Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
В любой стране, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов. В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.
Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Сущность социальной политики государства ........................................6
1.1 Политика государства в формировании доходов населения.......................7
1.2 Политика государства на рынке труда…………………………………………..10
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование………………………..13
2 Социальная политика Российской Федерации от перестройки до наших дней..16
2.1 Социальная политика и социальная экономика……………………………………..16
2.2 Социальное обеспечение и социальная справедливость……………………………..21
2.3 1998 год – пик кризиса………………………………………………………………….26
3. Социально – экономическое развитие. Итоги. Сценарии будущего……………..30
3.1 Эволюция России………………………………………………………………………...30
3.2 Сценарии ближайшего будущего……………………………………………………….33
А) Сценарий "Продолжение реформ"
Б) Сценарий "Стагнация"
В) Сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России"
Заключение …………………………………………………………………………………40
Литература ………………………………………………………………………………….42
Социальная политика –
политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния
в обществе. Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.
Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из
средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь
созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда,
конкуренция –
все эти факторы
населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада
признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под
богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги,
ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную
другим путем в течение какого-либо периода.
Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет
минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы
состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные
закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров
(затраты на
оборону, строительство и
центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие
налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным
слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с
инвалидностью и т.д.
Сущность политики
доходов заключается в
государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы,
который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов,
стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах
различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов
развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой
политики в каждом конкретном государстве различаются особенности,
определяемые:
- социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
- степенью и
характером вмешательства
заработной платы;
- традициями
заключения коллективных
- социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего
в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные
выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов
подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных
категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного
потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на
движение только заработной платы.
Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в
Великобритании, так как британское государство пыталось добиться
согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако практически во всех
капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические
итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ,
получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток
времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения
прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты
труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий,
стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов,
дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от
налогообложения и цен.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других
обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется
показатель
реального распределения
цен.
Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное
распределение и личное распределение.
Функциональное распределение доходов связано со способом, которым
денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль.
Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой
получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы
населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран,
основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких
собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров,
владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу
комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.
Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный
доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход
неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с
домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает
государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное
потребление и
сбережение. Получение доходов
распределения.
Причины неравенства
Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию,
отраслевую
и межпрофессиональную
образования, неравенство владения собственностью.
Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск,
авантюризм, дискриминация и т.д.).
Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды
(низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность
присвоения больших «теневых» доходов).
Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой
рыночной экономике существует и система компенсационных выплат,
представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже
потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных
доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние
годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем
практически отсутствовало.
Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции: она не
позволяет предприятиям производственной, торговой сферы, коммерческим звеньям
остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они вынуждаются производить
все большее количество товаров и услуг, совершенствовать их качество, иначе
их остановившиеся в какой-то точке доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную
силу необходимо смягчать, вводя защитные механизмы для малообеспеченных
категорий населения, которые, как правило, лишены возможности трудовой
деятельностью обеспечивать себя и тем самым целиком за счет собственных
усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное
благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но
между ней и ростом не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе
говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С
определенной
долей допущения можно
достигаться на величину того "зазора", который образуется между ростом цен и
индексацией доходов.
Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и предприятия,
которое для этого отдаёт часть прибыли.
Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же
приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной
ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду и
по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы
своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация
осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В
некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в
случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или
процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и
заработная плата.
Механизм индексации
уже несколько десятилетий
Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время -
и в бывших социалистических государствах Восточной Европы, выполняя по
отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и
для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы
опрометчиво не считаться.
1.2. Политика государства на рынке труда.
В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на
“откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и
активизации деятельности государства в сфере занятости были:
1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;
2) обеспечение
общих условий воспроизводства,
рабочей силы;
3) обеспечение
предпринимательства
4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала
общества;
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной
безработицы - прежде всего) капитализма;
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными
средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и
неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм
собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и
структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.
Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем
сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу
оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить
уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в
зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить
трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры,
выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и
предоставлять
бесплатно возможность
трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы,
продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех
развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об
отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции
эффективной занятости.
Эффективная занятость - это модель развития и использования
квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на
переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в
реализации
концепции эффективной
служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости
(отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от
формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования
процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда,
разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и
обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной
занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает
требованиям рынка рабочей силы.
Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов.
Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-
вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае
максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в
первые месяцы
безработицы в течение
уменьшаются.Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой
стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так,
в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в
течение 3-х лет.
Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы
трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ
Информация о работе Политика доходов, социальная справедливость