Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:46, реферат
Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть “цена предложения”
Предложение, как и спрос, -- особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников.
То, что сегодня в экономической теории обозначается как “предложение”, настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);
3) труд (наемный);
Предложение на рынке одного товара
Совокупность товаров, выносимых
им на рынок, и образует предложение, а
назначаемая производителями цена есть
“цена предложения”
Предложение, как и спрос, -- особая, самостоятельная
сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения
ее участников.
То, что сегодня в экономической теории
обозначается как “предложение”, настолько
многообразно, что с трудом поддается
даже самой общей классификации. В настоящее
время в предложении принято выделять
пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2) товары производственного
3) труд (наемный);
4) капитал (производительный и денежный);
5) товары потребительского
а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);
б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);
в) услуга (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, -- рестораны, туризм).
Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.
Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.
Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Но из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализации предложения. Если снизить цену предложения (как правило, это делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки (хотя это снижает рентабельность производства в расчете на товарную единицу). Поэтому в мировой хозяйственной практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продажи в фактических ценах реализации, -- именно он открывает годовые балансы фирм Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009.,с.125. .
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура -- ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры -- “повышательную”, “высокую”, “понижательную” и “низкую” (характеристики даны с позиции предложения). Первые два состояния -- повышательная и высокая -- “звездный” час для предпринимателей, ибо это “рынок продавца”. Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен Хайман Д.Н. Современная макроэкономика: анализ и применение.- М., 2011.,с.134..
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. Эта конкуренция производителей нам известна только по литературе. Зато при недостаточном предложении возникает хорошо известный нам на практике и долгое время бывший для нас единственно доступным вид конкуренции -- конкуренция среди покупателей.
Величина и структура предложения отражают налоговую политику государства: введение, например, налога на добавленную стоимость стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров Эдвин Дж. Долан. Микро - экономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 2011.,с.215. .
Как известно, связь производства и потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью -- торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.
Закон и кривая предложения
закон предложения:
величина предложения (Qs) находится в прямой
зависимости от направления изменения
уровня цен (р). Закон предложения -- это
реакция величины предложения на динамику
цены; повышение цены стимулирует рост
величины предложения, а снижение, наоборот,
уменьшение величины предложения.
Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько “переводом” эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ -- искусственное ограничение объема производства, а, следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях:
а) монополии данного производителя на рынке (отсутствие конкурентов);
б) отсутствии товаров-заменителей (субститутов).
Предложение -- это все товары и платные
у слуги, представленные к непосредственной
продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем
предложения.
Равновесная цена, дифицит и избыток товара
Равновесная
цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса
и функцию предложения, в результате действия
конкурентных сил. QE=QD=QS.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован.
Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних
побуждений к его нарушению. Напротив,
при любой другой цене, отличной от цены
равновесия, рынок не сбалансирован. У
покупателей или у продавцов появляется
желание изменить ситуацию на рынке.
Возможны как установление точной равновесной
цены, так и небольшие отклонения от нее.
Рыночное равновесие существует там и
тогда, где и когда уже исчерпаны возможности
изменения рыночной цены или количества
продаваемых товаров.
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.
Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.
Тем не менее, потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование.
На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек . Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.
В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные.
Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально производит.
Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает.
Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (потому что увеличивает размеры неденежных затрат. Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами.
В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.