополняется персонал
государственного управления. И каков
человеческий потенциал общества, таков
во многом и персонал органов государственной
власти и местного самоуправления. Зависимость
всегда проявляется, хотя с естественным
в ту или иную сторону отклонением.
Возможно, что именно наш человеческий
потенциал во всей его сложности и противоречивости
является первопричиной множества известных
заблуждений и ошибок, прорывов и отставаний,
революций и контрреволюций и в итоге
исключительно тяжелого состояния страны.
Для вразумительного ответа на поставленные
самой историей вопросы нет глубоких исследований,
аналитических материалов и объективных
оценок. Сложилось положение, при котором
легковесно критикуют прошлое и на пустом
месте возлагают радужные взгляды на будущее.
Причем делают это почти все: на всех уровнях
и во всех социальных слоях.
Между тем в рамках этого потенциала существует
категория людей, которая специально подготовлена
и профессионально занята в процессах
формирования и реализации государственно-управляющих
воздействий. Она отличается от той части
государственного аппарата, которая выполняет
функции собственно государства -обеспечение
его суверенитета и свободы: оборона, безопасность,
охрана границ, международные отношения,
общественный порядок и т.д., и той, которая
обеспечивает реализацию социальной сущности
современного государства (социальное
обслуживание общества в Широком смысле):
здравоохранение, образование, социальное
обеспечение, объекты государственной
собственности и т.п. В первой части имеют
место отношения военной, дипломатической,
таможенной и иной специальной (правоохранительной)
службы, во второй — отношения обыкновенного
трудового найма. Хотя и там и здесь выделяется
группа людей, относящаяся к персоналу
государственного управления. К сожалению,
вопросы о градации различных видов человеческой
деятельности и их точном описании в научной
литературе осмыслены явно недостаточно128.
В числе особенностей приложения знания,
энергии и труда людей, принадлежащих
к персоналу государственного управления,
можно выделить следующие:
а) ими выполняется труд, который выражается
в обосновании целей и направлений общественного
развития, в конкретной организации
и регулировании общественной жизнедеятельности
(публичных отношений), сознания, поведения
и деятельности миллионов людей (упорядочение
частных взаимосвязей);
б) их труд — интеллектуальный, психологически
насыщенный, очень ответственный, состоящий
в основном в осмыслении и продуцировании
сложнейшей управленческой информации
и воздействия на людей;
в) во всех их усилиях имплицитно (внутренне
присуще) проявляется государственная власть, придающая
им авторитет и должную гарантию;
г) научные знания, искусство и опыт таких
людей не создают непосредственно потребительские
ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные
потребности, но формируют особый духовно-материальный
«продукт», обеспечивающий рациональность,
гармоничность и эффективность общественных
отношений, явлений и процессов;
д) труд, выполняемый персоналом государственного
управления, является высокопрофессиональным
и предъявляет к каждому из его субъектов
(исполнителей) жесткие требования в смысле
подготовки, личностных дарований, поведения
и общения с людьми.
Нельзя сказать, что российское общество
осознало значение и роль персонала государственного
управления в созидании своего будущего
и начало активную и последовательную
работу по его развитию. Многое ограничивается
«рывками», кампаниями, тогда как нужна
систематичность, планомерность и непрерывность.
Мировой опыт свидетельствует, что персонал
управления вообще (во всех видах управления)
и персонал государственного управления
в частности представляет собой самый
ценный и воспроизводимый капитал общества
и государства. Пора научиться его уважать
и беречь.
Существуют различные внутренние классификации персо
В обслуживающий состав входят работники,
выполняющие вспомогательные материально-технические
и иные операции, действия по обеспечению
исполнения государственных должностей.
Они заняты обслуживанием информационных
процессов и другой деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления.
Их работа в принципе не носит непосредственно
управленческого характера; по своему
содержанию она ближе к инженерно-технической,
производственной, социально-обслуживающей
работе. Она выполняется на рабочих местах
в соответствующих органах, анализируется
и оценивается по адекватным им нормам,
нормативам и стимулам.
«Костяк» персонала государственного
управления составляют лица, занимающие
государственные должности и управляющие
по поручению и от имени государства. Традиционно
их обозначают понятием «кадры государственного
управления». Именно они находятся в фокусе
внимания и к ним в первую очередь предъявляются
качества, по которым может и должен развиваться
и оцениваться персонал государственного
управления: первичные, исходные качества,
которыми призван обладать человек, претендующий
на государственную должность, и приобретаемые,
формируемые в процессе исполнения государственных
должностей, накопления опыта и продвижения
по иерархии.
^ Первичные (исходные) качества видятся: в общекультурном
аспекте — общая подготовка; целевые и
ценностные жизненные ориентации; опыт
общения с людьми; определенные этические
и эстетические навыки; культура речи;
в деловом (профессиональном) -компетентность
в вопросах управления в соответствующей
(по управляемым объектам) сфере общественной
жизни; трудовая активность, выверенная
практикой; опыт общественной и государственной
деятельности; дисциплинированность,
сформировавшееся чувство ответственности
за результаты труда; умение повышать
свою квалификацию; в личностном — моральная
устойчивость, честность, самостоятельность,
развитая воля, решительность, инициативность,
коммуникабельность, надежность.
Принципиальное значение имеют приобретаемые
качества, возникновение которых свидетельствует
как о способности человека самосовершенствоваться,
так и о позитивном деловом и социально-психологическом
микроклимате в коллективах государственных
органов и органов местного самоуправления.
Это: в числе обще-культурных — знание
истории страны и основных интеллектуальных
ценностей современности; ораторское
мастерство, навыки проведения массовых
мероприятий; чувство лидерства и ответственности
за него; способности масштабно мыслить;
деловых — организованность; умение направлять
и контролировать деятельность других;
настойчивость и последовательность в
реализации поставленных задач; умение
разбираться в достижениях социального
и научно-технического прогресса и находить
способы их использования на практике;
личностных — мужество; принципиальность;
способность противостоять конъюнктуре
и личной выгоде; умение убеждать; образцовое
поведение в любых ситуациях.
Важно подчеркнуть также необходимость
развития и развертывания качеств по мере
продвижения (карьеры). А то порой печально
наблюдать ситуации, при которых руководители
отличаются более низкими интеллектуальными
и профессиональными качествами, чем их
подчиненные, и действуют часто по подсказкам
и «заготовкам» последних.
Конечно, дать полный «набор» качеств,
которыми стоило бы обладать каждому должностному
лицу, весьма затруднительно. Многообразие
сущности человека определяет многообразие
его качеств, а еще больше — различные
их комбинации. Но проблема существует,
она очень актуальна и должна быть исследована
наукой.
Информация о работе Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств