Понятие и сущность мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:30, доклад

Краткое описание

Мировая (международная) торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.).[1]
Мировая торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах, а также является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Понятие и сущность мировой  торговли 
Мировая (международная) торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.).[1] 
Мировая торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах, а также  является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.[2] Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.  
Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта - существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов. Вовлечение промышленных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного организационно-технического совершенствования их деятельности, повышения технического уровня и качества, выпускаемых в стране товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики. В силу этого наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт (Германия в 50 - 60-х годах, Япония в 70 - 80-х, новые индустриальные страны Азии в 90-х). 
Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны. 
Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей. 
Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.[

 

Международное регулирование внешней  торговли 

Регулирование внешней торговли осуществляется:

• экономической политикой страны;

• по двусторонним договоренностям  государств;

• в рамках региональных союзов;

• на многосторонней основе.

Примером многостороннего межправительственного  соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле — ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade — GATT) и его преемница Всемирная торговая организация — ВТО (World Trade Organization — WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли.

ГАТТ 1947 г. — это 23 страны, связанные  временным соглашением о взаимном снижении импортных пошлин по ограниченному кругу промышленных товаров. ВТО, окончательно пришедшая на смену ГАТТ с 1996 г., имеет более стройную и жесткую структуру. Ее полноправными членами являются 134 государства, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

ВТО функционирует во многом так  же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Все страны — члены ВТО принимают обязательство по выполнению около 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений).

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения:

1. Многосторонние соглашения по  торговле товарами:

• Генеральное соглашение по тарифам  и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);

• Соглашение по сельскому хозяйству;

• Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

• Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

• Соглашение по техническим барьерам в торговле;

• Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

• Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

• Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);

• Соглашение по предотгрузочной  инспекции;

• Соглашение по правилам происхождения;

• Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

• Соглашение по субсидиям  и компенсационным мерам;

• Соглашение по защитным мерам.

II. Генеральное соглашение  по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым  аспектам прав интеллектуальной  собственности (ТРИПС).

IV. Договоренность о  правилах и процедурах, регулирующих  разрешение споров.

V. Механизм обзора  торговой политики.

VI. Многосторонние соглашения  с ограниченным участием (т.е.  необязательные для всех членов  ВТО):

• Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

• Соглашение по правительственным  закупкам.

Существуют также так называемые секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвует лишь часть стран — членов ВТО (в основном промышленно развитые государства).

ВТО создана с целью  развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран — ее членов. Пути осуществления этих целей:

• взаимная либерализация  доступа на рынки;

• предсказуемость условий  деятельности предпринимателей на иностранных рынках;

• регламентация действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

Участие в этой организации  дает странам следующие преимущества:

1) защищает от дискриминации  между тортовыми партнерами;

2) предполагает взаимное  предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Этот принцип обеспечивает идентичное отношение ко всем партнерам. Если две страны договариваются взаимно сократить таможенную пошлину или любую другую форму защиты, то эта уступка должна быть немедленно перенесена на другие страны, входящие в ВТО. Аналогично, если в целях защиты национальной экономики страна принимает ограничительные меры, то они распространяются на всех ее партнеров без всякой дискриминации (на практике из этого принципа делается исключение в пользу развивающихся стран);

3) предусматривает взаимное  предоставление национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что, после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. При их налогообложении, инспекции качества, транспортировке, реализации и потреблении не должно вводиться никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественной продукцией. Запрещается, в частности, установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение принудительных норм потребления национальной продукции (либо введение для них льгот в связи с потреблением этой продукции);

4) обеспечивает информацией  о деятельности данной организации;

5) дает договаривающимся  сторонам правовую базу для  осуществления торговых операций национальными участниками внешнеэкономической деятельности.

В случае нарушения правил международной торговли страны-члены  берут на себя обязательство не применять  самостоятельно каких-либо действий, а  искать разрешение возникающих проблем  в ВТО, уважая и выполняя принятые ею решения. Для осуществления этих арбитражных функций в структуре ВТО существует Орган разрешения споров (ОРС). Он обладает монопольным правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляций по их решениям, использовать жесткие временные рамки каждой процедуры, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, применять принудительные меры при их невыполнении.

Регулирование внешней  торговли – это прямая обязанность государства, осуществляемая в целях поддержания различного рода балансов между производством и потреблением. При этом естественным является создание определенных "правил игры", закрепленных в государственных законодательных актах. В настоящее время во многих странах создана законодательная база, регулирующая внешнеторговые процессы почти в полном объеме.

Законодательные акты регулируют те или иные правоотношения, возникающие  между участниками внешнеторгового  процесса и государством при совершении торговых операций.

В Налоговом кодексе, например, отражаются вопросы, связанные  с определением понятий "таможенная стоимость", "налог на добавленную стоимость", "акцизов" и порядка их взимания на таможне (или возврата при экспорте товаров).

В законах по валютному  регулированию и контролю производится описание процедуры и технологии валютных операций по оплате импортных товаров и получения валютной выручки от экспортных операций, устанавливаются порядок обязательной продажи части валютной выручки, определяются органы исполнительной власти, осуществляющие валютный контроль и т. п.

Таможенный кодекс в определяет в технологию проведения внешнеторговых операций и т.д.

Как правило, установлены  строго ограниченные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

  • Таможенно-тарифное регулирование;
  • Нетарифное регулирование;
  • Запреты и ограничения на торговлю услугами и интеллектуальной собственностью;
  • Экономические и административные меры.

Таможенно-тарифное регулирование.

Этот метод регулирования есть не что иное, как свод ставок таможенных пошлин. Главными целями использования  тарифного регулирования внешней торговли являются следующие:

Рационализация товарной структуры импорта и экспорта товаров, защита отечественной обрабатывающей промышленности, поддержание приемлемого  для экономики страны соотношения  ввоза и вывоза товаров (внешнеторгового оборота), развитие экспортного потенциала.  

Можно и нужно детально рассмотреть  Таможенный тариф, но прежде необходимо познакомиться с некоторыми весьма важными инструментами внешней  торговли, в частности с понятием товарной номенклатуры.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Под товарной номенклатурой понимается перечень товаров, упорядоченный по определенной классификационной системе. Иначе говоря, все товары, которые являются или могут явиться предметом международного обмена, в целях их достаточно точной идентификации вне зависимости от происхождения и назначения, распределяются по некоторым признакам в пределах жесткой схемы.

По мере развития международной  торговли стала очевидной необходимость  унификации и стандартизации принципов классификации предметов внешнеторгового обмена. В рамках Совета таможенного сотрудничества была создана в 1983 году Гармонизированная система описания и кодирования товаров, вступившая в действие только в 1988 году. Гармонизированная система используется не только для составления и публикаций таможенных тарифов, но и для целей статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций – словом, для упрощения внешнеэкономических связей во всем их многообразии.

Гармонизированная система представляет собой жестко унифицированную классификационную схему, состоящую из 21 раздела, 99 глав, 96 товарных групп, охватывающую 1241 товарную позицию и 5019 субпозиций (товаров), описание и кодификация которых являются строго обязательными для всех стран, присоединившихся к Конвенции о ГС. Иначе говоря, страна, присоединившаяся к Конвенции, обязана использовать данную классификацию товаров в международной торговле, таможенном деле, статистике и т. д.

Формирование разделов ГС производится по связанным между собой признакам: по происхождению (животное, растительное, минеральное); по химическому составу (продукция неорганической химии); по назначению и виду материала, из которого сделан товар (кожевенное сырье, текстиль, пластмассы и т. п.). При разделении товаров на главы за основу принята степень обработки материалов: сырье – полуфабрикаты – готовые изделия. Товарные позиции, подпозиции и субпозиции строятся на основе четырех признаков: назначение товара, степень его обработки, вид материала и удельный вес товара в международной торговле. Кодирование товаров в ГС осуществляется с помощью шестизначного кода.

ТН ВЭД представляет собой национальную производную ГС, т. е. ТН ВЭД была создана на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров Совета таможенного сотрудничества и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕЭС. Комбинированная номенклатура ЕС, целиком основанная на ГС, является чуть более детализированной системой классификации товаров, поэтому коды здесь уже восьмизначные.

Информация о работе Понятие и сущность мировой торговли