Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:00, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение теоретических основ теории экономической неопределенности и риска.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- определение основных характеристик ситуаций неопределенности и риска;
- анализ поведения индивида в условиях неопределенности;
- уточнение классификации типов риска и определение ряда его разновидностей;
- определение расчета экономического риска;
- выявление способов оценки экономических рисков;
Введение 3
Глава 1. Понятие неопределенности и риска 5
1.1 Понятие риска 5
1.2 Понятие неопределенности 9
1.3 Сущность и причины неопределенности и риска 10
Глава 2. Виды рисков 16
2.1 Классификация рисков 16
2.2 Политический риск 20
2.3 Производственный риск 22
2. 4 Финансовый риск 23
Глава 3. Расчет и оценка риска 27
3.1 Расчет риска 27
3.2. Способы оценки риска 27
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Такие проявления фактора неопределенности, как асимметрия информации и, как следствие, неблагоприятный отбор и моральный риск, охватывают ключевые сферы экономики: производство товаров и услуг, управление, страхование. Приобретая товар или услугу, индивид в большинстве случаев не в состоянии определить качество этого продукта в момент покупки. Достоинства или недостатки приобретенного товара покупатель обнаруживает в большинстве случаев уже в процессе потребления. В связи с асимметричным распределением информации о характеристиках продукта, производитель осведомлен о качестве товара значительно лучше потребителя; в результате для покупателя всегда существует вероятность стать обладателем не соответствующих его ожиданиям благ.
По причине асимметричного распределения информации между производителем и потребителем продукта на рынке возникает механизм неблагоприятного отбора: производители некачественных товаров постепенно вытесняют с f * рынка производителей качественной продукции. Средством минимизации негативных последствий, вызванных асимметрией информации, являются рыночные сигналы, т.е. такие «сигналы» о качестве товара, которые не в состоянии подавать производители некачественных благ: например, сложный для подделки товарный знак, репутация производителя, различные сертификаты качества. Проблема разработки сигналов качества продукции, недоступных недобросовестным производителям, актуальна как для менеджмента крупных предприятий, так и для малого бизнеса.
Моральный риск, главным образом, влияет на такие сферы экономики, как страхование и управление. В страховании моральный риск предполагает недобросовестное поведение страхователя по отношению к страховщику. Например, страхователь, зная реальную вероятность наступления страхового случая, скрывает ее от страховщика, или сознательно провоцирует страховой случай. В управлении фирмой менеджер, владея информацией о положении дел в фирме в большей степени, чем собственник фирмы, может использовать это преимущество в своих целях, отличных от интересов собственника (проблема «принципал-агент»).
Современная российская экономика является экономикой с высокими экономическими и политическими рисками, что неизбежно отражается на деятельности всех экономических субъектов, прежде всего, предпринимателей. Предпринимательская деятельность в силу своей природы связана с большим количеством различных рисков. Высокий уровень политического риска, отсутствие экономической стабильности, частые изменения и недостатки действующего законодательства, административные барьеры, увеличивающие коррупцию и теневой сектор экономики, требуют от российского предпринимателя осторожных и тщательно продуманных решений, точной и гибкой стратегии развития фирмы, а также обязательной оценки соответствующих рисков и их возможной минимизации.
2 Дынкин А.А. «Предпринимательство в конце XX века.», М.,- 2010 - с. 20
3 Дынкин А.А «Предпринимательство в конце XX века.», М.,- 2010 - с. 21
4 Дынкин А.А. «Предпринимательство в конце XX века.», М.,- 2010 - с. 23
5 Дынкин А.А. «Предпринимательство в конце XX века.», М.,- 2010 - с. 27
6 Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.Л. «История экономических учений», -М., 2009 - 24 с.
7 Шумпетер Й. "Теория экономического развития". М., - 2011.- 269 с.
8 Хизрич Р., Питерс М. «Экономический образ мышления». М., - 2009. -142 с.
9 Долан Эдвин Дж, Линдсей Дейвид. «Рынок. Микроэкономическая модель», М., - 2008.- 317 с.
10 Хизрич Р., Питерс М. «Экономический образ мышления». М., - 2010. - 95 с.
11 Алексей Лобанов, «Риск-менеджмент», журнал «Риск», № 4, 2009, с. 45
12 Алексей Лобанов, «Риск-менеджмент», журнал «Риск», № 4, 2009, с. 46
13 А.А. Первозванский, "Финансовый рынок: расчет и риск". М., - 2007.- 193 с.
14 Алексей Лобанов, «Риск-менеджмент», журнал «Риск», № 4, 2009, с. 47
15 Алексей Лобанов, «Риск-менеджмент», журнал «Риск», № 4, 2009, с. 46
16 Долан Эдвин Дж, Линдсей Дейвид. «Рынок. Микроэкономическая модель», М., - 2008.- 320 с.
20 Алексей Лобанов, «Риск-менеджмент», журнал «Риск», № 4, 2009, с. 46
21 А.А. Первозванский "Финансовый рынок: расчет и риск", М., - 2008.- 137 с.
22 Алексей Лобанов, «Риск-менеджмент», журнал «Риск», № 4, 2009, с. 45
23 Долан Эдвин Дж, Линдсей Дейвид. «Рынок. Микроэкономическая модель».- М., - 2011.- 261 с.
24 С.Алексашенко. «Банковский кризис: туман рассеивается?», ж-л «Вопросы экономики», 2010, №5.