Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 00:34, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию.
Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ2

1. Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения
спроса 3
2. Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения 7
3. Макроэкономическое равновесие 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
Практическое задание 11
ЛИТЕРАТУРА 12

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория контрольная 2 семестр.docx

— 74.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ2

 

1. Понятие совокупного  спроса и его составляющие, факторы  изменения 

спроса 3

2. Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения 7

3. Макроэкономическое равновесие  8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Практическое задание  11

ЛИТЕРАТУРА 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая  имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию.

Макроэкономическое равновесие –  состояние экономической системы, при котором имеет место равенство  объема производства и объема покупательского  спроса.

В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет  принципиальное значение.

Достижение макроэкономического  равновесия тесно связано с достижением  полной занятости, стабильности цен  и экономического роста.

К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства.

Основная цель работы заключается  в изучении теории макроэкономического  равновесия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие совокупного спроса и  его составляющие элементы;

рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;

рассмотреть понятие совокупного предложения  и факторы, влияющие на него;

дать  определение макроэкономическому  равновесию;

рассмотреть макроэкономическое равновесие на примере  модели «AD-AS».

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса

 

Совокупный спрос, (AD) – это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен1. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить, так как на рисунке 1.

  Р


                                                     Р – средний уровень цен в экономике;


                                                     ВВП – количество товаров и  услуг,

                                                     произведенных в экономике за  год, в 

                                     AD          стоимостном выражении.                           

                                     ВВП

  Рис.1 Кривая совокупного спроса

 

В экономической  теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике2.

В соответствии с распределением расходов между  отдельными секторами экономики  в его составе выделяют следующие  основные элементы:

потребительские расходы населения (С);

инвестиционные  расходы частного сектора (I);

государственные закупки (G);

чистый  экспорт (Xn).

 

 

В результате совокупный спрос в целом может  быть представлен как сумма указанных  элементов расходов:

 

Yd= C + I + G + Xn

Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и  услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.

Под инвестиционными  расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15—20% ВНП страны.

Третий  элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.

Чистый  экспорт (Xn) представляет собой разницу между экспортом и импортом.

В современной  экономической теории наибольшее распространение  получило теоретическое обоснование  убывающей зависимости величины запланированного объема покупок от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен.

Эффект процентной ставки. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов.

Эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.

Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.

Объем запланированных  расходов на все конечные товары и  услуги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следующих факторов:

доходов домохозяйств от продажи факторов производства (национального дохода страны);

размеров  налогообложения доходов;

стоимости накопленного имущества;

общего  уровня цен в стране;

ожиданий  фирм и домохозяйств относительно изменения  общего уровня цен;

величины  процентной ставки;

ожидаемой предпринимателями прибыльности инвестиций и их оценок относительно перспектив расширения объема продаж;

количества  денег, находящихся в обращении;

совокупности  политических и социально-экономических  факторов, определяющих величину государственных  расходов;

обменного курса валют, уровня дохода иностранных  покупателей, внешнеторговой политики правительства и других неценовых  факторов, влияющих на величину чистого  экспорта.

При изменении  неценовых факторов совокупного спроса кривая совокупного спроса может смещаться влево или вправо. Правостороннее смещение отражает увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, левостороннее – их уменьшение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения

 

Совокупное  предложение, (AS) – это совокупный объем национального продукта, который произведен в стране при различных уровнях цен3.

Как и  рыночное предложение в микроэкономике, совокупное предложение в макроэкономике имеет положительный наклон, так  как при росте уровня цен производители  в целом будут склонны при  прочих равных условиях наращивать предложение  товаров и услуг.

   


   P                                   AS

 

 

 

                                             ВВП

Рис. 2 Кривая совокупного предложения

 

Основными факторы, влияющие на совокупное предложение:

изменение цен на факторы  производства (удорожание факторов производства вызывает смещение влево, удешевление – вправо). Изменение цен на ресурсы может происходить вследствие потери природного плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества и ухудшения качества капитала, снижения количества способных к предпринимательской деятельности людей, роста цен на импортные ресурсы и т.д.

изменение производительности труда, чем выше производительность труда, тем больше объем выпущенной продукции, а, следовательно, больше совокупное предложение;

уровень технологии производства, чем он выше (или совершеннее), тем больше совокупное предложение.

3. Макроэкономическое равновесие

 

Макроэкономическое  равновесие можно охарактеризовать как ситуацию, когда весь произведенный  продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос4.

Макроэкономическое  равновесие означает оптимальный вариант  выбора в экономике, предполагающий сбалансированность использования  ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами  общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Макроэкономическое  равновесие – это равенство совокупного  спроса и совокупного предложения, это состояние экономики, когда  весь произведенный национальный продукт  равен совокупным расходам.

Графически  данная модель представлена на рисунке 3.


   Р                                   AS


 


  РЕ                         Е       AD


 

                          NЕ           ВВП

Рис.3 Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»

 

Модель  «AD-AS» позволяет рассмотреть механизм формирования равновесного объема национального производства в краткосрочном периоде в условиях изменяющихся цен.

Макроэкономическое  равновесие достигается тогда, когда  совокупный спрос равен совокупному  предложению. Видно, что равновесие наступает в точке пересечения кривых совокупного спроса AD и совокупного предложения AS.

Проекции  точки равновесия на вертикальную и  горизонтальную оси дают соответственно равновесный уровень цен и  равновесный реальный объем национального  производства.

В точке  Е (точка равновесия) наблюдается  такое количество товаров и услуг, которое потребитель готов купить, а производитель продать при  определенной цене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены понятия совокупного спроса и совокупного предложения, их составляющие элементы; неценовые факторы, влияющие на величину спроса; факторы, влияющие на совокупное предложение; макроэкономическое равновесие.

Под проблемой  макроэкономического равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего  всех), при котором способ использования  ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределение  между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и  потребления; ресурсов и их использования; предложения и спроса; факторов производства и его результатов; материально-вещественных и финансовых потоков.

Таким образом, макроэкономическое равновесие — это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любого государства.

Формирование  условий экономического равновесия происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными  стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и  гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.

Информация о работе Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса