Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 10:00, реферат

Краткое описание

Важное место в микроэкономическом исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирм. Мотивы их деятельности, принимаемые решения, предложение товаров, механизм размещения ресурсов тесно связаны с условиями экономической среды, в которой они функционируют. Микроэкономическая теория выделяет различные типы рыночных структур, влияющих на поведение фирм и результаты их деятельности. Тип рыночной структуры зависит от количества фирм и их размеров; вида, характера производимой продукции; наличия или ограничения вхождения в отрасль и выход из нее; доступности информации о ценах, нововведениях. Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития, долей и формами существующей конкуренции. Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях.

Содержание

Введение…………………………………………………..………………………….…...3
Понятие и признаки совершенной конкуренции…..……………………………….4
Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………….…………….…......8
Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде …………………………………………………………….…………….…..12
Заключение………………………………………………………………………..…17
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

совершенная конкуренция.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

     Введение…………………………………………………..………………………….…...3

  1. Понятие и признаки совершенной конкуренции…..……………………………….4
  2. Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………….…………….…......8
  3. Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном                 периоде …………………………………………………………….…………….…..12

Заключение………………………………………………………………………..…17

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Важное место в микроэкономическом исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирм. Мотивы их деятельности, принимаемые решения, предложение товаров, механизм размещения ресурсов тесно связаны с условиями экономической среды, в которой они функционируют. Микроэкономическая теория выделяет различные типы рыночных структур, влияющих на поведение фирм и результаты их деятельности. Тип рыночной структуры зависит от количества фирм и их размеров; вида, характера производимой продукции; наличия или ограничения вхождения в отрасль и выход из нее; доступности информации о ценах, нововведениях. Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития, долей и формами существующей конкуренции. Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов рыночного хозяйства в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, средства производства и капиталы. Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка): чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» были введены в научный оборот во второй половине 19в. Совершенную конкуренцию называют чистой, имея ввиду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Рассмотрим  подробнее признаки, преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции

 

«Совершенная конкуренция» - тип рыночной структуры, при которой ни один из ее субъектов не способен повлиять на изменение рыночной цены.

Рынок свободной  конкуренции  состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства  и  предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на  рыночную  цену, но должна 'соглашаться с ценой', принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах  и  об их изменениях. Существует свобода входа  и  выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета  и  весной, - но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса  и  предложения на рынке. На практике  совершенная   конкуренция  в чистом виде - явление редкое не только в XX в., но  и  в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту  структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса  и  предложения.

Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:

Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят

стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю

безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

“Соглашающийся с ценой”. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложения, или, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую- либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.

Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и др.,- которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж. Совершенно конкурентная фирма теряет всех своих клиентов, если она пытается поднять цену. Если один- единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах прозводства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.

С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю.

В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества.

Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим образом.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты

признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения

ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

 б) распределяя ресурсы, конкурентная  модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

 г) конкурентная система не  обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как (или почти как) совершенный конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

Доход фирмы формируется в виде выручки, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции. Как и многие другие показатели, экономическая наука подсчитывает доход в трех разновидностях.

Средний доход (АR, от англ average revenue) отражает выручку в расчете на

единицу реализованной продукции, (или что то же самое) общий доход, деленный на число реализованных продуктов. Так как рыночная цена блага является функцией спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее дохода от единицы продукции, то есть кривой средней выручки (АR) фирмы:              AR=TR/Q=PL х Q.

Предельный доход (MR, от англ. marginal revenue ) представляет собой дополнительный  доход, полученный в результате продажи последней из реализованных  единиц продукции:   MR = Δ TR / Δ Q

Общим доходом (ТR от англ. total revenue) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. ТR=Р x Q.

Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения максимальной прибыли фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны

В   условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило МR = МС может быть представлено и в иной форме: Р=МR=МС, или Р = МС. То есть в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и  цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирование ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль.

Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм на нем, характером выпускаемой ими продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информацию Различают четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход в отрасль и выход из нее фирм абсолютно свободный, каждая фирма имеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что ее решение о повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене.

Рыночное предложение формируется на основе предложения отдельных продавцов, что предполагает изучение поведения фирмы в качестве условия, обусловливающего изменения предложения. Допуская, что при принятии решений продавцы руководствуются принципом максимизации прибыли, логично предположить, что решение проблемы формирования предложения связано с установлением взаимосвязи между рыночной ценой и количеством продукции, предлагаемым продавцами для каждого уровня цены. В этом смысле объектом анализа становится исследование взаимосвязи между ценой и объемом выпуска фирмы.

Вместе с тем для каждой рыночной структуры рассматриваемая проблема имеет свое преломление, что предполагает выявление особенностей поведения фирм в каждой конкретной модели организации рынка.

Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы

Совершенно конкурентная фирма-фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке. В ряду присущих ей специфических черт следует выделить то, что совершенно конкурентная фирма: а) не может воздействовать рыночную цену и б) принимает рыночную цену как данную. Поэтому при совершенной конкуренции взаимодействие между фирмами но стратегического поведения, то есть фирма не учитывает реакции и их конкурентов на принимаемые ею решения, а суть ее поведения сводится к приспособлению к складывающейся рыночной ситуации.

Поскольку продукция совершенно конкурентной фирмы является стандартизированной, то спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным, а кривая спроса будет параллельной оси абсцис (рис. 1). Следует иметь в виду, что речь идет не о том, что на совершенно конкурентном рынке спрос является совершенно эластичным а лишь о том, что он совершенно эластичен в отношении продукции отдельной фирмы.

Рис.1. Рыночный спрос и спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы

Для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена продукции задается извне и с точки зрения принятия фирмой текущих решений может быть принята в качестве постоянной величины (Р = const). В случае средняя выручка (AR = TR/Qf = PQf/Qf = P) и предельная ручка (MR =ΔTR/ΔQf = Δ (PQf/ΔQf = = PΔQf/ΔQf = P) фирмы от реализации продукции будут равны рыночной цене. Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли MR = МС трансформируется в форму Р = М/С, поскольку для данного типа фирмы MR = Р. Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме допуска, для которого предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции, что является частным случаем общего принципа. При этом общая прибыль будет определяться как: K = (P-AC)Qf

Информация о работе Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде