Политика государства в области финансирования социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы диссертационного исследования. В современной экономике уровень развития человека и общества в целом определяются состоянием социальной сферы, которое в свою очередь зависит от их обеспеченности финансовыми ресурсами и эффективности их использования.
В настоящее время отрасли социальной сферы продолжают испытывать недостаток финансовых и материальных ресурсов, низка оплата труда занятых в них работников, отсутствуют отлаженные механизмы бюджетной и внебюджетной поддержки, современные инструменты инвестирования в образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.

Содержание

Введения…………………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРТСВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………………
1.1. Социальная сфера как объект финансирования…………………………………………………………………
1.2. Особенности финансового обеспечения отраслей социальной сферы……………………………………
1.3. Приоритетные направления финансирования отраслей социальной сферы и социальной инфраструктуры ..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ………………………………………………………………………………..
2.1. Финансовый аспект развития здравоохранения………………………………………………………………….
2.2. Финансовое обеспечение развития приоритетных задач образования…………………………………………
2.3. Финансовое обеспечения системы социальной защити…………………………………………………………
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………….
2.1. Приоритетные направления реформирования финансирования отраслей социальной сферы………………
Заключение………………………………………………………………………………………………………...
Литературы…………………………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дисер.doc

— 949.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Институт  «Государственного и муниципального управления»

Кафедра Государственного строительства 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА  В ОБЛАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

 

 

 

Руководитель

к.э.н., Исланова Р.У.

 

 

 

Бейшеналиев К.А.

Слушатель магистерской программы по направлению «Менеджмент» со специализацией Государственное  управление,

вечернего обучения  группы ГУ 1-2012

Бишкек  2013

 

 

Содержание

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования. В современной экономике уровень развития человека и общества в целом определяются состоянием социальной сферы, которое в свою очередь зависит от их обеспеченности финансовыми ресурсами и эффективности их использования.

В настоящее время отрасли социальной сферы продолжают испытывать недостаток финансовых и материальных ресурсов, низка оплата труда занятых в них работников, отсутствуют отлаженные механизмы бюджетной и внебюджетной поддержки, современные инструменты инвестирования в образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.

Выход из сложившейся  в нашей стране социально-экономической  ситуации, в том числе и в отраслях социальной сферы экономики, прямо связан с дальнейшим развитием и совершенствованием системы государственного регулирования и управления финансовым обеспечением отраслей социальной сферы, реализацией приоритетных национальных проектов. Это в свою очередь требует создания эффективных механизмов финансирования, поиска их новых форм, методов и инструментов.

В условиях рыночной экономики важно не только определить приоритетные направления финансирования отраслей социальной сферы и социальной инфраструктуры, но и разработать методическое обеспечение, позволяющее реализовать: программно-целевое финансирование и инвестиции в социальную сферу. Отличающееся сложностью, обусловленностью неоднородных отраслей, коммерческой и некоммерческой направленностью, финансирование социальной сферы в настоящее время испытывает недостаточность эффективных финансовых инструментов, позволяющих решить проблемы образования для развития интеллектуального человеческого капитала, обеспечения возможность эффективного функционирования здравоохранения и социального обеспечения на основе государственно-частного партнерства этих отраслевых сегментов. Актуальность рассмотрения названных теоретических и практических проблем предопределила выбор темы диссертационного исследования.

Тем не менее требуется  комплексная оценка эволюции, современного состояния и перспектив развития финансовой поддержки приоритетных отраслей социальной сферы, которая на сегодняшний день недостаточно освещена исследователями. Это послужило основанием выбора темы диссертационной работы, определения ее цели и задач.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование развития форм финансовой поддержки отраслей социальной сферы, разработка комплекса методических вопросов и рекомендаций по совершенствованию государственного финансирования.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • обосновать специфику социальной сферы как объекта финансирования и проанализировать эволюционное развитие его форм и методов;
  • аргументировать целесообразность расширения частных субъектов финансирования отраслей социальной сферы;
  • уточнить признаки кардинальных изменений методов и инструментов финансирования отраслей социальной сферы;
  • определить перспективы развития форм, методов, инструментов финансового обеспечения образования;
  • провести анализ форм и методов финансирования здравоохранения в зависимости от направления финансирования социальных инвестиций;
  • предложить систему показателей эффективности использования источников финансирования в зависимости от целей субъектов финансирования.

Предметом диссертационного исследования стали формы, методы, инструменты финансового обеспечения социальной сферы.

Объектом исследования определены финансовые механизмы в приоритетных для формирования человеческого потенциала отраслях социальной сферы: образовании, здравоохранении, социальной защиты.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили классические и современные научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы финансирования объектов социальной инфраструктуры.

В процессе исследования применялись методы структурно- логического, системного подхода, экономико-статистического анализа, а также графические методы предоставления информации.

Нормативную базу диссертационной работы составили законодательные акты, регулирующие развитие отраслей социальной инфраструктуры, Национальная программа реформы здравоохранения в Кыргызской Республики «Манас таалими» на 2006-2010 года, Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2010 год.

Информационная база исследования включает материалы государственной службы статистики Кыргызской Республики и органов государственного управления КР, статистические данные, опубликованные в периодической печати и специальной научной литературе по исследуемой теме, материалы сети Интернет, а также результаты научных исследований, полученные автором и опубликованные в печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании трансформационного вида эволюции, форм, методов и: инструментов финансового обеспечения приоритетных отраслей социальной сферы, возможности их комбинирования в форме государственно-частного партнерства для усиления целевой эффективности.

Основные положения  и выводы, представляющие научную  новизну, заключаются в следующем:

  • обоснована специфика социальной сферы как полиструктурного объекта финансирования, характеризующегося наличием отраслей коммерческой и некоммерческой направленности, множественностью целевых групп пользователей социальных услуг, многоканальным финансированием, отложенными во времени эффектами финансовых новаций; выделены этапы эволюционного развития форм и методов финансирования социальной сферы;
  • аргументирована целесообразность расширения частных субъектов финансирования отраслей социальной сферы при государственной поддержке и стимулировании корпоративного и личного финансирования в рамках государственно-частного партнерства;
  • системно представлены направления развития методов и инструментов финансового обеспечения образования: в форме государственного финансирования (от массового и обезличенного финансирования к адресному, персонифицированному, нормированному финансированию с применением соответствующих инструментов);
  • разграничены формы и методы финансирования здравоохранения в зависимости от направлений финансирования социальных инвестиций: прямых и косвенных; прямые социальные инвестиции предложено финансировать страховыми методами, косвенные — с привлечением институциональных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства преимущественно концессионным методом;

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при разработке мероприятий по финансовой поддержке отраслей социальной сферы, а также при выборе форм и методов финансирования частными субъектами.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы; определены цель, задачи, объект и предмет исследования; его теоретическая, методологическая и информационная базы; дана характеристика научной новизны и практической значимости полученных результатов.

В первой главе "Теоретические основы разработки и реализации государственной политики в социальной сфере" исследована социальная сфера как объект финансирования, выделены особенности финансового обеспечения отраслей социальной инфраструктуры; определены приоритетные направления финансирования социальной инфраструктуры

Во второй главе "Анализ современного состояния и проблемы финансирования отраслей социальной сферы" исследуется специфика финансирования приоритетных отраслей социальной сферы.

В третьей главе " Рекомендации повышения эффективности государственной политики финансирования социальной сферы" представлены формы и методы финансирования отраслей социальной сферы, дана характеристика отдельных их видов, разрабатываются предложения по их совершенствованию, предложена система показателей эффективности использования источников финансирования в зависимости от целей субъектов финансирования.

В заключении содержатся основные выводы и обобщаются рекомендации, полученные в результате проведенного исследования.

1. Теоретические основы  развития форм и методов финансового  обеспечения социальной сферы

1.1. Социальная сфера  как объект финансирования

Социальная инфраструктура занимает одно из значимых мест в экономике, поскольку элементы этой инфраструктуры обеспечивают условия и уровень жизни общества, удовлетворение его потребностей и запросов. Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. К социальным отраслям народного хозяйства правомерно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечивающее в рабочем состоянии жилые здания, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, а также строительство жилых зданий и объектов социально-культурного назначения.

В других случаях под  социальной инфраструктурой понимается "... совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры, искусства, кредитования и государственного страхования)" деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей общества. Общим недостатком является перечислительный ряд отдельных учреждений и предприятий, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности.

Социальная инфраструктура по форме существования представляет собой комплекс учреждений и организаций, обеспечивающих условия для социального  развития общества. Она выражает интересы общества, так как многие элементы необходимы не только для проживания работника, но и всей его семьи. Это особенно важно учитывать при строительстве новых предприятий, городов, промышленных узлов и территориально- производственных комплексов.

Социальная инфраструктура нацелена на удовлетворение определенных потребностей общества, ее развитие невозможно рассматривать в отрыве от уровня их культуры, культурных образцов, представляющих собой важный регулирующий механизм ее совершенствования.

Развитие социальной инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых финансовых ресурсов и эффективного их использования. Целесообразно сопоставлять направляемые в ее развитие инвестиции не с расширением масштабов производства, а с уменьшением негативных экстерналий за счет этих инвестиций. Эффективность функционирования инфраструктурных объектов четко проявляется в снижении издержек, максимизации прибыли и росте валового и регионального дохода.

В любой экономической  модели создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства, по существу, это традиционная форма государственного участия. Это означает, что источником финансирования создания и развития социальной инфраструктуры являются государственные средства. Создание объектов инфраструктуры требует значительных первоначальных инвестиций из-за капиталоемкости проектов, которые обладают длительным сроком их окупаемости.

Для современного этапа  развития социальной инфраструктуры характерны:

  • неравномерное, несбалансированное, асимметричное в целом развитие отраслей социальной инфраструктуры;
  • общее уменьшение числа объектов социальной инфраструктуры и соответственное сокращение их объема и ассортимента, ухудшение качества услуг;
  • наличие в этой сфере институциональных дефицитов, неразвитость рыночных механизмов воспроизводства ее услуг, обусловленное недофинансированием инвестиций, противоречивые последствия практики передачи объектов социальной инфраструктуры на местный уровень без соответствующей финансовой, организационной и инвестиционной поддержки со стороны бизнеса и государства;
  • сдвиг массового спроса в большинстве отраслей социальной инфраструктуры в сторону высококачественных услуг, повышающих их цену и требующих дополнительных инвестиций в модернизацию существующих и ввода новых фондов.

Информация о работе Политика государства в области финансирования социальной сферы в Кыргызской Республике