Политика: сущность, история возникновения и развития, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:12, реферат

Краткое описание

Какую бы сферу общественной жизни мы не взяли: работу, быт, СМИ, все они в той или иной степени сопряжены с политикой. Политика является наукой и искусством. Наукой она стала с тех пор, как человечество познало тенденции политического развития, политические приемы, технологии и средства, которыми можно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости.
В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает воздействие всего комплекса национально-этнических отношений, зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.

Содержание

Введение.

1. Сущность понятия "политика".
2. История возникновения и развития политики.
3 Современное состояние политики.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

              С конфуцианством соперничало учение легистов, которые стремились достичь гармонии и счастья путем введения строгих регламентов, за невыполнение которых должны следовать суровые наказания. Ярким теоретиком легизма был Шан Ян (400-338гг. до н.э.). Он пытался преодолеть упадок государства и обеспечить порядок с помощью закона (системы наказаний). Он разработал ряд методов обеспечения выполнения законов: материальное стимулирование, уравнение имуществ, награды и наказания.

              Ведущими направлениями в политической идеологии Древней Индии были религиозные учения брахманизма и буддизма. Они возникли в середине первого тысячелетия до н.э.. Положением брахманизма является догмат о перевоплощении душ в живой природе. Средством, обеспечивающим порядок брахманизм, называет наказание.

              В противовес брахманизму в VI - V вв. до н.э. в Индии появляется политическое учение - буддизм (Будда - просветленный). В целом вероучители не призывали к активной борьбе с несправедливостью.

              Переходной формой к классическому варианту божественной теории власти средневековья была политическая теория Аврелия-Августина (Блаженного Августина - 353-430гг.). По его мнению, там, где государство не подчиняется церкви, оно ничем не отличается от шайки разбойников. Согласно его мыслям, земная жизнь делится на два "града" - "град" земной и "град" небесный. Мысль Августина о земном мире человека сыграла важную роль в развитии политической науки.

              Вершиной религиозной политической мысли эпохи средневековья стало учение Фомы Аквинского - Аквината (1223-1274гг.), который в 1323г. римско-католической церковью был причислен к лику святых. Он писал: "По своей истинной сути власть есть установление божественного". Ф. Аквинский утверждал, что авторитет государства проистекает не из авторитета церкви, а из творения, из природы человеческой жизни. Этими взглядами он способствовал решающему повороту в современной истории: впервые политическое (государство) получило свой собственный вес.

              В период реформации религиозного и политического движения, охватившего в начале XIв. почти всю Европу и направленного против католической церкви - был нанесен новый мощный удар по политическому и идеологическому гнёту церкви. Идеолог реформации М.Лютер (1483-1546гг.) считал, что человек живет в двух мирах - духовном и земном. Благополучие духовного мира зависит от мира земного, а земной мир строится не на божественном, а на естественном праве.

              Наряду с теорией божественного происхождения власти в учениях Древнего мира зарождаются и основы политической философии, юриспруденции, складываются политико-социологические подходы к политологическим изысканиям. Именно в Древней Греции сложилось и получило всестороннее развитие такое общественно-политическое образование, как полис, который одновременно был и городом-государством, и городом-обществом, олицетворяя собой гражданскую жизнь. От него, по существу, произошли все основные политические понятия: политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и др.

              В числе многих древнегреческих мыслителей особо следует выделить Демокрита, Платона и Аристотеля.

              Согласно Демокриту (460-370гг.до н.э.), возникновение и становление человеческого рода, общества, политической жизни является составной частью естественного процесса движения атомов в пустоте. Здесь нет божественного вмешательства, а ведущую роль играет сам человек. Разумно устроенный полис, по Демокриту - результат общего дела свободных граждан. Для достижения общего благополучия у полиса есть три пути. Первый - это воспитание, образование и обучение, которые формируют в человеке способность правильно мыслить, действовать и принимать разумные решения. Второй путь - единомыслие. Третий путь - умелое управление.

              Платона (427-347гг. до н.э.) считают отцом политической науки. Его взгляды менялись, Главным в учении Платона является его воззрение о двух мирах - мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира; мир явлений - это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей. В идеальном государстве Платон выделяет следующие черты:

- в государстве должны быть три сословия: философы-правители, воины-охранители, земледельцы и ремесленники;

- должна функционировать хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий;

- аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством лучшими и благородными его представителями.

              Отклоняющимися от идеального государства Платон считает четыре типа государственного устройства: тимократию (власть честолюбивых, прежде всего воинов-стражей), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), тиранию (незаконную власть одного).

              Ученик Платона, Аристотель (384-322гг. до н.э.) в своих произведениях "Политика", "Афинская полития", "Этика", "Риторика" явился основателем аналитического направления, опирающегося на наблюдение,а не на интуицию. Он рассматривал человека как социальное, политическое существо, считал, что именно в полисе-государстве происходит формирование человека как существа политического.

              Правильными формами государственного устройства Аристотель считает те, при которых целью политики является общее благо (монархия, аристократия, полития), а неправильными те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих (тирания, олигархия, демократия). При этом Аристотель не против демократии как таковой, он против ее деформированной формы, когда народ или власть не подчиняются закону.

              От Аристотеля до Н. Макиавелли практически длится пауза в развитии политической мысли. Н. Макиавелли (1469-1527) - политический мыслитель эпохи Возрождения. Его политические учения изложены в трудах: "Государь", "Военное искусство" и др. Учение Макиавелли сводится к следующим положениям:

- он обосновал политическую науку как относительно самостоятельную область общественного знания;

- он рассматривал государство как институт, не тождественный всему обществу, ввел термин "государство". Самоуверенность, смелость, гибкость - вот от чего, по его мнению, зависит успех политика. Наилучшей формой государства считал смешанную форму правления;

- считал человека индивидом, наделенного разумом и обладающего свободой воли, а это делает его не слугой, а активным деятелем, борцом за свои интересы и идеалы;

- он решительно отделяет политику и право от морали. Политика, по его мнению, основывается не на христианских догматах или моральных принципах, а на данных практики, опытаи решающую роль в ней играет сила.

              Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что люди передали все свои естественные права монарху в обмен на сохранение порядка в обществе. Другой английский философ Джон Локк (1623-1704) считал, что заключая общественный договор, люди сохраняют почти все свои права и свободы и умеренно используют государство для защиты своей свободы, своих прав. Локк один из первых выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную, союзную (сфера внешней политики), где законодательная повелевает другими.

              Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) заявлял, что народу следует властвовать непосредственно, не может быть никаких ограничений для общей воли. Идея демократии пронизывает учение Руссо. Законы - акт общей воли людей: "Законы полезны для имущих и вредны для неимущих".

              Термин "политика" можно сравнить с термином "личность" - она тоже постоянно должна развиваться, совершенствоваться для того, что жить, существовать в данном обществе. Если не будет происходить развития, изменений, то она просто навсего перестанет существовать.

 

3. Современное состояние политики.

 

              Во все времена политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. В V в. до нашей эры Аристотель отметил: политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми".

              Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без политических знаний  человек не сможет грамотно прожить в обществе, им будут манипулировать. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.

              Россия выбрала путь демократического режима. А он может утвердиться лишь при условии политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. Хотя не каждый человек оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, но каждый имеет право сознательного выбора. Человеку нужно научиться, особенно сейчас, когда вокруг так много неясностей и изменений, адекватно ориентироваться в современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважать интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы.

              Политика всегда была и остается важным элементом жизни. Её современное состояние в России можно определить, по-моему, как незаконченный творческий процесс. С появлением демократии в нашем обществе политика приобрела расширенные границы. Почти каждый гражданин России пытается понять, вникнуть в политический деяния. Появилось множество политических партий и движений, у каждого своя программа развития. Информация стала намного доступней, чем была раньше; меньше стало недоговорок, каждый имеет право свободного голоса.

 

 

 

 

Заключение.

 

              Историческая эволюция политики свидетельствует о неизменности ее фундаментальных основ. Если они и будут когда-либо иными, то только вместе с изменением всей системы организационных и регулятивно-контрольных сфер общества. Перспектива исчезновения политики нереальна. Сохранится ли государство или отомрет - политика все равно останется в тех же общественных функциях, но с другими субъектами. Ими могут быть и ассоциации, свободные самоуправляющиеся группировки в рамках гражданского общества - во всех случаях политика как средство организации и регулирования жизни общества сохранит своё значение. Наиболее актуальной в наше время остается её демократизация, гуманизация, приближение к насущным запросам общества и решение её средствами общеисторических задач каждого данного общества в русле прогресса и обновления. Перспектива политики - ее усложнение, повышение её эффективности и ответственности. В заключении приведу несколько цитат, которые всегда будут актуальны.

"Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". (Перикл, Vв. до н.э.).

"Политика начинается там, где затрагиваются интересы миллионов людей" (В.И. Ленин, XXв.)

"Целью политики является общее благо, народ и власть должны подчиняться закону". (Аристотель, IV до н. э.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов - 3-е изд., М.: Книжный дом "Университет", 2000 - 544с.

2. Соловьёв А.И. Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2001. - 559с.

3. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. -М.: ИТРК РСПП, 1998 - 480с.

4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2000 - 511с.

5. Политология. Энциклопедический словарь, 1993.

6. Политология. Курс лекций. Под ред. доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2000 - 608с.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. завед. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000 - 447с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Политика: сущность, история возникновения и развития, современное состояние