Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:45, контрольная работа
Первоначально экономическая наука изучала особенности домашнего хозяйства, затем города-государства, отдельных сфер экономической деятельности — сельского хозяйства, торговли.
Во времена классической политической экономии в ХVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной экономичёской системы. Тогда же появилось знаменитое краткое определение предмета политической экономии как науки о богатстве народов.
Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы.
До настоящего момента мы считали уровень цен, по которым фирма продает свою продукцию, неизменным по величине. Рассмотрим, каким будет оптимальный выпуск продукции фирмой в случае их изменения (рис. 7.9). Пусть цена продукции последовательно снижается с уровня Р5 до уровня Р0:
· при цене Р5 предприятие будет максимизировать прибыль и производить Q5 единиц продукции;
· при цене Р4 фирма окажется в точке безубыточности (нулевой экономической прибыли) и выпустит Q4 единиц;
· при цене Р3 предприятие будет минимизировать убытки и производить Q3 единиц продукции;
· при цене Р2 фирма попадет в точку безразличия и либо выпустит Q2 единиц, либо вовсе прекратит производство;
· наконец, при любой цене ниже Р2 (например, при Р1) выпуск точно будет остановлен (Q1 = 0).
Рис. 7.9. Кривая предложения конкурентной фирмы
Легко заметить, что описывая поведение фирмы при разных уровнях цен, мы фактически описали ее кривую предложения. Ведь кривая предложения как раз и показывает, какой объем продукции будет выпущен при том или ином уровне цен. А поскольку интересы предприятия требуют довести производство до точки, где предельные издержки будут равны цене (MC = P), то кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода.
Но предприятие выпускает продукцию только в том случае, если рыночная цена превышает минимальные средние переменные издержки (P > АVCmin). Следовательно, кривая предложения продукции (S) в краткосрочном периоде графически ограничивается только тем отрезком кривой предельных издержек (МС), который расположен над минимальной точкой кривой средних переменных издержек. Или, другими словами, кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС > AVCmin. При более низком уровне рыночных цен (P < AVCmin) кривая предложения претерпевает разрыв и в дальнейшем сливается с осью цен (OP).
На графике вся кривая предложения выделена жирной линией.
Формирование отраслевых краткосрочных кривых спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
Из кривых предложения отдельных фирм складывается кривая предложения конкурентной отрасли (рис. 7.10). Если на рынке действует несколько фирм (на рис. 7.10 изображен простейший случай, когда их две), то совокупный объем предложения отрасли при каждой данной цене равен сумме объемов предложения всех фирм.
S S = S1 + ... Sn,
где n ¾ число фирм в отрасли.
На рис. 7.10 показан такой процесс суммирования для цены Р1. Легко заметить, что по сравнению с кривыми предложения фирм отраслевая кривая сдвинута вправо, в сторону больших объемов предложения.
Рис. 7.10. Формирование кривой предложения отрасли в краткосрочном периоде
Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия. На рис. 7.11 изображена достаточно простая картина взаимодействия спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
Некоторых комментариев заслуживает, пожалуй, лишь кривая спроса. Для всей отрасли (в отличие от отдельной фирмы) она имеет нормальный, соответствующий закону спроса вид понижающейся кривой. Напомним, что в горизонтальную прямую кривая спроса на продукцию отдельной фирмы вырождалась лишь потому, что размеры фирмы были пренебрежительно малы по сравнению с ёмкостью всего отраслевого рынка.
Точка пересечения кривых спроса и предложения (О) задает равновесную цену Р0 и равновесный объем предложения Q0. Именно сформировавшаяся в рамках всей отрасли равновесная цена Р0 в дальнейшем каждой фирмой-совершенным конкурентом рассматривается как сложившаяся данность, как цена, продиктованная рынком, с которой следует смириться, выгодна она или нет.
Другой важной
особенностью точки равновесия при
совершенной конкуренции
удовлетворяет правилу MR = MC, а значит, не дает возможности получить максимальную прибыль.
Установление нулевой экономической прибыли (безубыточности) фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.
Взаимосвязь между
уровнем прибыльности в конкурентной
отрасли и размерами
Пусть в конкурентной отрасли (рис. 7.12 б) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий уровень цен Р0, при котором фирма (рис. 7.12 а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса D0 в этой ситуации переместится в положение D1, и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равновесия O1, равновесный объем предложения Q1, равновесная цена P1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена P1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС).
Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен Р2. Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних долгосрочных издержек (LAТC), т. е. достигнут оптимального размера предприятия (см. 6.4.2).
Рис.7.12.Долгосрочное
Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет ¾ для него больше не будет стимула.
Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении) развертывается и в случае возникновения экономических убытков:
1) сокращение спроса;
2) падение цены (краткосрочный период);
3) появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период);
4) отток фирм и ресурсов из отрасли;
5) сокращение
долгосрочного рыночного
6) рост цены;
7) восстановление безубыточности (долгосрочный период);
8) прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.
Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.