Политический подход к собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:52, реферат

Краткое описание

Собственность является не только категорией политэкономической и юридической, как это обычно принято считать, но и категорией политической, ибо она неразрывно связана со всем “миром политики”.
Ничто так не раскалывало во все времена общества, как отношение к собственности

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 18.74 Кб (Скачать файл)

§ 1. Политический подход к собственности

Собственность является не только категорией политэкономической и юридической, как это обычно принято считать, но и категорией политической, ибо она неразрывно связана со всем “миром политики”.

Ничто так не раскалывало во все времена общества, как отношение к собственности. И в наши дни в обновляющейся России кипят страсти вокруг собственности. Одни люди, указывая на развитые страны Запада, говорят, что их высокий уровень и качество жизни, стабильность и динамичное развитие обусловлены институтом частной собственности, неотъемлемым правом каждого человека на собственность и безусловной защитой этого права законом (заметим, человек может и не иметь собственности, имущества, но никто не может лишить его права быть собственником).

Другие люди, напротив, акцентируют внимание на том, что частная собственность скорее разъединяет людей, чем соединяет, не отвечает принципам справедливого общественного устройства. В доказательство они ссылаются на традиции коллективной и кооперативной собственности, подчеркивая, что совместное владение собственностью способствует установлению между людьми отношений сотрудничества и взаимопомощи.

Так кто же прав? Что же такое собственность – добро или зло? Поиски ответа на этот вопрос – занятие непростое. Оно требует серьезных размышлений. [c.183]

Что такое собственность? Первая книга “Саги о Форсайтах” Джона Голсуорси по английски называется “The Man of Property”, что в русских изданиях переводится как “собственник” или “человек – собственник”. Однако и буквальный, и содержательный перевод этого выражения может быть гораздо глубже – “человек Собственности”, т.е. человек – не просто собственник, порождение собственности, но и человек, получающий благодаря собственности право на самоуважение и уважение со стороны других лиц.

Собственность – это не просто вещь, в отношении которой человек может сказать “это мое”. Нужно еще, чтобы принадлежность данной вещи данному человеку так или иначе признавалась другими людьми, обществом и от их имени – законом. В противном случае то, что называется собственностью, теряет, всякий смысл.

Робинзон, оказавшись на необитаемом острове, построив себе жилище, возделав землю, одомашнив диких коз, мог с полным основанием сказать: все это мое. Впрочем, он мог объявить своим и весь остров, назвав себя королем или как-нибудь еще. Но он этого не сделал. Не сделал потому, что был на этом острове один.

Стало быть, собственность – это не просто вещь, а отношение между людьми по поводу вещи. Чтобы вещь стала собственностью, нужно сообщество людей, между которыми возникают определенные отношения в связи с вещью.

Причем вопрос стоит не так, быть или не быть собственности как отношениям между людьми по поводу вещей. Ей быть обязательно, необходимо. Есть общество – есть и собственность. И наоборот. Хотят того люди или не хотят, осознают это или не осознают, но чтобы существовать и развиваться, они вступают друг с другом в определенные отношения, связанные с производством материальных благ – производственные отношения, в основе которых лежат отношения между людьми по поводу вещей. Следует иметь в виду, что собственность представляет собой общественные отношения не только по поводу производства, но и по поводу вытекающих из них отношений распределения, обмена (обращения) и потребления. В этом суть политэкономического подхода к определению и пониманию собственности.

Согласно юридическому подходу, собственность есть принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидам или коллективам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как правило, к трем правомочиям: 1) праву владения, т.е. предоставляемой законом возможности фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении; 2) праву пользования, т.е. основанной на законе возможности эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов; и 3) праву распоряжения имуществом, т.е. предоставленной собственнику возможности по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества1. [c.184]

При политическом подходе к собственности акцент делается на принципах экономической политики государства, на том, допускает Ли оно экономическую свободу и в каких пределах, в какой мере экономическая организация общества влияет на политическую организацию, на концентрацию и рассредоточение власти.

Что такое “власть – собственность”? Собственность всегда связана с властью, хотя отношения власти и собственности в условиях различных культур и цивилизаций могут быть различными. На Западе эти отношения строились на принципе относительной самостоятельности власти и собственности. На Востоке в качестве альтернативы европейским видам частной собственности – античной, феодальной и буржуазной – сложился феномен “власти – собственности”.Как подчеркивают специалисты-востоковеды, это не столько собственность, сколько, власть, так как функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т.е. к должности, а не к личности правителя. Процесс приватизации, бывший одновременно определенным этапом политогенеза, формирования государственности, расставлял акценты достаточно резко: государство как институт противостояло частному собственнику, видя в чрезмерном его усилении угрозу для своего существования (доходы казны) и для стабильности общества в целом. Феномен “власти – собственности” означает, что все государственное первично, а частное вторично, к тому же опосредовано тем же государством2.

 

§ 3. Россия: преобразование собственности

Вряд ли кто-нибудь возьмется сегодня утверждать, что правящие круги России в конце 1991 – начале 1992 г., отказываясь от социалистических основ хозяйствования, имели четкий план действий на перспективу. Власть руководствовалась принципом: надо ввязаться в бой со старым, а там видно будет. Правда, стараниями государственных деятелей, экономистов-рыночников, отдельных хозяйственников и публицистов была создана некая схема того, что должно было произойти. Теоретически, в самом общем виде, эта схема выглядела примерно так.

• Магистральный путь преобразования экономики, отношений собственности в России лежит в создании многоукладной экономики в форме государственных, кооперативных, акционерных, частных, смешанных предприятий, не просто сосуществующих, а взаимодействующих, конкурирующих между собой. [c.193]

• Частной собственности и частной инициативе, частному предпринимательству следует дать “зеленую улицу”, оборудовав ее “светофорами”, т.е. соответствующим законодательством.

• Одно из важных условий экономического прогресса – привлечение иностранного государственного и частного капитала.

• Переход к рынку, который предполагает частную собственность, – не цель, а средство того, как обустроить Россию, как превратить бедную Россию без богатых в богатую Россию без бедных.

Исследования Международного банка реконструкции и развития, проведенные в августе 1990 г., т.е. до начала “шоковой приватизации”, и в начале 1992 г., предполагали, что в России государство должно играть центральную роль по меньшей мере в четырех областях, имевших первостепенную важность для перехода к рыночной экономике:

а) соблюдение социального равенства, гарантирующего общественную стабильность, необходимую для продвижение реформ;

б) поддержка частного сектора через четкие программы и антимонопольную деятельность;

в) сохранение, отделенного от международного, внутреннего рынка с защитой его слабых структур от предсказуемого натиска слишком могущественных иностранных инвесторов;

 

г) контроль над ключевыми элементами финансовой политики и развитие административной ниши для разумной налоговой политики.

 

Нельзя не признать, что в этих рекомендациях было немало того, что можно было воспринять и использовать при проведении экономических реформ в России, особенно в части касающейся роли государства в создании новой экономики и соблюдения социального равенства.

 

 


Информация о работе Политический подход к собственности