Понятие рынка и рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:51, реферат

Краткое описание

Глава 1. Понятие рынка и его структурные компоненты
1.1. Сущность рынка и его определение
1.2. Рыночные структуры


Глава 2. Рыночный механизм

2.1. Общая характеристика

2.2 Преимущества рыночного механизма

2.3 Недостатки рыночного механизма

Вложенные файлы: 1 файл

рынок.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Понятие  рынка и его структурные компоненты 
1.1. Сущность рынка и его определение 
1.2. Рыночные структуры  

Глава 2. Рыночный механизм

2.1. Общая характеристика 

2.2  Преимущества  рыночного механизма

2.3  Недостатки  рыночного механизма

Введение.

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему Рыночная экономика\ Максимова В.Ф., М. 1992. С. 25.. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Решая эти сложные  и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель- обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.

И в своей  работе я хотела бы рассмотреть, что  представляет собой рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а так же то, насколько эффективно они способны решить поставленный проблемы.

Глава 1. Понятие рынка и его структурные компоненты

1.1. Сущность  рынка и его определение

Возникновение рынка непосредственно связано  с появле-нием общественного разделения труда. Уже на заре цивилиза-ции произошло  крупное разделение труда между  земледельче-скими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производи-тельности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современ-ного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

Английский экономист  XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 54. Современный американский экономист Ф.Котлер характе-ризует рынок как совокупность существующих и потенци-альных покупателей товара, подчеркивая особую роль поку-пателей. Британская энциклопедия трактует рынок как сово-купность инструментов, посредством которых осуществляет-ся обмен товарами и услугами в результате контактов поку-пателей и продавцов друг с другом. Контакт может осу-ществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелев-ской премии Ф.Хайек (1899--1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наиболь-шей полнотой и эффективностью использовать информа-цию, рассеянную среди бесчисленного множества индивиду-альных агентов.

Итак, рынок -- это  взаимодействие продавцов и покупате-лей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.

Покупателями  могут быть отдельные граждане, семьи, фир-мы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи (фирмы  оптовой и розничной торговли), государ-ственные учреждения.

Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция  заставляет их снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как традиционных, так  и новых товаров фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Осо-бенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свой-ства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной про-дукции других конкурентов. На рынке побеждает тот това-ропроизводитель, конкурентоспособность продукции кото-рого выше.

Современный рынок  все больше превращается в рынок  новинок, ибо новизна стала важнейшим  свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми счита-ются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улуч-шенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечиваю-щие более высокую производительность, надежность и до-лговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повыша-ющие рентабельность производства. Для современного рын-ка характерно стирание национальных границ, формирова-ние мировых рынков товаров, услуг, технологии, информа-ции, рабочей силы, капиталов и валют.

Роль рынка  в экономике определяется следующими мо-ментами. Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию как процедуру открытия таких факторов производства, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. МэиМО., 1989.-№12. С. 9. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональ-ную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсут-ствии товаров, количестве и качестве, издержках их произ-водства, полезности для потребителя.

Рынки можно  классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По  объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в от-раслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно предста-вить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лес-ных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслу-живание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставки комплектного оборудова-ния, а также отдельных узлов и деталей, торговля по заявкам покупателей, сдача изделий в аренду.

На рынке научно-технических знаний покупаются и прода-ются научно-технические идеи, открытия, изобретения, зна-ния и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торго-вые сделки заключаются на основе патентов, авторских сви-детельств, лицензий.

Рынок предметов потребления  подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного поль-зования.

Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров. Рынок услуг -- это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-техничес-ких и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Вначале поставщиками инфор-мации выступали академические и научно-технические об-щества, государственные учреждения, учебные заведения, затем возникли коммерческие организации. В 80-е годы объем продаж на мировом информационном рынке оцени-вался в 50 млрд. долл. и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составляет до 80%. Одновременно США выступают главным покупателем на мировом рынке информации, потребляя 40% средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения - Япония потребляет 12--18% мировой ин-формационной продукции, Западная Европа - 25--30%).

Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-прода-жи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг (акции, облигации и др.). Акция ценная бумага, выпускаемая корпорацией и делающая ее держателя собственником части капитала. Владелец акции получает часть дохода корпора-ции, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация -- ценная бумага, которая приносит ее собственнику доход в виде процента. Владелец облигации выступает как кредитор, отдавая свои деньги заемщику капитала во временное поль-зование и взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг - фондовые биржи.

По  типу конкуренции  различают: 1) рынок свободной (со-вершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; 2) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой мо-нополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По  территориальному признаку выделяются местные рын-ки, обусловленные особенностями территориально-админи-стративного деления, национальные и мировые рынки.

Существует по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его от других типов организации  экономиче-ской деятельности.

* Подлинный рынок  предполагает свободный доступ  в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше та-ких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок и участие в нем можно осуществить раз-ными 
способами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, 
ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей 
семьи или родственников; нанять рабочих и создать предпри-ятие 
или фирму. Уча-ствовать в рыночной деятельности можно и путем покупки 
акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые 
компании и другие финансовые учреждения.

* Поскольку на  рынке участвует значительное  число 
производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбро-сить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену по-требителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.

На рынке предполагается полная свобода в перемеще-нии 
материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему 
важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу,- 
увеличению своего дохода, а для этого надо перемес-тить 
ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где ис-пользуются 
новые мощности, осваиваются более передовые 
технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.

Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для 
всех его участников, поэтому признается право каждого на 
полную информированность о предложении и спросе, о це-нах, 
спецификации товаров и др. Это позволяет каждому уча-стнику сделать наилучший выбор среди имеющихся возмож-ностей, хотя фактически о полной информированности при-ходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей воз-можности сталкивается с еще большими трудностями.

На свободном  рынке исключаются какие-либо привиле-гии  для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответ-ствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно 
разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, 
в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей 
репутацией, и даже реклама здесь не так важна.

Информация о работе Понятие рынка и рыночный механизм