Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:54, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение факторов производства как таковых, проблемы взаимодействия этих факторов в процессе производства и вопросы их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики. Также необходимо вывить отличия между рынком факторов производства и рынком товаров и услуг.
Введение …………………………………………………………………..
1. Понятие рынка факторов производства ……………………………...
2. Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг ..
Контрольные тестовые задания ….............................................................
Задача ...........................................................................................................
Заключение ………………………………………………………………..
Список литературы .....................................................................................
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра
экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
с
использованием компьютерной
обучающей программы
Вариант
№ 23
Преподаватель:
______________________________
Студент III курса, обучающийся
по направлению «Бакалавр экономики»:
______________________________
(Ф.И.О.)
______________________________
(факультет)
______________________________
(№
личного дела, №
группы)
Брянск – 2012
План работы
Стр.
Введение ………………………………………………………………….. | 3 |
1. Понятие рынка факторов производства ……………………………... | 4 |
2. Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг .. | 7 |
Контрольные
тестовые задания …..................... |
10 |
Задача
.............................. |
13 |
Заключение ……………………………………………………………….. | 14 |
Список
литературы .............................. |
15 |
В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых. Сейчас российская экономическая наука постепенно входит на дорогу мировой экономической мысли.
Реформаторская деятельность неэффективной российской экономики наталкивается на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов нашего общества к работе в рыночных условиях. Перед нами стоит задача преодоления проблемы формирования экономического образа мышления. Для этого необходимо научится анализировать общие закономерности функционирования современного рыночного механизма, который лежит в основе самых разнообразных национальных хозяйственных систем.
Целью
данной контрольной работы является рассмотрение
факторов производства как таковых, проблемы
взаимодействия этих факторов в процессе
производства и вопросы их наиболее оптимального
сочетания в условиях рыночной экономики.
Также необходимо вывить отличия между
рынком факторов производства и рынком
товаров и услуг.
1. Понятие рынка факторов производства
Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Ведь производство - это такая сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ [5, с. 153]. Следовательно, в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.
В
экономической науке выделяют четыре
группы факторов производства: человеческие
ресурсы, природные ресурсы, капитал,
предпринимательство - каждый из которых
занимает свое место в экономической
системе и выполняет
При этом под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальную или физическую деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата.
Рынок труда – это рынок, где представлен уникальный товар – труд. Труд и рабочая сила понятия неравнозначные.
Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, направленных на производство товаров и услуг. Труд – это ресурс, более широкое, обобщенное понятие.
Особенность труда заключается в следующем:
а) труд используется в течение определенного количества времени — 40-часовой рабочей недели и каждый человек индивидуально определяет соотношение продолжительности работы и досуга.
б) цена труда не может быть установлена ниже определенного уровня (МРОТ)
в) мобильность рабочей силы – это способность изменения области применения рабочей силы в различных отраслях, секторах, профессиях.
Спрос на труд со стороны предпринимателей зависит от величины равновесной заработной платы, уровня технологического развития экономики и от фазы экономического цикла. Предложение труда обусловлено двумя факторами: величиной равновесной заработной платы в экономике и демографическим положением (спад, подъем).
Ценой
труда в экономике выступает за
Для исследования рынка труда и определения потребности фирм в численности рабочих на микроуровне используют следующие понятия:
1. МРL (предельный продукт труда) – это прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения одной дополнительной единицы труда (найма одного рабочего).
2. MRPL (предельный
продукт в денежной форме) – это прирост
денежного дохода, полученный в результате
применения одной дополнительной единицы
труда (найма одного рабочего).
MRPL= МРL×Р
3. MRCL (предельные издержки на трудовой ресурс) – прирост общих издержек производства в результате применения одной дополнительной единицы труда (найма одного рабочего).
Вследствие
платности и ограниченности трудового
ресурса каждое предприятие должно
определить оптимальное количество его
использования в производственном процессе.
Оптимальное количество работников предприятия,
позволяющее получить максимальную прибыль
от использования труда определяется
на основе золотого правила бизнеса, откорректированного
применительно к рынку труда:
MRPL= MRCL
При соблюдении
этого равенства фирма будет
получать максимальную прибыль от трудового
ресурса [4, с. 138].
Природные ресурсы - это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин "земля" [9, с.234].
Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли.
Капиталу принадлежит одно из ведущих мест среди факторов производства, поскольку именно он придает экономике характерные черты:
· индустриальный характер,
· специализацию производства, уровень и специфику производственных отношений.
· наличие крупного производства, крупных предприятий.
· Капитал воплощенный в станках и машинах позволяет ответить на вопрос: «Что производить и как производить?»
Капитал является важнейшей экономической категорией. С его помощью осуществляется производство экономических благ [1, с. 25-26]. Его особенность заключается в способности воспроизводить себя в увеличивающихся масштабах во время производственного процесса. Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. Капитал выступает в двух формах:
• денежной
• вещественной
Под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на который приобретают физические элементы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала [5, с.235].
.
Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи - несет убытки.
Таким образом, предпринимательская прибыль - это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора - труд, земля и капитал.
Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования. Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.
2.
Отличие рынка
факторов производства
от рынка товаров и услуг
Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг оцределяется в первую очередь различиями в самих этих понятиях. Понятие «товары и услуги» подразумевает потребительские товары и услуги, или, другими словами, готовую продукцию (продукты в широком смысле слова), а понятие «ресурсы», или «факторы производства», — условия производства.
Товар используется в процессе потребления, тогда как ресурс — в процессе производства. Наличие ресурса определенного количества и качества определяет условие производства, а товар или услуга являются его результатом. Следовательно, с одной стороны, цена товаров в значительной степени зависит от цены ресурсов, т.е. от величины издержек. С другой стороны, именно цена товара, определяя спрос на него, формирует спрос на ресурс и в конечном счете (наряду с предложением) его цену [9, c.208].
Спрос на ресурсы, в отличие от спроса на товары и услуги, формируется бизнесом. Его величина будет зависеть не только от цены данных ресурсов, но и от объема продаж тех товаров, которые с их помощью произведены. Если товар не пользуется спросом, то не будут пользоваться спросом и те ресурсы, из которых он изготовляется. Таким образом, спрос на ресурс является производным от спроса на продукт, произведенный с его помощью.
Предложение экономических ресурсов обеспечивается домашними хозяйствами (а не фирмами, как на рынке товаров и услуг). Так, труд непосредственно предоставляется частными лицами своим нанимателям, земля и капитал также находятся в собственности частных лиц [9, с.224-225].
Величина предложения ресурса зависит в первую очередь от его цены и, следовательно, от того дохода, который может получить его владелец в виде заработной платы, ренты, прибыли. Спрос и предложение производственных факторов имеют количественную и стоимостную характеристики. Количественная характеристика определяет количество работников, машин, земли и т.д., которое покупается (объем спроса) и продается (объем предложения) на рынке. Стоимостная характеристика определяет ту цену, по которой единица данного ресурса может быть продана (цена предложения) или куплена (цена спроса). Цена спроса на ресурсы составляет основу издержек производителя, цена предложения — величину дохода потребителя. Очевидно, что и стоимостная, и количественная характеристики одновременно являются показателями и спроса, и предложения. Например, если количество занятых и заработная плата для работодателя будут являться, соответственно, величиной и ценой спроса на труд, то для работника — величиной и ценой предложения труда.