Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:51, реферат
Глава 1. Понятие рынка и его структурные компоненты
1.1. Сущность рынка и его определение
1.2. Рыночные структуры
Глава 2. Рыночный механизм
2.1. Общая характеристика
2.2 Преимущества рыночного механизма
2.3 Недостатки рыночного механизма
Глава 1. Понятие
рынка и его структурные
1.1. Сущность рынка и его определение
1.2. Рыночные структуры
Глава 2. Рыночный механизм
2.1. Общая характеристика
2.2 Преимущества рыночного механизма
2.3 Недостатки рыночного механизма
Введение.
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.
При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему Рыночная экономика\ Максимова В.Ф., М. 1992. С. 25.. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями
Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель- обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.
И в своей работе я хотела бы рассмотреть, что представляет собой рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а так же то, насколько эффективно они способны решить поставленный проблемы.
Глава 1. Понятие рынка и его структурные компоненты
1.1. Сущность рынка и его определение
Возникновение
рынка непосредственно связано
с появле-нием общественного разделения
труда. Уже на заре цивилиза-ции произошло
крупное разделение труда между
земледельче-скими и
Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 54. Современный американский экономист Ф.Котлер характе-ризует рынок как совокупность существующих и потенци-альных покупателей товара, подчеркивая особую роль поку-пателей. Британская энциклопедия трактует рынок как сово-купность инструментов, посредством которых осуществляет-ся обмен товарами и услугами в результате контактов поку-пателей и продавцов друг с другом. Контакт может осу-ществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелев-ской премии Ф.Хайек (1899--1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наиболь-шей полнотой и эффективностью использовать информа-цию, рассеянную среди бесчисленного множества индивиду-альных агентов.
Итак, рынок -- это взаимодействие продавцов и покупате-лей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.
Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фир-мы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли), государ-ственные учреждения.
Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляет их снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как традиционных, так и новых товаров фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Осо-бенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свой-ства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной про-дукции других конкурентов. На рынке побеждает тот това-ропроизводитель, конкурентоспособность продукции кото-рого выше.
Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми счита-ются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улуч-шенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечиваю-щие более высокую производительность, надежность и до-лговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повыша-ющие рентабельность производства. Для современного рын-ка характерно стирание национальных границ, формирова-ние мировых рынков товаров, услуг, технологии, информа-ции, рабочей силы, капиталов и валют.
Роль рынка в экономике определяется следующими мо-ментами. Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию как процедуру открытия таких факторов производства, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. МэиМО., 1989.-№12. С. 9. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональ-ную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсут-ствии товаров, количестве и качестве, издержках их произ-водства, полезности для потребителя.
Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.
По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.
Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).
Рынок средств производства обычно рассматривают в от-раслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно предста-вить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лес-ных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.
Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслу-живание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставки комплектного оборудова-ния, а также отдельных узлов и деталей, торговля по заявкам покупателей, сдача изделий в аренду.
На рынке научно-технических знаний покупаются и прода-ются научно-технические идеи, открытия, изобретения, зна-ния и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торго-вые сделки заключаются на основе патентов, авторских сви-детельств, лицензий.
Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного поль-зования.
Поскольку услуги
и информация являются товарами, то
соответствующие рынки
Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-прода-жи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг (акции, облигации и др.). Акция ценная бумага, выпускаемая корпорацией и делающая ее держателя собственником части капитала. Владелец акции получает часть дохода корпора-ции, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация -- ценная бумага, которая приносит ее собственнику доход в виде процента. Владелец облигации выступает как кредитор, отдавая свои деньги заемщику капитала во временное поль-зование и взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг - фондовые биржи.
По типу конкуренции различают: 1) рынок свободной (со-вершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; 2) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой мо-нополии, олигополии и монополистической конкуренции.
По
территориальному признаку
выделяются местные рын-ки, обусловленные
особенностями территориально-админи-
Существует по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его от других типов организации экономиче-ской деятельности.
* Подлинный рынок
предполагает свободный доступ
в него и свободный выход из него,
поэтому число участников рынка ничем
не ограничивается.
Более того, чем больше та-ких участников,
тем заметнее проявляются рыночные законы.
Вступление в рынок и участие в нем можно
осуществить раз-ными
способами: открыть свое дело (мастерскую,
магазин,
ателье и т.п.), обходясь собственными силами
и силами своей
семьи или родственников; нанять рабочих
и создать предпри-ятие
или фирму. Уча-ствовать в рыночной деятельности
можно и путем покупки
акций, ценных бумаг, вкладывая деньги
в банки, страховые
компании и другие финансовые учреждения.
* Поскольку на
рынке участвует значительное
число
производителей товаров, постольку цена,
назначаемая каждым из них, оказывает
незначительное влияние на общую рыночную
цену. Любой товаропроизводитель не
может выбро-сить на рынок столько товара,
чтобы диктовать свою цену по-требителю.
Именно массовый характер рынка, взаимодействие
разных продавцов с приблизительно равными
возможностями приводит к выравниванию
общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
На рынке предполагается
полная свобода в перемеще-нии
материальных, финансовых и людских ресурсов.
Почему
важно это условие? Да потому, что каждый
стремится к выигрышу,-
увеличению своего дохода, а для этого
надо перемес-тить
ресурсы туда, где они дадут наибольшую
отдачу, где ис-пользуются
новые мощности, осваиваются более передовые
технологии, лучше оплата труда, условия
работы и т.п.
Рынок должен обеспечить
в принципе равные шансы для
всех его участников, поэтому признается
право каждого на
полную информированность о предложении
и спросе, о це-нах,
спецификации товаров и др.
Это позволяет каждому уча-стнику сделать
наилучший выбор среди имеющихся возмож-ностей,
хотя фактически о полной информированности
при-ходится говорить далеко не всегда,
а выбор наилучшей воз-можности сталкивается
с еще большими трудностями.
На свободном
рынке исключаются какие-либо привиле-гии
для каких-либо групп продавцов,
связанные, например, с торговыми марками
и иными характеристиками товаров. Все
товары считаются абсолютно однородными,
если они соответ-ствуют стандарту. Конечно,
это условие не всегда соблюдается, ибо
покупатели, особенно на оптовых рынках,
прекрасно
разбираются в достоинствах товаров тех
или иных компаний,
в частности производимых фирмами с устоявшейся
хорошей
репутацией, и даже реклама здесь не так
важна.