Последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучение статистических методов оценки безработицы в России. Исходя из цели работы определим задачи.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты статистических методов оценки безработицы в России.
- дать статистическую оценку динамики безработицы в РФ за период с 2006 по 2010 год
-определить последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты статистического изучения уровня
безработицы в России……………………………………………………………7
Понятия, сущность и виды безработицы…………………………………...7
Статистические методы изучения безработицы в РФ…………….............13
2. Статистический анализ безработицы в РФ…………….............................19
2.1 Оценка динамики численности безработного населения в РФ…….......19
2.2 Выявление тенденции развития безработицы методом аналитического выравнивания …………………………………………………………………..23
2.3 Корреляционно – регрессионный анализ уровня безработицы в РФ………………………………………………………........................................26
3. Последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней………………………………………………………………………………..30
3.1 Социально- экономические последствия безработицы…………………..30
3.2 Основные пути сокращения безработицы………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 123.75 Кб (Скачать файл)

Социальные последствия безработицы  заключаются в уничтожении важнейшей  компоненты привычного для гражданина России образа жизни уверенности  во всеобщей занятости населения, в  обязательности трудоустройства. При оценке последствий безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица, снижая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Факт безработицы человека подавляет нравственные начала его поведения. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным. ненужным обществу, своей семье, даже самому себе. Безработица приводит к бездеятельности и деградации человека − пьянству, наркомании. Ухудшается социально-психологический климат в обществе.

Криминогенность ситуации обостряется высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что ее положение гораздо хуже других возрастных групп населения. Такая ситуация обусловлена многими обстоятельствами. Наиболее важными являются: невысокий уровень профессиональной подготовки молодежи, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, отсутствие практики работы по своей специальности и т. д. В связи с этим преступность среди молодежи растет быстрее, чем других групп населения. Безработица приводит к ослаблению семейных уз, забвению родительских обязанностей. За последние годы растет численность бездомных детей. По некоторым оценкам их сейчас больше чем после окончания Гражданской войны. Появилось новое понятие − "социальные сироты", т.е. дети, оставленные родителями и переданные в детские дома и т.д. Оценивая последствия безработицы, надо признать, что это социальный стресс, существенно ухудшающий здоровье человека. Он становится более подверженным различным заболеваниям и прежде всего психическим расстройствам.

Последствием безработицы может  быть социальное возмущение и даже социальный взрыв. Это возможно, когда  ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической  величиной считается уровень  безработицы в 10-12%. Безработица может выступать как фактор социально-экономической дестабилизации, если угроза безработицы коснется работников многочисленных и хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны, или вида деятельности, который затрагивает интересы многих людей.

Безработица становится фактором социально-экономической  дестабилизации и в том случае, когда существенно возрастает группа лиц, которая длительное время не может найти себе работу, так называемые "отчаявшиеся". Все эти обстоятельства не могли не сформировать негативного отношения населения к безработице. Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и, следовательно, сужает социальную базу реформ и сдерживает рост экономики в стране.

 

3.2 Основные пути сокращения  безработицы

 

Важнейшая задача государства −  полное и рациональное использование  такого ресурса производства как  труд, недопущение масштабной безработицы, активная деятельность по ее уменьшению. В решении этой проблемы можно  выделить два генеральных направления.

Первое (его можно назвать субъективным) заключается в организации такой  подготовки человека к трудовой деятельности, когда он в связи с изменениями  условий производства, технической  базы достаточно быстро сможет пройти переподготовку и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками для успешной трудовой деятельности. Необходимость этого велика, поскольку современному производству свойственны систематические изменения технологий, технического базиса. И работник должен соответствовать такой тенденции развития производства. Обеспечение формирования такого работника предполагает развитие сети профессиональных учебных заведений (начальных, средних, высших) и рост численности учащихся.

Для уменьшения безработицы сегодня  особое значение приобретает повышение  квалификации работников и их переподготовка. Именно это позволяет людям либо сохранять себя в числе работающих при реорганизации производства, либо быстрее найти новое место  работы в случае увольнения. Задачи службы занятости в России очень велики. Это обусловлено тем, что гарантами занятости сегодня выступает не только государство, муниципалитеты и общественные организации, но и частный сектор экономики и, что не менее важно, возможность предпринимательской деятельности для каждого отдельного человека. Все это меняет трудовое поведение людей. В новых условиях хозяйствования трудоустройство человека стало его личным делом. Государство лишь оказывает помощь в решении таких вопросов. Более того, трудоустройство происходит в условиях безработицы, что существенно затрудняет решение проблемы занятости. И в этих условиях они должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке, какими правилами они обладают, каковы их обязанности в новых условиях, как вести себя самому человеку оказавшемуся безработным, как наниматься на работу, как ее искать и т.д. Такое обучение населения должно стать главной задачей служб занятости.

Второе генеральное направление  по обеспечению занятости населения  − деятельность государства по стимулированию развития экономики, что должно повысить спрос на товары и услуги потребительского и инвестиционного характера. Именно на этой основе оно может непосредственно  открывать новые рабочие места  на предприятиях государственной и  муниципальной собственности, стимулировать  частный сектор экономики и открытие новых рабочих мест. Однако в целом  такая деятельность нуждается в  своем скорейшем совершенствовании. Однако, нужно признать, что силами крупных государственных и частных  предприятий проблему безработицы  вряд ли можно успешно решить. Основная масса занятых в странах с  развитой рыночной экономикой сосредоточена  в малом и среднем бизнесе. И именно его развитие, равно как  и промыслов, ремесленничества, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. самозанятости как формы экономической деятельности, когда человек сам находит для себя определенный ее вид, организует процесс труда, результаты которого обеспечивают его достойное существование, сможет кардинально решить проблему роста занятости и рассасывания безработицы.

Пока на данный момент такие проблемы решаются плохо. Это определяется тем, что лица желающие иметь собственное  дело, испытывают огромные трудности  при юридическом оформлении своего права на такое занятие. Устранение их − дело государства и уже  сейчас можно наблюдать некоторые  положительные сдвиги.

 

Заключение

 

Важнейшим показателем – индикатором  социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в  России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка  труда. В качестве материальной предпосылки  безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в  экономике. Масштабы безработицы оцениваются  по ряду критериев: регистрация безработных  в службе занятости; незанятость  и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии  МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного  рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью  обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной  службой занятости. Опыт прибалтийских  стран свидетельствует, что такое  прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью  социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы  к поиску нового рабочего места и  увеличивает продолжительность  безработицы, то в России нищенские  пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким  образом, низкий уровень безработицы  в большей мере связан с действующей  системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых  рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной  рабочей силы на рынок труда.

В данной работе был проведен анализ динамики уровня безработицы в России. Исследуемый показатель имеет тенденцию к снижению за период с 2006 по 2010 гг. Был проведен корреляционно- регрессионный анализ уровня безработицы . Были рассмотрены следующие факторные показатели, влияющие на уровень безработицы населения в РФ:

- индекс ВРП России;

- доход на душу населения;

-миграция, число  прибывших;

-ВВП;

-производительность  труда.

В результате чего было выявлено, что на уровень безработицы оказывает большее влияние индекс ВРП и миграция, меньшее доход на душу населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного  населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка  труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной  перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

Список  использованных  источников

 

  1. www.gks.ru
  2. Статистика: Учебник под ред. И.И. Елисеевой.-М.: высшее образование, 2008.

3. Васильева Э.К. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления// М.: 2008.

4. М.Г.Назарова. Курс социально экономической статистики// М.:2008.

5. Плакся В.И. Безработица// М.: 2007.

6.Социальная политика: Учебник под ред. Волгина// М.: 2009.

7.Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М.: Логос, 2008.

8.Безработица-2011: официальный прогноз // Законность.- 2010.

9.Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2010

10.Из-за глобального экономического кризиса ожидается резкий рост численности безработных - доклад МОТ // Ваш финансовый консультант.: 2010.

11.Исарташов С.А. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социологические исследования. 2010.

12.Имлобова С.В. Трудовое право России: - ЗАО Юстицинформ, 2010.

13.Обавленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: М.: 2009.

14. Покловец И.И. Практика применения законодательства о занятости // Гражданин и право. - 2009. - № 12.

15.Статистика: Учебник. М. Высшее образование, 2008.

17. Сасильева Э.К. Статистика: учебник для студентов вузов// М. Мысль: 2009.

16. Сазарова Р.Т. Социально – экономическая  статистика// М. Эра:2007.

17. Слакся В.И. Безработица// М. ИнФО: 2007.

18. Таваров П.Д. Социальная политика: Учебник // М. Эра: 2009.

19.Тузполин А.К. Переходная экономика. - М.: Логос, 2008.

20. Туваров Р.Б.Безработица-2011: официальный прогноз // Законность.- 2010.

 

 

 

Приложение 1

 

Занятость по формам собственности  в зарубежных  странах

 

В тысячах

Доля  в общей занятости

Показатели

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Венгрия

           

Общая занятость

Государственный сектор

Частный сектор          

4699,0

-

-

433,0

2860,4

1473,6

4120,0

2645,0

1475,0

 

-

-

 

66,0

34,0

 

64,2

35,8

Польша

           

Общая занятость

Государственный сектор

Частный сектор            

16511,0

1063,4

5547,7

15601,0

9313,8

6287,2

15379,0

8550,7

6828,3

 

66,4

33,6

 

59,7

40,3

 

55,6

44,4

Чехия

Общая занятость

Государственный сектор

Частный сектор            

5351,0

4917,0

434,0

5059,0

4052,0

1007,0

4880,0

-

-

 

91,9

8,1

 

80,1

19,9

 

-

-

Словакия

           

Общая занятость

Государственный сектор

Частный сектор            

2478,0

2357,0

121,0

2281,0

1989,0

292,0

2160,0

1793,0

367,0

 

95,1

4,9

 

87,2

12,8

 

83,0

17,0

Болгария

           

Общая занятость

Государственный сектор

Частный сектор            

4097,0

4097,0

-

3564,0

3204,0

440,0

3113,0

2673,0

440,0

 

100

 

89,9

10,1

 

85,9

14,1

Румыния

           

Общая занятость

Государственный сектор

Частный сектор            

10810,0

-

-

10786,0

10041,8

744,2

10205,0

8980,4

1224,6

 

-

-

 

93,1

6,9

 

88,0

12,0




 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Данные для корреляционно  регрессионного анализа

 

Годы

Уровень безработицы

Индекс ВРП (%)

Доход, на душу населения (%)

Миграция, число прибывших (%)

ВВП

Производительность труда (%)

У

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

2001

9

104,7

89,6

53

107,5

105,1

2002

7,9

105,6

130,5

45,2

106,3

104,7

2003

8,2

105,6

72,2

45,8

107,0

107,3

2004

23,5

106

99,9

46,2

106,5

107,2

2005

7,2

105,5

112,2

43,5

105,5

106,4

2006

7,2

107,6

110,2

48,9

107,5

108,2

2007

6,1

109,4

121,5

49,1

107,5

108,5

2008

6,3

111,3

104,5

65,3

104,8

105,2

2009

8,4

109,3

103,4

57,3

95,9

92,2

2010

7,5

109,8

111,3

67,1

102,7

104,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней