Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:07, контрольная работа
Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов…………………………………………………………………...4
2.1 Потребительское общество - основа внутренней организационной структуры………………………………………………………………4
2.2 Роль союзов потребительских обществ в системе потребительской кооперации……………………………………………………………10
2.3 Роль Центросоюза в системе потребительской кооперации………12
3. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации………………………………………………………………..17
3.1 Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г…………………………..17
4. Совершенствование кооперативного управления как фактор улучшения организационной структуры……………………………….22
5. Заключение……………………………………………………………….30
6. Библиографический список……………………………………………...32
Центросоюз
достойно защищает экономические интересы
организаций потребительской
Позицию Центросоюза об организационном построении потребительской кооперации России четко изложил председатель его Совета в докладе "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии": «В отличие от любой страны мира потребкооперация в России имеет существенные особенности в организационном построении. Если в зарубежных странах кооператив (потребительское общество) сразу выходит на свой национальный центральный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное. Центросоюз не в состоянии напрямую осуществлять руководство и контролировать деятельность потребительских обществ, оказывая им помощь. В соответствии с законом Центросоюз создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительски обществ и их союзов, защиты имущественных и иных прав этих обществ, их членов и союзов. Вместе с тем Центросоюз целиком и полностью несет ответственность перед государством за состояние и развитие потребкооперации страны, заключает с правительством соглашения о взаимодействии, донося до госорганов важность социальной миссии, выполняемой потребкооперацией, добивается государства правовой, финансовой и другой поддержки, открывая тем самым возможности такой же поддержки в регионах».
Центросоюз
Российской Федерации как правопреемник
Центросоюза СССР, Всероссийского центрального
союза потребительских обществ,
Московского союза
Как
отмечает К.И. Вахитов: «Сегодняшний Центросоюз,
как в свое время и Московский
союз, имеет эмблему, на которой изображено
дружеское рукопожатие и начертаны мудрые
слова: «В единении сила». В этом изречении
великого гуманиста Роберта Оуэна содержится
призыв ко всем кооператорам - призыв к
взаимопониманию, сплоченности, солидарности,
сотрудничеству».
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГРАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКЙ КООПЕРАЦИИ
3.1 Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г.
После распада Советского Союза «Закон о кооперации в СССР» от 1988 г. утратил свою силу, и потребительская кооперация в России оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существования ее вертикальной структуры - райпотребсоюзов, облпотребсоюзов и республиканских потребсоюзов во главе с Центросоюзом.
В
1992 г., в разгар шоковой терапии, к
ликвидации кооперативных союзов призывали
отдельные представители
В то же время
в этот период было принято и ряд
решений, которые существенно ослабили
систему потребительской
Также тяжелыми социально-экономическими последствиями для потребительской кооперации обернулась, развернувшаяся в стране в 1991 - 1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных предприятий. Суть коммерциализации сводилась к разукрупнению действующих предприятий и предоставлению, выделившимся из них хозяйственным единицам права юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив юридических лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной собственности многими организациями потребительской кооперации.
Еще большую угрозу кооперативной собственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительских обществ. Ее инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисное финансовое положение своих организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущих акционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократно увеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически исключили большинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупные суммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное общество, присвоив, по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом, устанавливало высокие дивиденды на пай.
Иногда
передача кооперативной собственности
в частные руки оформлялась через
ее продажу на аукционах. Так, например,
случилось в Нижегородской
Такие негативные явления вели к развалу системы и ухудшению снабжения сельского населения, особенно в отдаленных районах. Необходимо было принимать срочные меры. В 1996 г. по инициативе руководства Центросоюза Президент Российской Федерации издал Указ № 795 от 31.05.96 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами». Указ обязал организации потребительской кооперации восстановить в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 - 1996 гг. В Указе была провозглашена государственная поддержка организаций потребительской кооперации и поручено Правительству РФ предоставить налоговые льготы и снизить тарифные ставки за используемую электроэнергию тем организациям потребительской кооперации, которые полностью восстановят в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 - 1996 гг.
Другим юридическим актом, который остановил распад системы потребительской кооперации явился Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г. Закон 1997 г. привел в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации правовые основы деятельности потребительских обществ и их союзов, закрепил их юридический статус как некоммерческих организаций, ввел новый орган управления - совет, на который возлагаются представительские функции потребительских обществ и союзов. Таким образом управление из двухуровневого - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - правление, стало трехуровневым - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - совет - правление. Совет потребительского общества или потребсоюза назначает председателя и членов правления, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств. Закон создал правовую основу для сохранения кооперативной собственности, определив субъектами кооперативной собственности юридические лица: потребительские общества и союзы потребительских обществ. Кооперативная собственность определена как общая, совместная. Также в этом законе были восстановлены контрольные и распорядительные функции союзов по отношению к потребительским обществам или нижестоящим союзам. Так, статья 31, пункт 5 гласит: «Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или уставом союза».
Таким
образом, Закон РФ «О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в Российской Федерации»
от 11 июля 1997 г. сыграл выдающуюся роль
в сохранении системы потребительской
кооперации в стране, признал организационную
структуру потребительских обществ и
их союзов как систему потребительской
кооперации в Российской Федерации, наделил
союзы распорядительными и контрольными
функциями, определил потребительские
общества и их союзы субъектами собственности,
утвердил новые органы управления - Советы
и распределение функций и ответственности
между общими собраниями, советами и правлениями
потребительских обществ и их союзов,
усилил роль пайщика в управлении и хозяйственной
деятельности всех организаций потребительской
кооперации.
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Возвращение
к мировым принципам