Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рынка чистой монополии в теоретическом и практическом аспектах.
Задачи курсовой работы:
- дать характеристику понятию и признакам чистой монополии
- рассмотреть отдельные виды монополий
- исследовать модели поведения монополиста на рыке
- обобщить результаты работы и сформулировать выводы
Введение
Особенностью современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных ее отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.
Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятия должны сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, чему препятствует деятельность монополий. Проблемы, имеющие отношение к монополиям, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крейне актуальными в современной России.
Целью курсовой работы
Задачи курсовой работы:
- дать характеристику понятию и признакам чистой монополии
- рассмотреть отдельные виды монополий
- исследовать модели поведения монополиста на рыке
- обобщить результаты работы и сформулировать выводы
При выполнении курсовой работы использованы социологический метод, метод сравнительного анализа и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
Различия
в характере рыночной
Наиболее
эффективно рыночный механизм
действует в условиях
1) множеством покупателей и продавцов;
2) высокой мобильностью факторов производства;
3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из
него;
4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Если хотя бы один из
1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли со-
впадают;
2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у потребителей нет выбора, и в этом смысле продукт монополии уникален. Это накладывает определенный отпечаток на рекламу: поскольку у чистого монополиста отсутствуют прямые конкуренты, то у него нет необходимости "завоевывать" потребителей. Его рекламная деятельность носит характер связей с общественностью и проводится ради престижа и формирования благоприятного общественного мнения. Барьеры вступления новых фирм на этот рынок труднопреодолимы.
Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.
В целом
необходимо подчеркнуть
В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «одни продающий». В экономической теории есть два толкования этого термина – широкое и узкое. Рассмотрим эти понятия.
В широком смысле слова монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.
Если фирма является единственным продавцом товара, который не имеет близких заменителей, то потребитель сталкивается с чистой монополией.
Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: это не одно и то же. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом.
В узком смысле, монополия – это фирма – единственный поставщик уникального продукта.
Рассмотрим характерные черты чистой монополии:
Чистая
монополия существует, когда одна
фирма является единственным
производителем продукта, у потребителей
нет выбора, и в этом смысле
продукт монополии уникален. Это
накладывает определенный
Определение цены и объема производится чистым монополистом, если этот рынок не регулируется государством, будет осуществляться на основе его средних издержек производства и рыночного спроса. Поскольку чистый монополист - единственный в своей отрасли, то индивидуальный спрос на его продукцию является одновременно и рыночным спросом D. Из этого следуют три вывода:
1. Чтобы повысить объем продаж, монополист должен понизить цену. Это становится причиной того, что предельный доход меньше цены (или среднего дохода) для любого объема выпуска, кроме первой единицы.
2. Монополист определяет сам и цену на основе рыночного спроса, и объем производства. Высокие цены связаны с низкими объемами продаж и наоборот.
3. Если спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход; если спрос неэластичен, падение цены уменьшит валовой доход. Следовательно, монополист всегда будет избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации "цена - количество" на эластичном отрезке.
Чистый
монополист, так же как и
Максимум прибыли (минимум убытка)
может быть получено при
Рисунок 1.
Максимизация прибыли чистой монополией
Стремясь максимизировать прибыль, чистая монополия может использовать ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это способ ценообразования, при котором для различных групп потребителей на товар, услугу при одинаковых средних издержках производства назначаются различные цены (например, тарифы на электроэнергию, междугородные телефонные переговоры). Четкое выделение групп потребителей и невозможность перепродажи товара и услуги необходимы для использования монополистом этого способа установления цен.
Следует отметить, что чистая
монополия на практике
В некоторых случаях рождение
монополии оказывается